Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

www.orthodox.org.ua

Православие перед лицом "информационных войн".

Выступление руководителя отдела Украины Института стран СНГ Кирилла Фролова на Соборе православной молодежи в Республике Казантип.

Август 2002 г.

Не является секретом тот факт, что профессиональная информационная политика является одним из самых слабых мест миссии нашей Церкви. Дальнейшее промедление в построении эффективной информационной системы РПЦ грозит отбросить ее на периферию общественной жизни, потерей инструментов влияния на политическую элиту и общественное мнение.

Между тем, против Русской Православной Церкви, на всей ее канонической территории ведется профессиональная информационная война. Целостный, системный анализ публикаций и высказываний деятелей антицерковного толка в России, Украине, Белоруссии свидетельствует о том, что конечной целью наших оппонентов является расчленение и демонтаж Русской Православной Церкви, как последней структуры, связывающей восточнославянский мир-Россию, Украину, Белоруссию. Если единое православное пространство будет разорвано, расколото, то само Православие будет отброшено в маргинальную нишу в системе мировых цивилизационно-культурных систем, на фоне миллиардной исламской и высокотехнологичной постхристианской западной цивилизаций оно будет являться микроскопическим фактором.

Судя по публикациям антицерковной прессы, прорисовывается следующая картина. Небезизвестный Збигнев Бжезинский достаточно четко обрисовал геополитический идеал своих политических единомышленников: окончательно разорвать, что связывает Украину и Белоруссию с Россией, саму Россию расчленить на 3 части. Русское Православие названо им врагом "номер один". Понятно почему: Русская Православная Церковь является последней нерасчлененной структурой восточнославянского мира. И компрадорские силы в наших государствах активно работают над реализацией этого проекта "Вашингтонского ЦК". Высказывается версия, что для эффективного расчленения Россия поволжский регион искусственно исламизируется руками деятелей экстремистского толка, "государственной религией" Сибири становится протестантизм, в центральной России, "Московии" Православие раздробляется с помощью поддержки раскольнических группировок. Украина путем поддержки расколов, создания "поместной церкви" неизбежно отдрейфует в сторону унии и выключается из православной цивилизации. Белоруссия поглощается польским католицизмом. Как утверждают источники, этой осенью будет предпринята попытка окончательно похоронить российско-белорусский союз (информационное обеспечение будет поручено, в том числе, некоторым московским политологам).

В некоторых российских СМИ развернута пропаганда принятия русскими ислама. Идеологи проекта "Русский ислам", которых поддерживает администрация Приволжского округа, утверждают, что их целью является интеграция российских мусульман в русское культурное пространство в противовес ваххабитскому влиянию. Но какое отношение к декларированной цели является создание фильма "Русские в исламе", снятого при поддержке руководства Приволжского округа? Фильм повествует о том, как несколько русских жителей Петрозаводска приняли ислам ваххабитского толка. Авторы не скрывают пропагандистского характера этого телеопуса, который планируется продемонстрировать на ОРТ. Это при том, что на центральных российских каналах нет ни одной полноценной православной программы! В Москве планируется открытие исламского университета за государственный счет. Православному большинству россиян (кстати, большинству налогоплательщиков) такой роскоши не предоставляют. Известный российский политолог Сергей Кургинян утверждает, что Саудовская Аравия тратит на проект обращения русских в ислам более 2 миллиардов долларов в год.

Безусловно, большинство русских не уйдет в ваххабизм, но еще одним фактором национального раскола эта пропаганда может стать. Кроме того, именно такие "янычары" потенциально могут начать решать "православный вопрос" не парламентскими методами. Да так, что по сравнению с ними беснующиеся галицийские униаты покажутся чеховскими интеллигентами.

Средства массовой информации, близкие к "Фонду эффективной политики" Глеба Павловского, пытаются навязать обществу т.н. "Российскую православную автономную церковь" во главе с осужденным за педафильство Валентином Русанцовым (лишенным сана и Русской Православной Церковью, и Русской Православной Церковью Заграницей). Эта маргинальная, микроскопическая структура, которая насчитывает меньше последователей, чем прихожан в среднем московском приходе, раскручивается как "альтернативная (конечно же, РПЦ) Церковь". Роль "суздальцев" просматривается достаточно ясно - они нужны тем, кто оказывает им политическую поддержку, только для ослабления Русской Православной Церкви. Для того, чтобы демагогически обосновать отказ ей в возвращении захваченной большевиками собственности-дескать, есть несколько претендентов- не отдадим никому). Эта идеология отчетливо просматривается в изданном при активном участии "суздальцев" почти год назад спецвыпуске журнала "Отечественные записки", посвященному церковно-государственным отношениям в России. Этот изданный с шикарной полиграфией журнал, распространявшийся среди политической элиты, является подлинной энциклопедией антицерковной демагогии. Один из его авторов откровенно проговаривается: он пишет, что Русская Православная Церковь должна повторить судьбу СССР -то есть распасться и исчезнуть. Другой проект суздальских раскольников - сайт "Кредо.Ру" представлен как "независимое издание". Создается впечатление, что задача "Кредо"- опровергать, ставить под сомнение все, что делает Русская Православная Церковь. "Суздальцы" обвиняют РПЦ в "сергианстве", то есть в сервилизме перед государством в период СССР. Но митрополит Сергий (Страгородский) подписывал свою декларацию под дулом пистолета, суздальские же раскольники добровольно играют роль дешевой разменной монеты в руках откровенно антицерковных сил.

Другим полигоном отработки антицерковных пропагандистских технологий многие годы являлись "НГ-Религии" во главе с Максимом Шевченко, который ныне возглавил интернет-издание Глеба Павловского "Религия на Русском журнале". На этом сайте публикуются удивительные откровения. Павловский утверждает, что государство будет искать в Русской Православной Церкви слабые места, бывший главный редактор "Независимой газеты" Виталий Третьяков пишет, что государство, если сочтет необходимым, раздавит Русскую Православную Церковь и расчленит ее на несколько конкурирующих структур. Неудивительно, что в редакционной политике "Религии на Русском журнале" явно чувствуется влияние "русского ислама". Хочу заметить, что мы, православные граждане России, не намерены мириться с подобными выпадами ("раздавить", "искать слабые места"!). Отмечу также, что эти выступления нанесет колоссальный урон Российскому государству.

Деятели антицерковного лобби вот уже несколько лет пропагандируют идею возрождения в России Совета по делам религий, в котором, они, вероятно, претендуют на ключевые роли. Можно только представить себе, сколько бед они могут принести Церкви и России, если воссоздадут и дорвутся до этого рычага давления на Церковь! Посмотрите, сколько проблем создает для Православной Церкви такая структура в Украине! Она даже считает Церкви шарами, которые государство должно загонять по лузам! Однако, благодаря принципиальной позиции нашей Церкви, никакие посреднические бюрократические структуры не воссозданы, в России практикуется прямой диалог Церкви и государства. Несмотря на оголтелое сопротивление "антицерковного лобби", в Российских школах вводятся "Основы православной культуры", в вузах - кафедры теологии. Но развязанная против Русской Церкви "информационная война" требует адекватного ответа.

Подобные антицерковные пропагандисткие информационные и политические технологии исходят из разного рода западных аналитических центров. Например, на деньги фонда Макартуров издана "разоблачительная" книга Николая Митрохина о "теневой церковной экономике". Католический фонд "Помощь церкви в беде" финансировал "Русскую мысль" и "церковно-общественный вестник", ведшие антицерковную пропаганду. Особенную активность проявляет британский "Кестон- колледж". Его корреспонденты - англичанка Джеральдина Фейган и русский Александр Щипков опубликовали в "НГ-религиях" доклад "Москва нам не мать, но и Рим не отец", посвященный церковной ситуации на Украине. Там содержатся откровенные панегирики Госкомрелигий Украины, который в поте лица занят расчленением Православия в Украине, пропагандируется идея разрушения восточнославянского Православия, создание "Украинской поместной церкви", Леониду Кучме рекомендуется создать "государственный синод". Г-жа Фейган - завсегдатай "тусовкок" в Москве, где пропагандируется идея создания "комитета по делам религий".

То, что в России пропагандируется на уровне теорий, на Украине давно реализуется. Госкомитет по делам религий не был упразднен, большинство СМИ освящают церковную ситуацию с одной единственной позиции - оторвать Украинскую Православную Церковь от Русской. Здесь информационная война против Церкви носит жесткий, "горячий" характер.

Итак, в наших государствах сложилась критическая ситуация в информационной сфере. Мы же, в значительной степени, выступаем с "вилами против танков". Да, конечно, Православие шагнуло в интернет. В России около 600 православных сайтов, Украине - на порядок меньше. Но большинство из них предназначено "для внутреннего пользования". Наша церковная аналитика носит реагирующий, а не упреждающий, прогнозный характер. Между тем, вокруг нас достаточно много тем, которые смогут дать церковной проповеди адресный характер, ибо только такая проповедь может быть услышана. Вот передо мной газета "Православный Донбасс". Газета хорошая, но она опять же "для своих". Между тем, в Донецком регионе очень серьезные социальные проблемы. Но об этом - ни слова. Если бы люди, годами не получающие зарплату, видели, что именно Церкви они не безразличны! Вспомним, кстати, что польская "Солидарность" являлась католическим профсоюзом.

Вообще, в Украине сложилась абсурдная ситуация - промышленные русскоязычные регионы Востока, хоть и сами бедствуют, но датируют Галицию, являющуюся экспортером ненависти, унии и раскола. Так что не "москали", а галицийские униаты съели украинское сало.

Реагирующий, запаздывающий характер нашей проповеди приводит к абсурду. Вот на Украине наши православные братья все время вынуждены оправдываться в том, что они находятся в единстве с Московским патриархом. За что оправдываться? В результате воссоединения Русской Православной Церкви в 1686 году малороссы заняли в ней господствующее положение В эпоху Петра Первого в иерархии Русской Церкви было только два(!) великоросса, остальные-украинцы. Вообще те, кто называет себя украинскими националистами, таковы не являются. Их корректнее называть невежественными "провинциал -шовинистами. Они как раз уничтожают все то, на чем веками стояла Православная Украина - Церковь, идею православной солидарности с Россией и Белоруссией.

Действительно, идеология общерусского единства была в значительной степени сформирована именно в Киеве. Ее исповедовали киевские православные интеллектуалы 17 века. Киевский "Синопсис" (ок.1680 г.), утверждающий преемственность Москвы по отношению к киевскому древнерусскому государству и необходимость "собирания Руси" стал первым российским учебником истории, который в течение 18 века издавался более 30 раз (!). Русский литературный язык составлен также в Киеве. Первый учебник русского языка -"Адельфотес или наука о восьми частях слова в научение многоименитому Российскому роду", разработан митрополитом Арсением Элассонским, издан во Львове в конце 16 века.

Не выдерживает критики и противопоставление терминов "Русь" и "Россия". Не кто иной, как знаменитый украинский филолог Михаил Максимович, написал знаменитую работу "Об употреблении названий "Русь" и "Россия" в Западной Руси", где он констатирует тот факт, что термин Россия является не более чем греческим вариантом слова "Русь", соответственно, эти термины идентичны, они равно употреблялись в Москве, Киеве и Вильно.

Нынешние "бандеро-мазепинцы" тщательно скрывают тот факт, что еще сто лет назад галицкое население исповедовало совсем другие идеи, что нынешняя галицийская идеология не является национальной, она была насаждена путем террора, что политические отцы-основатели нынешних раскольников и "русоедов" во главе с униатским митрополитом Андреем Шептицким были идеологами первого в двадцатом веке антирусского геноцида, когда по доносам "австро-украинской партии" было уничтожено более 60 тыс галичан, обвиненных в русофильстве и симпатиях к Православию. По их наущению был построен первый концентрационный лагерь Талергоф, в котором погибло более 20 тыс. человек, у карпаторусской народности лемков было уничтожено все духовенство и интеллигенция.

Православной Церковью в Америке установлен день поминовеня жертв униатского террора в западной Украине. Нам удалось издать уникальную книгу воспоминаний узника этого концлагеря Василия Ваврика "Терезин и Талергоф". Напомню, что "бандеровцы" во время Великой Отечественной Войны уничтожили, бросали в колодцы сотни священников во главе с Киевским митрополитом Алексием (Громадским) за то, что они отказывались предать Церковь и уйти в автокефалистский раскол. Эти факты собраны в книге С.Раневского "Украинская автокефальная церковь" (Джоррданвилль, 1948 год), которая переиздана несколько лет назад Почаевской Лаврой. Матушка известного киевского священника Романа Барановского является внучкой распятого на кресте в Бабьем Яру по бандеровскому доносу архимандрита Александра (Вишнякова). Наша задача - овладеть этими знаниями и занять наступательную позицию. Православным Украины нечего стесняться своего единства с Русской Церковью, это "бандеро-мазепинцы" должны стыдиться своей лжи, провокаций, пролитой безвинной крови.

Действительно, мы не должны плестись в хвосте общественного мнения, мы должны и можем его формировать. В том числе и в сфере церковно-государрственных отношений. Православное экспертное сообщество должно мыслить проектными категориями, давать и острые оценки серьезным проблемам современности, и, главное, иметь модели их разрешения, предлагать социально-значимые проекты и реализовывать их, быть инициатором строительства подлинного гражданского общества. Безусловно, сложившаяся в Украине система церковно-государственных отношений устарела. Очевидно, что Госкомитет по делам религий является рудиментом тоталитарного режима. Эта структура объективно заинтересована в существовании расколов, в создании проблем в церковно-государрственных отношениях - для того, чтобы оправдать свое существование. Между тем, куда более эффективной представляется система, сложившаяся в России -существует Совет по взаимодействию с традиционными конфессиями при Президенте РФ, в который входят представители государства и традиционных конфессий. Говоря об Украине, следует подчеркнуть, что раскольнические группировки никак не могут претендовать на статус традиционных конфессий. Вообще, пора еще раз подчеркнуть - на Украине, за пределами Галиции, нет никакого раскола Православия. Более 90 процентов православных граждан принадлежат к канонической Православной Церкви. Раскольнические группировки существуют только благодаря поддержке госструктур. Как только эта поддержка прекратиться, раскол исчезнет.

Теперь кратко подведем итоги и сформулируем предложения.

- Православной Церкви объявлена "информационно-политическая война" с целью ее расчленения и ликвидации.

- Эта война ведется профессионально, с грамотным экспертным, научным, политическим и экономическим обеспечением.

- Православная Церковь должна выработать адекватный ответ на брошенные ей вызовы. Для этого необходима ее внутренняя консолидация и "информационно-технологическая революция" в ее миссионерской деятельности.

- Из среды духовенства и мирян сложилась прослойка профессиональных политологов и журналистов, которая должна стать костяком православного экспертного сообщества, которое под окормлением Священноначалия должно перейти к системному профессиональному прогнозированию процессов государственной, общественной и религиозной жизни и активному влиянию на них, методам работы с общественным мнением

- Православным ответом на "информационный вызов" должно стать построение мощной и разветвленной информационно-аналитической системы Русской Православной Церкви, включающей центральные органы- - информационно-аналитический центр, пресс-службу общецерковное информационное агентство, общественно-политическую газету, освящающую события в обществе и государстве с православных позиций телерадиокомпанию. Подобные службы должны быть созданы во всех епархиях, а по мере необходимости - в благочиниях. В Украине информационно-аналитическая система Православной Церкви должна строиться на основе пресс-службы УПЦ.

- В рамках единой информационно-аналитической системы РПЦ и ее неотъемлемой части - УПЦ осуществить переход к выстраиванию системы профессионального информационного и экспертного обеспечения внешней защищенности церкви. Создать с этой целью при пресс-службе УПЦ экспертный совет, объединяющий церковных и светских специалистов в области информационных технологий, политологии, права, социологии.

- Изучить и использовать опыт Антидифамационного комитета Элладской Православной церкви по пресечению антицерковной деятельности;

- Добиваться введения во всех духовных школах кафедр и семинаров журналистики, психологии, риторики, политологии и права;

- Поручить участникам Собора, являющимися студентами Духовных школ, проработку этого вопроса в своих учебных заведениях;

- Создать при пресс-службе УПЦ постоянно действующий семинар журналистского мастерства.

- Признать приоритетным создание системы светского богословского образования УПЦ, которая должна обеспечить Церковь образованными кадрами православных педагогов, политиков, журналистов, предложить создание сети филиалов Свято-Тихоновского богословского Института в епархиях УПЦ, готовящего указанных выше специалистов.

- Создать Православный университет во имя новомучеников Киевских в г.Киеве.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ