Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Предвыборная заготовка президента

Александр Фадеев

Самым важным событием во внутриполитической жизни Белоруссии на исходе 2005 года стало назначение даты выборов президента республики. По конституции РБ президентские выборы полномочна назначать Палата представителей Национального собрания, что она и сделала 16 декабря. Постановлением нижней палаты белорусского парламента, принятого единогласно 104 голосами, президентские выборы в республике назначены на 19 марта 2006 года, что не противоречит основному закону, но, с другой стороны, не имеет прецедента в истории независимой Белоруссии. Ранее дата выборов определялась за пять месяцев до истечения срока полномочий президента – ныне более чем за девять месяцев. Конечно, ни у кого нет никаких сомнений, что такое решение парламентариев принималось с подачи президентской администрации, поскольку оно формально сокращало срок президентства Александра Лукашенко.

Собственно никакой политической сенсацией объявление даты выборов главы Белоруссии не является. Предвыборный штаб главного кандидата в президенты  Александра Лукашенко при  этом исходил из того очевидного обстоятельства, что консолидация правящего лагеря, объединившегося вокруг действующего главы государства, успешно завершена. Лукашенко не только сконцентрировал в своих руках всю полноту политической и социально-экономической власти, контроль за средствами массовой информации, заручился доверием правящей элиты, но и добился на настоящий момент широкой общественной поддержки.

Белорусский народ проинформирован о достижениях в сфере укрепления стабильности национальной валюты, что привело к снижению цен на потребительском рынке. Большинство белорусских граждан убеждено в правильности внешней и внутренней политики президента, оптимальности экономической модели, отстаиваемой Александром Лукашенко. Глава государства не только пообещал в год президентских выборов довести объемы сдачи жилья до 4,2 млн. кв. метров, но и увеличить денежные доходы населения, доведя уровень средней заработной платы до 300 долларов США.

В среде белорусской оппозиции, напротив, процесс объединения только-только начал набирать обороты. К тому же так называемого единого кандидата от оппозиции Александра Милинкевича поддерживают далеко не все группы потенциального протестного электората и не все видные функционеры оппозиции. Именно сейчас структурная оппозиция пожинает плоды своего ошибочного выбора, когда «единым» выдвинули не публичного политика республиканского масштаба, не сильного хозяйственника, не пострадавшего от режима управленца, дипломата, ученого или парламентария, а провинциального интеллектуала из Подляшья, не имеющего ясной политической и экономической программы. Милинкевичу, как выдвиженцу одиозного БНФ, идейному стороннику прозападной, точнее пропольской ориентации, крайне сложно убедить белорусских избирателей в преимуществах своей предвыборной платформы, якобы отвечающей общенациональным интересам.

Александр Милинкевич активно путешествует по белорусской «глубинке», встречается с избирателями, но излагает картину будущих выборов президента, словно он живет вдали от Белоруссии, не знаком с ситуацией там. Так, по прогнозу Милинкевича, белорусы накануне выборов, испытывая унижение собственного достоинства, хлынут на улицу с лозунгами против Лукашенко, «не за кусок хлеба, а потому, что так больше жить не могут». Столь явная наивность и оторванность от реальной социальной действительности соискателя поста президента от оппозиции только на руку президентской администрации. И уж совсем непродуктивными выглядят попытки Милинкевича пугать с трибуны съезда партии БНФ революцией, спровоцированной властями, или грозить возможным бойкотом выборов со стороны оппозиции. Получается, что президент гарантирует стабильность, мир, социальную защиту и поддержку, занятость и повышение зарплаты, а оппозиция призывает на голову белорусских граждан революцию, потрясения, а также радикальные реформы с непредсказуемыми последствиями.

Сокращение сроков предвыборной агитации, на наш взгляд, только добавит нервозности штабу Милинкевича, вынужденному еще более энергично «раскручивать» своего безнадежного кандидата при отсутствии достаточного ресурса поддержки социума и прибегать в силу этого к неадекватным действиям. Сам Александр Милинкевич в преддверии мартовских выборов, скорее всего, не успеет исправить допущенные им ранее ошибки. В угаре скоротечной президентской гонки он может не только наделать новые, но и вообще совершить какой-нибудь роковой для себя и оппозиции шаг.

Соискателям кресла президента предоставили недельный срок для регистрации своих инициативных групп (заявление и список группы от претендентов должно были поступить в Центральную избирательную комиссию РБ не позднее 23 декабря). В результате применения новой предвыборной тактики число претендентов резко сократилось – заявление подали только восемь политиков (на прошлых выборах 2001 г. – 23). Это лидеры Консервативно-Христианской партии - БНФ Зенон Позняк, Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич, Белорусской социал-демократической партии (Грамада) Александр Козулин, бывший депутат Палаты представителей НС РБ, член Белорусской социал-демократической партии ген. Валерий Фролов, бывший спикер Совета республики НС РБ академик Александр Войтович, «единый претендент от демократических сил» Александр Милинкевич, бывший руководитель депутатской группы «Республика» Сергей Скребец, а также президент Александр Лукашенко.

Лукашенко и Гайдукевич, играющий, как представляется, по поручению власти роль кандидата, обеспечивающего «альтернативность» выборов при любых самоотводах других претендентов, являются выдвиженцами правящего класса республики. Все остальные кандидаты находятся в оппозиции по отношению к главе государства, два претендента были выдвинуты различными крыльями БНФ (Милинкевич и Позняк). Зарегистрированные ЦИК Белоруссии инициативные группы должны в течение одного месяца (до 27 января 2006 г.) собрать не менее 100 тысяч подписей в поддержку выдвижения претендента для того, чтобы он смог получить мандат кандидата. В Белоруссии у кандидатов в президенты нет другой альтернативы, поскольку внесение денежного залога, например, не предусмотрено избирательным кодексом республики.

Если зарегистрировать инициативную группу кандидату в принципе не так сложно, то собрать необходимое количество подписей в свою поддержку гораздо труднее. На президентских выборах 2001 года активистам девятнадцати инициативных групп так и не удалось этого сделать. Естественно, президентские структуры учитывали этот опыт, когда определяли дату выборов, с тем, чтобы отсеять опасных соперников, оставив только «какие-то невнятные тени».

Угрозу режиму могли представлять яркие политики, бывшие высокопоставленные чиновники, крупные ученые, заявка на самовыдвижение которых держалась втайне и не поддавалась прогнозу. Однако «неприличный», с точки зрения оппозиции, перенос выборов на март мог поломать их планы, имея в виду организационную неподготовленность их штабов, информационных ресурсов и ставшую в силу этого непреодолимой преграду в виде сбора 100 тысяч подписей.

Играет роль и финансовый потенциал кандидатов, используемый на ведение предвыборной агитации (изготовление листовок, плакатов и т.п.). По белорусским законам каждым кандидатом на это не может быть израсходовано более 2300 базовых величин, т.е. некая минимальная сумма, выделенная из государственного бюджета. Кандидату запрещается использовать зарубежную финансовую помощь, причем, как для агитации в свою пользу, так и для критики других претендентов на кресло президента. Более того, на всю агитационную кампанию отводится всего один месяц до дня голосования.

В этих обстоятельствах значительное преимущество получает действующий президент Александр Лукашенко, который пытается продлить свои полномочия на третий срок. Не секрет, что все официозные средства массовой информации Белоруссии ежедневно работали и продолжают работать на повышение рейтинга главы государства, на позитивное восприятие электоратом политической программы Лукашенко. Лукашенко не сходит со страниц правительственных газет и журналов, его деятельность широко освещается радиостанциями республики, на интернет-сайтах, а главное – президент постоянно присутствует в телевизионном эфире. Благодаря этому он предстает избирателю в качестве самого популярного политика, мудрого государственного деятеля и защитника национальных интересов и простых граждан. Поэтому очень странным, если не сказать издевательским, выглядел демарш Александра Лукашенко в период выборов 2001 года, когда он демонстративно отказался от положенного ему как кандидату в президенты времени в телеэфире для изложения своей предвыборной программы.

Абсолютно все материалы об основном кандидате в президенты – это обильные описания его деяний на благо народа и государства, которые носят не просто положительный, но, чаще хвалебный, восторженный характер. Никакой критики президента Лукашенко в белорусских СМИ, жестко контролируемых «горкой», не допускается. Критика в Белоруссии всегда идет «сверху», от самого президента. Если анализировать топ-новости республиканских СМИ, то складывается впечатление, что в Белоруссии всю политику определяет исключительно Александр Лукашенко.

Международное положение Белоруссии таково, что и власть и оппозиция не могут не брать во внимание пресловутый внешний фактор. Но если оппозиционные группы накануне выборов сиротливо призывают Запад к созыву некой международной конференции по Белоруссии и организации «независимого» спутникового телерадиовещания, то белорусский лидер уже успел заручиться поддержкой двух из пяти ведущих ядерных держав мира – КНР и России.

Особенную гордость у Александра Лукашенко вызывает уровень отношений, достигнутый с Китаем. С этой державой, по словам президента РБ, у Белоруссии нет противоречий в вопросах внешней политики, а перспективы сотрудничества имеют большие перспективы в области политики, экономики и дипломатии. Председатель КНР Ху Цзиньтао даже назвал белорусского президента во время декабрьского визита Лукашенко в Пекин «самым хорошим другом китайского народа». Белоруссия подписала с Поднебесной совместную декларацию о стратегии отношений, а также десять межправительственных и межведомственных соглашений.

Во время последней встречи в Сочи Александра Лукашенко с президентом России Владимиром Путиным и в рамках московского заседания правительства Союзного государства, правда, никаких соглашений подписано не было. Однако глава российского государства дал своему белорусскому коллеге гарантии сохранения в год президентских выборов льготных цен на поставки в республику природного газа из России в необходимом республике объеме (21 млрд. куб. м по цене 46,68 долларов США/ 1 тыс. куб. м). Кроме того, Путин заверил белорусских партнеров в том, что Кремль готов и далее оказывать Белоруссии поддержку на международной арене.

Особенно значимо для белорусской стороны прозвучало заявление вице-премьера, министра обороны России Сергея Иванова, который, исходя из того, что обе страны строят Союзное государство, подтвердил намерение России сотрудничать с Белоруссией в сфере обороны и поддерживать совместную группировку войск.

Таким образом, президент Белоруссии и основной кандидат в президенты Александр Лукашенко выполнил главную  задачу накануне выборов - заручился поддержкой союзной России в плане обеспечения оборонного потенциала, безопасности республики и поставок энергоресурсов по льготным ценам в 2006 году.

И все же, насколько перенос президентских выборов на более ранний срок отвечает внутриполитической ситуации в республике?

Безусловно, в Белоруссии присутствует недовольство части населения, вызванного отсутствием либеральных политических преобразований и постоянным расширением полномочий президента и исполнительной власти. Однако большинство белорусов пока не проявляет заинтересованности в проведении каких-либо радикальных реформ. Потенциальные избиратели убеждены в том, что, отдавая свой голос за нынешнего президента, олицетворяющего твердый порядок и государственный контроль, они голосуют за свои интересы, которые режим Лукашенко защищает, предоставляя всем равную опору на закон.

Что касается оппозиционных групп, то они действительно отражают какие-то отдельные грани общественного недовольства, вызванного главным образом причинами экономического свойства. Однако решительно политизировать эти негативные настроения социума, придать им необходимый протестный масштаб, а тем более разогреть ситуацию до революционного брожения слабая белорусская оппозиция ныне просто не в состоянии.

Лозунг перемен, с которым оппозиционные партии начали свою предвыборную кампанию, пока не востребован массами, скорее отпугивает электоральные слои, поскольку белорусам гораздо ближе популистский консерватизм и призывы к стабилизации президента Александра Лукашенко. Доверие к главе государства, институтам власти и национальной денежной единице пока еще не исчерпано.

Крайней нищеты и безработицы в Белоруссии в явном виде нет. Проблема безработицы (по официальным данным она составляет 1,5%) успешно решается правительством за счет экспорта лишних трудовых ресурсов в соседние Россию и Украину, а также за счет широкой организации общественных работ.

Тяжесть государственных займов и долгов еще достаточно слабо ощущается белорусским населением в виду того, что она ложится главным образом на группу промышленных предприятий-лидеров и структурообразующие банки республики. Кроме того, государство, контролирующее все доходы от внешней торговли, часть их тратит на погашение внешних финансовых обязательств и процентов по кредитам, полученных Белоруссией под гарантии правительства. Рост доходов республики в значительной степени за последнее время зависел от высокого уровня мировых цен на нефть и нефтепродукты. Получая от России сырую нефть по льготным ценам, Белоруссия смогла на продаже светлых и темных продуктов нефтепереработки получить маржу в 10 долларов на каждом барреле. В целом, только торговля нефтепродуктами принесла Белоруссии прибавку ВНД в 3%. Аналогичная ситуация по ценам складывалась и в сфере экспорта калийных солей (запасы которых в РБ огромны) и калийных удобрений. Здесь рост мировых цен на эту продукцию также оказал благоприятное воздействие на повышение доходной части бюджета.

Увеличение государственных доходов, достигнутое в 2004 – 2005 гг. за счет повышения налоговых поступлений, таможенных пошлин и акцизов, простого экономического роста, значительно укрепили позиции президентского лагеря. Недостаток иностранных инвестиций (вместе с кредитами их объем в 2005 г. составил всего 2,4%) купировался, в основном, привлечением собственных средств белорусских организаций (61,1%) и бюджетными вливаниями в реальный сектор экономики.

Вот почему попытки оппозиции «раскрыть глаза народу» на ошибочную экономическую политику президентской администрации и правительства республики наталкиваются на непонимание. Тем более, что официальные средства массовой информации убедили население в том, что Белоруссия уже достигла «экономического суверенитета», а ее хозяйственные комплекс развивается быстрыми и устойчивыми темпами.

Большую роль играет и программа масштабной социальной помощи, которую последовательно проводит нынешний президент. Значительный рост ВВП и выверенная политика социальной поддержки граждан Белоруссии, определенное повышение личных доходов свидетельствуют, с точки зрения белорусов, об эффективности централизованного управления государства и правильности президентского курса.

Принятие в последнее время ряда указов главы государства и инициированных им же законодательных поправок, ограничивших некоторые демократические права и ущемляющие интересы общественных организаций, воспринимается в Белоруссии как попытка навести порядок и не допустить вмешательства внешних сил во внутриполитическую ситуацию независимой республики. Тем более, что это восприятие не является острым и болезненным, поскольку многие относят эти действия власти не к народу, а только к радикальной оппозиции, которую давно пора подвергнуть политической чистке из-за ее связи с Западом и антигосударственной деятельности.

Учитывается при этом и то обстоятельство, что Александр Лукашенко не останавливается и перед жесткой чисткой и даже «посадкой» высокопоставленных управленцев своего бюрократического аппарата, обязанности чиновников которого тоже строго регламентированы. Сложилось понимание того, что Лукашенко объективен и стремится к тому, чтобы никто (все равно, из оппозиции или из властных структур) не приобрел чрезмерного влияния в политической жизни, не был позиционирован вне закона.

Действующего президента сегодня твердо поддерживает больше половины избирателей (по оценке, 65%), так как в их представлении Александр Лукашенко – успешный и активный политик, хороший хозяйственник, всегда добивающийся своих целей даже в неблагоприятных условиях внешней среды. Крупные просчеты и ошибки, допущенные Лукашенко в прошлом, многие в республике готовы простить или трактовать в пользу президента (как преднамеренные ложные ходы, диктуемые расчетом опытного политика).

Конечно, часть граждан Белоруссии вполне осознает, что президент излишне честолюбив и обладает явно преувеличенным представлением о своих способностях. Тем не менее, и это прощают, и будут прощать до тех пор, пока белорусский лидер будет добиваться лучшего, чем у соседей республики экономического результата, пока не исчезнет ощущение стабильности, порядка и вера в помощь государства.

По крайней мере, к началу 2006 года никаких заметных предпосылок для выражения всеобщего недовольства в Белоруссии не наблюдается. Нет и трех главных причин для цветной революции – политической слабости верховной власти на фоне социальной напряженности, наличия раскола внутри правящей элиты, а также эффективного вмешательства внешних сил во внутриполитическую ситуацию на стороне оппозиции. Ну и, наконец, не следует забывать, что в белорусском обществе нет революционных традиций.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ