Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Коммерсант Plus,
6 сентября 2002
Каскад национальных праздников, отшумевший на обоих берегах Днестра, оставил в душе многих сограждан двойственные чувства. С одной стороны, вроде возродилась робкая надежда на мирное, а главное - справедливое воссоединение страны, с другой же, ощущалась горечь за упущенные возможности. Основной канвой немногочисленных и негромких заявлений, прозвучавших в эти праздничные дни с высоких столичных трибун, конечно же, была идея федерализации, прочно овладевшая умами значительной части молдавской элиты.
Между тем я еще год тому назад высказался за федерализм как единственный выход из тупика, в который мы сознательно загоняли сами себя на протяжении десятилетия суверенного развития. Однако мой тезис - лучше строить федеративное государство, чем вообще никакого - был встречен в штыки не только правыми политиками, всегда выступавшими "контра", но и абсолютным большинством левых - новоиспеченных "последовательных сторонников". Тогда, невзирая на очевидную разницу во взглядах, их голоса слились в общем хоре. И неизвестно еще, кто был более яростным критиком. А ведь не год, не два и не три тому назад многие политики осознали, что Молдова не может претендовать на то, чтобы стать цивилизованной страной в условиях, если можно так выразиться, "усеченной государственности", когда часть территории не подчиняется центральному правительству. Но при этом они либо бездействовали, либо активно упорствовали, хватаясь за отжившие формы правления и административно-территориального устройства.
Сегодня, похоже, для многих государственных мужей настал "момент истины", когда они должны наконец дать ответ на один, отнюдь не тривиальный, вопрос: быть или не быть суверенному государству Молдова, быть или не быть народу, объединенному общими устремлениями, направленными на создание процветающего демократического общества? Однако коренное обновление республики - не дело одного дня. Уверяю, завтра никто из нас не проснется в другой стране. Возможно, потребуются годы, чтобы наступил перелом в сознании людей. Мы все должны усвоить раз и навсегда одну истину, которая лежит в основе любого федеративного государства. Сама федерализация - это не конечная цель, добившись которой можно спокойно скрестить руки на груди и почивать на лаврах реформаторов и спасителей отечества, а только инструмент, умело используя который мы сможем постоянно, а главное эффективно совершенствовать демократические процессы. Это, согласитесь, большая ответственность, предполагающая приложение вполне конкретных усилий. Пока же на протяжении двух месяцев, в основном, раздаются праздные речи о необходимости (или пагубности, в зависимости от политической ориентации участников проходящих дебатов) такого шага. Аргументов же пока маловато.
Несмотря на то, что я и мои коллеги по парламентской фракции и Социал-демократическому альянсу Молдовы раньше других выступили за федерализацию страны как разумную альтернативу территориальному, политическому и этническому расколу, все-таки считаем, что претворять ее в жизнь любой ценой не только нецелесообразно, но и опасно. Конечно, прекрасно, что ОБСЕ, страны-гаранты предложили план федерализации Молдовы, поддержанный политическим руководством страны, но ни одному из этих факторов не должно принадлежать последнее слово. Окончательно определиться в данном вопросе может исключительно народ, которому принадлежит высшее суверенное право решать свою судьбу. Так что всенародного референдума, на проведении которого настаивает наш альянс, коммунистической власти теперь не избежать.
Прежде (до встречи экспертов в Киеве), помнится, именно партийная номенклатура, привыкшая управлять безраздельно и при этом ни за что не отвечать, активно противодействовала проведению совета с народом, испытывая синдром "страха народовластия". Тогда за идею плебисцита Социал-демократический альянс, как организация, инициировавшая сбор подписей в его поддержку, буквально подвергался остракизму. Предостережения в наш адрес - от упреков до угроз - продолжают раздаваться из высоких партийных кабинетов и сегодня. В связи с этим хочется спросить: а как вы, господа коммунисты, мыслите переход на федералистские рельсы? Принятием келейных решений? Не уверен, что это получится.
По-моему, пришло время спросить у собственного народа: а чего, собственного говоря, он ожидает от вас? Надо переступить через свою боязнь общения с ним и попросить его дать ответ на два вопроса: "Хотят ли граждане Молдовы жить в единой стране?" и "Каким должно быть будущее государственно-территориальное устройство страны?". По первому из них, полагаю, все здравомыслящие люди выскажутся однозначно. Что касается второго, то именно он, на мой взгляд, и станет для пока еще не окрепшего гражданского общества Молдовы экзаменом на зрелость.
Только получив результаты референдума, мы сможем объективно судить о настроениях масс, их готовности принять или отвергнуть дискутируемый в настоящее время документ. Это тем более необходимо сделать, поскольку непримиримая часть сограждан, симпатизирующих Христианско-демократической народной партии и другим правым формированиям, уже сказали плану федерализации свое категорическое "нет". И сколько бы людей ни собралось 1 сентября на площади Великого национального собрания, они продемонстрировали, что пока мы далеки от реального согласия, сопровождающего, как я уже отмечал, процесс становления федеративного государства. Плебисцит же позволит окончательно определить расстановку сил в обществе и создаст возможность для маневра, поскольку однозначных решений в данном вопросе, конечно же, быть не может. Необходим разумный компромисс.
Многие наши предложения и наработки, которые мы озвучивали с парламентской трибуны, в многочисленных публичных выступлениях перед общественностью, обретают особую актуальность как раз в связи с намерением властей осуществить федерализацию страны. В частности, руководство нашего альянса последовательно отстаивало и продолжает отстаивать идею внедрения в республике смешанной мажоритарно-пропорциональной электоральной системы. Поскольку федерация предполагает созыв двухуровневого парламента, его верхнюю представительскую палату в условиях Молдовы практически невозможно сформировать, голосуя в едином общенациональном округе.
Не могу также не обратить внимания и на некоторые заблуждения, присущие политикам, для которых федерализация страны стала чем-то вроде идеи “фикс”. Они ошибочно полагают (по наивности или по злому умыслу), что единое государство можно будет воссоздать, установив федеративные отношения исключительно между Приднестровьем и всей остальной Молдовой. Хочу со всей ответственностью предостеречь: это может взорвать общественно-политическую ситуацию на правом берегу. При таком раскладе ущемленными будут чувствовать себя жители других регионов страны. К такой возможности необходимо отнестись со всей серьезностью, тем более что о своем намерении полноценно участвовать в процессе федерализации республики уже заявили официальные представители АТО Гагауз Ери. В любой момент о своем исконном праве быть равными среди равных заявит и Тараклийский уезд, более двух третей населения которого составляют этнические болгары. Да и Кишинев, как столица страны с миллионным населением, также может претендовать на особый статус. Как видно из тенденций, которые с каждым днем все активнее проявляются, процесс этот не такой простой. Потребуются нестандартные подходы к решению проблем, которые будут неизменно возникать в ходе нового этапа государственного строительства, высокая степень терпимости политических оппонентов и твердая воля высшего политического руководства Молдовы. Установить федеративные отношения в многонациональной республике - не означает наспех сшить разорванное надвое одеяло в попытке натянуть его на себя. Предстоит длительная работа, в основе которой должен лежать взвешенный подход.
Это лишь некоторые соображения по данному поводу. Чтобы не погрязнуть в субъективизме, обсуждая данный вопрос, необходимо суммировать все предложения, поступающие на этот счет от всех заинтересованных сторон, провести тщательный анализ документа, предложенного ОБСЕ, в стенах высшего законодательного органа. Остро стоит вопрос и о финансировании проекта. Прежде, чем приступать к конкретным действиям по его претворению в жизнь, необходимо подсчитать, во сколько все это нам обойдется и, главное, где изыскивать необходимые средства. Полагаю, без финансовой помощи извне Молдове не обойтись. И еще, международные организации, страны-гаранты должны взять на себя еще одно жесткое обязательство: они должны обеспечить проведение референдума по дальнейшему государственно-территориальному устройству страны на обоих берегах Днестра. В противном случае все усилия по объединению Молдовы будут тщетны.
Федерализацию Молдовы необходимо провести вовсе не ради того, чтобы создать и укрепить региональные политические структуры. Хотя и это тоже нужно. Главная задача, которую предстоит решать центру в ближайшем будущем, - это создание самодостаточных с экономической точки зрения субъектов федерации, способных не только отстаивать свою политическую самостоятельность в рамках единого правового демократического государства, но и в полной мере реализовывать возможности для развития экономики и социальной сферы, не уповая на дотации, которые даст или не даст республиканская власть. Строго говоря, полноценное федеративное государство способно состояться только в том случае, если каждый его субъект сможет прокормить себя сам. Так давайте к этому стремиться, создавая справедливые законы и повышая роль регионов уже сегодня, а не в обозримом завтра, когда наконец наступит светлая "эра федерализации". Само собой ничего не произойдет.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |