Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
БР. Белорусы и рынок, 5 – 12 декабря 2005
Павлюк Быковский
Палата представителей 2 декабря приняла во втором чтении предложенные президентом поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, предусматривающие тюремное заключение за дискредитацию государства и подготовку акций протеста. Лишь три депутата осмелились проголосовать против президентских поправок в УК и УПК. К празднованию 10 декабря очередной годовщины принятия Всеобщей декларации прав человека законопроект может успеть одобрить Совет республики и подписать президент.
Обсуждение законопроекта во втором чтении проходило более оживленно и предметно, чем неделей ранее в первом (см. "БР" № 46/2005), но ни одна депутатская поправка в президентский законопроект принята не была. За представленный законопроект проголосовали 97 депутатов и только 3 — против. И хоть голосование было тайное, в этом случае легко предположить, кто именно были эти трое, поскольку активно протестовали при обсуждении законопроекта лишь Ольга Абрамова, Сергей Гайдукевич и Виктор Кучинский.
Лидер Либерально-демократической партии С. Гайдукевич не сделал письменных замечаний или предложений и не представил их в установленные регламентом сроки в профильную комиссию, поэтому чисто процедурно его мнение было проигнорировано. О. Абрамова и В. Кучинский в парламенте не первый год и к сражению подготовились более тщательно. Поэтому они хоть и не смогли убедить в своей правоте коллег по Овальному залу, но, по крайней мере, заставили депутатов и разработчиков законопроекта высказаться.
О. Абрамова одной своей поправкой предложила исключить из законопроекта практически все, кроме новой статьи Уголовного кодекса 3691 "Дискредитация Республики Беларусь", а второй поправкой — вместо ареста на срок до 6 месяцев или лишения свободы до 2 лет предложила штраф за дискредитацию страны в размере от 50 до 100 базовых величин.
Представляя коллегам свою первую поправку, О. Абрамова сказала, что не видит для властей необходимости в ужесточении законодательства в этой области: "Я не понимаю, какой острой необходимостью продиктованы такие предложения. Мне кажется, что сегодня власти опасаться нечего — ее рейтинг сегодня исключительно высок".
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Юрий Андреев защитил президентский законопроект с помощью следующего аргумента: "Имеется негативный опыт как в Грузии, в Украине, так и в Киргизии. Там тоже, в Киргизии, рейтинг президента очень высокий, но тем не менее события состоялись, и они в большей степени были направлены на изменение существующего строя. Поэтому мнение президента вот такое. И самое главное — то, что ваша поправка является исключающей поправкой, и она полностью меняет концепцию проекта. Поэтому решение — комиссии не поддержать". Подавляющее большинство согласилось с мнением комиссии.
В. Кучинский выступил с рядом редакционных поправок в законопроект, но, в отличие от О. Абрамовой, предложил не гуманизировать ответственность по ст. 3691 УК "Дискредитация Республики Беларусь", а исключить ее вовсе. Некоторые предложения В. Кучинского находили поддержку у 7-8 депутатов, но общий итог оказался тем же.
"Да вы почитайте, — убеждал коллег С. Гайдукевич, — под УК подпадает "организация либо руководство политических партий, деятельность которых сопряжена с воспрепятствованием исполнению гражданами их государственных, общественных и семейных обязанностей"! Вот я провожу партийное собрание, и у меня человек опоздал домой. Уголовная ответственность?! Семейные обязанности! Причем тут руководство политических партий?.. В корне неправильно!" Лидера партии попытались успокоить, что речь идет о чем-то другом.
В дискуссии по законопроекту выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ, заслуженный юрист Республики Беларусь Анатолий Красуцкий, который очень вежливо и без политических оценок попытался обратить внимание разработчиков законопроекта на его сырость и недоделки. "У нас в Уголовном кодексе есть такое понятие, как "нарушение общественного порядка" — злостное, умышленное нарушение, — объяснял А. Красуцкий. — У нас есть только одно определение — "нарушение общественного порядка". Сейчас мы вводим — "дестабилизация общественного порядка". Поэтому не думаете ли вы, что есть необходимость в первую часть Уголовного кодекса, где есть понятийные наши определения, включить понятие "дестабилизация общественного порядка?"
Однако президент поставил на законопроект пометку "срочно", и депутаты не допустили промедления. Прозвучало мнение, что раз документ одобрили в главном государственно-правовом управлении Администрации президента и Национальном центре законопроектной деятельности при президенте, то уж депутатам спорить не о чем — дескать, эксперты свое мнение высказали.
Между тем В. Кучинский требовал конкретизировать сферы, которые будут регулировать обновленные статьи УК, и дать четкое определение термину "дестабилизация общественного порядка". "Я вот думаю, хотел бы кто-нибудь из здесь присутствующих подпасть под "дестабилизацию", а потом мучительно думать, а что он дестабилизировал?" — обращался к коллегам В. Кучинский. С аналогичными требованиями выступал при обсуждении поправок и глава ЛДП.
По просьбе депутатов председатель КГБ Степан Сухоренко был вынужден дать свое толкование: "Это и терроризм, это и хулиганствующие действия с элементами терроризма, то есть то, что направлено на дестабилизацию действительно обстановки, на создание условий, при которых нарушается нормальный режим функционирования государства".
Между тем в УК понятие "дестабилизация" и без того упоминается дважды (ст. 126 и ст. 359), и в обоих случаях речь идет исключительно о целях террористических актов. Сейчас президент предложил дополнить ст. 289 (терроризм) и ст. 290 (угроза совершением акта терроризма). Однако определения, что такое дестабилизация, в белорусском праве пока действительно нет, и это может оказаться проблемой, так как в 1996 г. Конституционному суду уже приходилось опровергать обвинения в попытке дестабилизации обстановки в стране, правда, главу КС Валерия Тихиню в терроризме тогда еще никто не подозревал.
Что касается вносимой в УК ст. 3691 "Дискредитация Республики Беларусь", то до сих пор белорусское право знало лишь "дискредитацию деловой репутации конкурента" (ст. 249 УК). Речь шла о распространении индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в рекламе, СМИ и иным способом заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой репутации конкурента. Теперь, судя по всему, государство решило защититься от своего рода конкуренции с собственными отдельными гражданами, которые дискредитируют репутацию родного государства перед его партнерами на международной арене.
Председатель КГБ С. Сухоренко не скрывает, что его ведомство подготовило законопроект в качестве превентивной меры в преддверии предстоящих в 2006 г. в Беларуси президентских выборов с учетом опыта других стран, где произошла смена власти в результате подготовленных оппозицией массовых выступлений протеста. "Все, что принимается в нашей стране в защиту наших национальных интересов, а не в угоду кому-нибудь, представляется как антидемократия", — отмел критику законопроекта С. Сухоренко.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |