Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
29 ноября 2005 г., ИА REGNUM
Валерий Турсунов, президент Института евразийских исследований
Внимание экспертов привлек недавний неожиданный публичный конфликт президента Молдавии Владимира Воронина с президентом Румынии Траяном Бэсеску - главой государства, которое молдавские власти считают своим ближайшим союзником. Неожиданным этот конфликт стал потому, что Бэсеску всего лишь вновь повторил традиционную для Румынии мысль, что оба государства являются румынскими, а Воронин неожиданно резко его опроверг, утверждая, что в Молдавии большинство считает себя молдаванами. ИА REGNUM попросило прокомментировать исторический контекст этого конфликта президента Института евразийских исследований Валерия Турсунова. Он отметил:
"Действительно, "имперские" амбиции Румынии в отношении Молдавии, равно как и в отношении Северной Буковины и Трансильвании - не новость. Не новость это, в первую очередь, для самой Молдавии. С первого дня появления на политической карте мира независимой Молдавии (август 1991) Румыния провозгласила курс на "исключительность и привилегированность" отношений "двух румынских государств", принялась наращивать усилия по формированию единого экономического и духовного пространства.
За этим стоит фактически нескрываемое румынами отрицание существования молдавской нации и самостоятельного молдавского языка, убежденность Бухареста в нежизнеспособности независимого молдавского государства, "оторванного" от мифической Великой Румынии имперской Россией (1812) и Советским Союзом (1940).
Для этого был налажен политический диалог с Кишиневом на всех уровнях. Для координации внешней и внутренней политики, экономической деятельности созданы межведомственные комитеты и межпарламентская комиссия. В Бухаресте учрежден правительственный фонд для развития и углубления двусторонних торгово-экономических и гуманитарных связей.
С прицелом на будущее объединение Бухарест постепенно переходил от политики "малых шагов" к более масштабным действиям. Для поддержки молдавских СМИ, учреждений культуры и образования выделялись и выделяются значительные финансовые и материальные средства. Предоставляются места для обучения в высших учебных заведениях Румынии для граждан Молдавии. Созданы максимально благоприятные условия для получения жителями Молдавии румынского гражданства (по оценкам экспертов, с начала 1990-ых гг. румынские паспорта получили от 300.000 до 500.000 молдаван). Одним словом, идет скрытый "аншлюс", скрытое (и не очень!) поглощение Молдавии и ее граждан Румынией.
Лишь временно, в конце 1990-х Румыния была вынуждена несколько умерить свой интегристский пыл по отношении к Молдавии. Это было связано с началом предметных переговоров о вступлении Бухареста в НАТО и ЕС, на которых ставилось условие договорно-правового урегулирования отношений с соседними государствами. В апреле 2000 был даже парафирован базовый политический договор между двумя странами, предусматривавший, в частности, делимитацию и установление государственной румыно-молдавской границы. Однако от подписания этого документа румыны уклонились, воспользовавшись приходом к власти в Кишиневе компартии во главе с Ворониным и толерантным отношением Запада. Кроме всего прочего, в разгар переговоров об интеграции с Западом румынам самим было крайне невыгодно муссировать тему объединения с Молдавией на фоне тупика в приднестровском урегулировании. Но правящая команда во главе с Бэсеску, пришедшая к власти в ноябре-декабре 2004, обозначила отношения с Кишиневом в качестве одного из важнейших приоритетов своей внешней политики. Воронин этому не противился и не протестовал. И теперь Бухарест намерен вновь по-особенному влиять на все, что происходит в Молдавии.
Для воплощения этих задумок провозглашено "двустороннее партнерство на пути в Европу". Имеется в виду, что Румыния при поддержке ЕС, пользуясь тем, что Кишинев тоже объявил о своей евроинтеграции, возьмет на себя функцию лоббиста и адвоката Молдавии на пути в ЕСовское пространство и тем самым получит возможность еще больше упрочить свое влияние и позиции в соседней стране.
Это не означает, что Румыния снимает с повестки дня вопрос об объединении с Молдавией (правильнее даже сказать, о поглощении Молдавии). Румын воодушевляет пример ФРГ, сумевшей реализовать, казалось, несбыточные надежды на объединение страны - и в один момент поглотила ГДР.
Одним словом, протест Воронина вызывает глубокие сомнения в его искренности. Просить Румынию о братской помощи в газовом транзите, энергетике, дипломатии, отдать ей своих граждан - и грубо одергивать ее именно за "братские чувства"... Это не только разрыв с мощным прорумынским лобби в самой Молдавии, благодаря союзу с которым Воронин, собственно, и пришел снова к власти, это просто грубая государственная неадекватность..."
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |