Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Не секрет, что информационно-пропагандистская машина Украины является антироссийской. Тем более важно привлечь внимание и поддержать те информационные структуры, которые противостоят этому валу дезинформации. Наиболее крупным из таких ресурсов является пресс-служба Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которая издает «Вестник пресс-службы УПЦ», выходящий 2 раза в месяц и сайт «Православие в Украине» (www.orthodox.org.ua), которые являют собой пример профессиональной полемики с воинствующей русофобией, отстаивания фундаментальных духовных, культурных и социальных ценностей восточнохристианского мира и восточного славянства. «Православие в Украине» неоднократно предоставляло слово экспертам Института Стран СНГ.
Наш Институт, по приглашению пресс-службы, принял активное участие во Втором Соборе Православной Молодежи Украины на Казантипе (АР Крым) 14-21 августа 2002 года, посвященном проблемам единого информационного пространства православного мира. Ниже публикуется ряд выступлений, прозвучавших на Соборе.
Выступление Василия Анисимова, главы пресс-службы УПЦ Московского Патриархата.
Каноническое Православие в зеркале политических, государственных и раскольничьих СМИ Украины:
...Большое влияние в информационном пространстве Украины имеют СМИ, являющиеся партийными органами или контролирующиеся политическими партиями и группами. Их внутриредакционная политика определяется тем, какую позицию занимает партия или ее лидеры по отношению к Церкви. Например, Компартия приняла документы, которые определяют ее линию на поддержку Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат), поэтому и газета «Коммунист», и областные издания коммунистов публикуют много антиуниатских и антисектантских материалов. Сходной позиции придерживаются лидеры Соцпартии, поэтому их газета «Товарищ» всегда благожелательна к Православию. То же можно сказать о газетах «Власть и политика» (Партия регионов), «Правда Украины» (Солидарность) и других. Однако всегда есть опасность, что при смене политической конъюнктуры, изменится и позиция издания. Это продемонстрировала газета «Всеукраинские ведомости» (издание Юлии Тимошенко): сама Ю.Тимошенко всегда декларировала свою приверженность канонической церкви, поэтому поначалу и публикации «ВВ» были антифиларетовские и антиуниатские, однако когда в ее блок вступили боевики-унсовцы, офилареченный до дна своей изолгавшейся душонки, бывший первый секретарь ЦК ЛКСМУ А.Матвиенко и прочие, газета запестрела антиправославными материалами.
Принципиально антиправославную, униато-раскольничью позицию всегда занимали руховские СМИ. Но так как поддерживающие расколы сами колются и с энтузиазмом сдают и предают друг друга, то эта участь постигла и сам РУХ, который расколот на несколько частей, и если бы их не подобрал в свой блок В.Ющенко, то они уже в этом году завершили бы свое политическое существование. Сегодня трудно определить, есть ли у них собственные партийные СМИ, хотя они постоянно распространяют в Верховной Раде злобные антиправославные заявления. Проуниатскими и профиларетовскими изданиями являются марчуковская газета «День», газета СДПУ (О) «Киевские ведомости». Последнее весьма любопытно: в своих заявлениях лидеры этой партии постоянно утверждают, что они являются партией закона, а законной признают лишь УПЦ, однако на практике, благодаря Леониду Кравчуку, «КВ» фактически является рупором филаретовщины.
Кроме того, существуют с разной степенью изощренности, лгущие СМИ. Это ангажированные униато-филаретовские получекистские информационные структуры: телеканалы «1+1» (остаток империи медиа-лжи филаретовца Зиновия Кулика), СТБ, «Україна молода», газеты киевские — «Вечерний Киев» и «Столиця». К этой когорте, судя по последним публикациям, стремится присоединиться и газета «Сегодня». Еще одну группу СМИ составляют государственные средства массовой информации, которые дотируются из центрального и региональных бюджетов, и собственно существуют за средства налогоплательщиков. Это «Голос Украины», «Урядовий кур’ер», «Рабочая газета», газеты областных, городских, районных советов и госадминистраций. Они должны отражать точку зрения государства на церковно-государственные проблемы, а она отражена в Конституции и законах Украины. Они достаточно объективны и толерантны к тысячелетней Церкви своего народа, однако зачастую определяют свою позицию не по закону, а по высказываниям коррумпированных чиновников областного и столичного уровня.
Последняя группа СМИ — это собственно филаретовские, униатские, автокефальные периодические издания, типа «Наша віра», «Християнська Україна» и т.д. Это деградировавшие малотиражки, поскольку постоянно поддерживаемый высокий градус лжи и злобы, разлагает любую личность. Их занятие — это неустанное стукачество и клевета на Православную Церковь. Они пристально отслеживают всякое событие в УПЦ и тут же обливают его желчью и ложью. Полемизировать с ними можно, но скучно. Сколько раз и по всяким поводам уличали в подлости и лжи того же филаретовского нардепа Павла Мовчана (Наталья Витренко даже лупила его в парламенте каблуком перед телекамерами) — все не впрок: едва ли не в каждом номере «ХУ» он выдавливает из себя, как степная гадюка, традиционную порцию яда и лжи. Потому что ложь — это его корм. Отсутствие положительной информации (а ложь никогда не может быть положительной, какие бы панегирики ни строчили филаретовцы своему отлученному от Церкви патрону и самим себе) превратило эти издания в сосуды затхлости и гниения. Откроешь — отпрянешь. В этих условиях православные СМИ — самые свободные. Свободные от той же лжи, поскольку нам нет надобности, как униатам, перевирать собственную кровавую антиукраинскую, антиправославную историю, чтобы обосновать свое присутствие в Украине. Православие — это тысячелетний отчий дом нашего народа. Оно дало ему язык, историческую жизнь, сформировало его менталитет, культуру, никогда не предавало его, а в годину испытаний первым шло на плаху. У нас нет необходимости, как у раскольников, с пеной у рта доказывать, что мы «тоже» истинная вера и истинная Церковь, поскольку мы никогда не переставали ими быть, и это признается всеми, в том числе и униатами, и схизматиками. Нам не надо растолковывать людям, как это делают сектанты, откуда мы здесь появились и чего хотим, поскольку мы никуда отсюда и не уходили.
Сегодня православная вера востребована нашим народом, несмотря на нищету и бедность ежегодно открываются до пятисот новых храмов. Как будущие священники и сотрудники епархиальных информационных структур, мне кажется, вы должны помнить, что слово «востребованность» означает не только «требы», но и горячее служение в православной информационной сфере.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |