Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Бюджет: обязательная нагрузка

БДГ. Деловая газета, 20 декабря 2005

Николай Велихов

На минувшей неделе белорусский парламент принял законопроект «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год». Принимали главный финансовый документ страны очень оперативно. Если думцам-россиянам для своего бюджета понадобилось четыре чтения, то белорусы управились за два. А хватило бы, признаются народные избранники, и одного, чтобы справиться с этой обязательной в конце года нагрузкой.

Основной финансовый документ представили депутатам, как и в прошлом году, поздно. Многие даже не успели толком с ним ознакомиться. Где-нибудь в Верховной раде, озабоченной газом и собственными выборами, это наверняка вызвало бы бурю негодования. Наших же депутатов ничто не смутило, даже то, что в нынешнем году проект закона представлен по новой функциональной классификации. Она разработана на основе международных стандартов и в соответствии с договоренностями в рамках создания Единого экономического пространства характеризуется сокращением разделов и подразделов классификации расходов государства. На эти нововведения большинство парламентариев просто не обратили внимания. Уровень доверия между ветвями власти сегодня таков, что периодически депутаты просят вовсе избавить их от процедуры рассмотрения бюджета, с которым правительство вольно делать все, что захочет.

Реплики с места Ольги Абрамовой, намекнувшей, что, дескать, неплохо было бы увеличить расходы на образование и науку на 10% за счет сельского хозяйства, явно диссонировали с общим благодушным настроением депутатов и их уверенностью то ли в непогрешимости разработчиков проекта бюджета, то ли в фатальной невозможности что-либо поменять. А раз так, некоторые депутаты решили просто весело провести время. Василий Хрол, например, выдвинул идею привязать сбор налогов к китайскому гороскопу, предложив отменить в год Собаки налог на владельцев этих четвероногих друзей человека и компенсировать потери введением налога с холостяков.

Сам документ, по мнению разработчиков, отвечает двум основным критериям. Как заявил министр финансов Николай Корбут, бюджет, во-первых, предусматривает снижение налоговой нагрузки, а во-вторых, становится еще более социально направленным, чем предыдущий.

Однако радикализмом налоговая политика в 2006 году не грешит, правительство не планирует серьезных изменений и действует «точечными» ударами, которые ничего не меняют в степени налоговой нагрузки. В пояснительной записке, розданной депутатам, указывается лишь, что на 2006 год предусматривается «снижение с 3,9 до 3,0% совокупной ставки платежей от выручки от реализации товаров (работ, услуг)». С этой целью, в частности, будут отменены сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов по ставке 0,4%, сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда? по ставке 0,5%. Кроме того, с 4 до 3% оставшейся после налогообложения прибыли (дохода) организации/индивидуального предпринимателя снижается ставка двух местных целевых сборов — «транспортного» и на содержание инфраструктуры города.

Что касается физических лиц, то им не придется платить сбор при пересечении государственной границы. А многодетные семьи будут освобождены от уплаты налога на недвижимость. Кроме того, предусмотрена отмена налога с продаж автомобильного топлива, налога на приобретение бензина и дизтоплива. Впрочем, послаблений здесь не стоит ожидать. Компенсация отмен — увеличение ставок акцизов на автомобильное топливо в 2,5 раза.

Самыми значительными в 2006 году станут изменения в налоговом законодательстве для банковского сектора. Банки предлагается перевести на общее налогообложение. То есть с уплатой 24%, а не 30% налога на прибыль. Это, по подсчетам министра финансов, позволит в следующем году оставить банкам 55 млрд рублей у себя.

Говорить о значительном снижении налоговой нагрузки не приходится. Она возвращается к уровню 2004 года, т.е. чуть менее 30%. Но, думается, продолжающаяся политика по отмене ряда льгот с лихвой компенсирует возможные потери.

Общая сумма доходов консолидированного бюджета на 2006 год (без средств Фонда соцзащиты населения) составит 25 394,2 млрд рублей и возрастет на 12% по сравнению с 2005 годом. Расходы составят 26 524,2 млрд рублей (опять же без средств ФСЗН). Бюджетные ассигнования на выплату заработной платы возрастут на 22%, что позволит увеличить зарплату бюджетникам до не менее 250 долларов на конец 2006 года.

Расходы на национальную оборону возрастут на 26,7%, на правоохранительную деятельность — на 20,7%, на развитие аграрного сектора — на 30,2%. В первых двух случаях основной рост придется на заработную плату. Финансирование приоритетных направлений в аграрной сфере будет происходить в соответствии с Государственной программой развития села на 2005–2010 годы.

Увеличение расходов на поддержку национальной экономики составит 15,9%, расходы на здравоохранение — 4,6% ВВП, на образование — 6,3%. Кстати, впервые в бюджете 2006 года отдельной строкой прописано выделение 900 млн рублей Институту теологии имени святых Мефодия и Кирилла БГУ. Напомним, что это учреждение, возглавляемое владыкой Филаретом, появилось после ликвидации властями Европейского гуманитарного университета. Расходы на социальную политику в консолидированном бюджете возрастут на 121,5% и прогнозируются в объеме 10,686 трлн рублей. Эта сумма и служит основанием для разговоров о социальной направленности нового бюджета.

Существенных смещений приоритетов, если смотреть в разрезе отдельных министерств, не произошло. Правда, одна строка все-таки вызвала возмущение в зале. Депутат Сергей Гайдукевич с недоумением спросил, почему из 9 млрд рублей, выделенных на молодежную политику, более 7 миллиардов отдается ОО «Белорусский республиканский союз молодежи» (еще два года назад БРСМ получал из бюджета менее 3 млрд рублей). Но непонятливому депутату быстренько объяснили, кто у нас основной проводник молодежной политики. В общем, бюджет прошел через парламент, как нож сквозь масло.

Из пояснительной записки Министерства финансов для депутатов:

«Проект консолидированного бюджета на 2006 год сформирован на основе прогноза важнейших показателей социально-экономического развития и параметров денежно-кредитной политики на 2006 год, в их числе: темп роста ВВП — 108%, индекс-дефлятор ВВП — 110%, индекс потребительских цен (декабрь к декабрю) — 107–109%, темп роста реальной заработной платы в бюджетной сфере — 110%, курс белорусского рубля к доллару США на начало 2006 года — 2 160 рублей и на конец 2006 года — 2 200 рублей. В расчетах использовался номинальный объем валового внутреннего продукта в 2005 году — 62 000 млрд рублей (оценка), в 2006 году — 73 650 млрд рублей».

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ