Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Повышение эффективности системы управления — залог успеха строительства и развития Вооруженных сил РБ

Белорусская военная газета, 21 декабря 2005

На вопросы редакции “Белорусской военной газеты” отвечает начальник Генерального штаба Вооруженных Сил -- первый заместитель министра обороны Республики Беларусь генерал-лейтенант С.П.ГУРУЛЕВ.

- Товарищ генерал-лейтенант, сегодня можно с уверенностью отметить: планы завершения реформирования белорусских Вооруженных Сил полностью реализованы в установленные сроки. Это убедительно подтверждают итоги недавнего заседания Совета безопасности Республики Беларусь, высокие оценки военных экспертов из различных стран, внимательно следящих за процессом военного строительства в странах СНГ.

- Говорить об успешном выполнении Программы завершения реформирования наших Вооруженных Сил на 2001-2005 годы следует в контексте создания системы обеспечения военной безопасности Республики Беларусь. Именно системные преобразования Вооруженных Сил задают вектор дальнейшего развития военной организации государства.

На состоявшемся 30 сентября нынешнего года заседании Совета безопасности государства были подведены итоги первого этапа реализации Концепции строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года. Отмечено, что за этот период Вооруженные Силы приведены в соответствие с характером современной войны и вооруженной борьбы, степенью возможных военных угроз и экономическими возможностями государства.

Сегодня мы вправе говорить о достигнутых за пять лет позитивных результатах. Создана новая, эффективная система управления. Состав и численность Вооруженных Сил приведены в соответствие с рациональными показателями объективной достаточности для обороны и экономическими возможностями государства. В Вооруженных Силах созданы системы стратегического сдерживания, информационного обеспечения, специальных действий и идеологической работы. Решена проблема укомплектованности Вооруженных Сил военными кадрами и их профессиональной пригодности. Национальная система военного образования и подготовки военных кадров интегрирована в общегосударственную систему высшего образования.

- Безусловно, одним из основных достижений минувшего пятилетия стало создание эффективной системы управления.

- Вы правы. Без нее было бы сложно в полной мере реализовать намеченные планы. За прошедшее время функции органов управления конкретизированы в соответствии с задачами строительства и развития Вооруженных Сил. После провозглашения Республикой Беларусь государственного суверенитета для руководства Вооруженными Силами было создано Министерство обороны, структурным подразделением которого стал Главный штаб Вооруженных Сил. Он, безусловно, сыграл важную роль в становлении белорусской армии. При его непосредственном участии были созданы структуры, необходимые для обеспечения нормальной жизнедеятельности национальных Вооруженных Сил. А в связи с изменением выполняемых ими задач четыре года назад было принято решение о реорганизации Министерства обороны и формировании на базе Главного штаба Вооруженных Сил Генерального штаба (официальным днем его создания стало 21 декабря 2001 года).

Генеральный штаб Вооруженных Сил является центральным органом военного управления, реализующим оперативные функции по управлению Вооруженными Силами, обеспечивает их высокую боеспособность, организует взаимодействие и координирует деятельность структурных элементов военной организации государства по выполнению задач в области обороны как в мирное, так и в военное время.

Было создано также командование Сухопутных войск, на которое в мирное время возложены задачи по непосредственному руководству повседневной деятельностью войск, планирование и организация территориальной обороны и подготовки резервов, а в военное время - непосредственное руководство территориальной обороной и подготовкой резерва для Вооруженных Сил.

С целью создания на операционных направлениях группировок войск, способных в мирное время выполнить задачу по локализации и нейтрализации вооруженного конфликта, а при необходимости вести локальную войну, обеспечивая своевременное оперативно-стратегическое развертывание сил и средств, на базе армейских корпусов созданы Западное и Северо-Западное оперативные командования.

Сформировано командование нового вида Вооруженных Сил -- ВВС и войск ПВО. В 2002 году созданы Западное и Северо-Западное оперативно-тактические командования ВВС и войск ПВО.

Новая система управления проверена всем ходом подготовки Вооруженных Сил, а также в ходе серии командно-штабных, оперативных и оперативно-тактических учений.

- Однако в историческом масштабе четыре года -- небольшой срок, тем более для такой структуры, как Генеральный штаб...

- Согласен, что это немного даже по человеческим меркам. Но прошедшего времени оказалось вполне достаточно для формирования и становления Генерального штаба Вооруженных Сил как органа управления, на который были возложены задачи по стратегическому планированию вооруженной защиты государства, поддержанию боеготовности и повышению боеспособности войск, выработке и реализации концептуальных направлений развития Вооруженных Сил, координации деятельности структурных компонентов военной организации государства по выполнению задач в области обороны как в мирное, так и в военное время.

- Генеральный штаб издавна и по праву называют “мозгом армии”. Справедливость данного определения подтверждается историей войн и военного искусства, свидетельствующей о том, что высокий уровень руководства вооруженными силами - важнейший фактор успеха в вооруженной борьбе.

- Генеральный штаб как орган управления войсками во все времена играл исключительно важную роль: на него возлагались разработка общего плана военных кампаний и конкретных операций, подготовка войск и штабов к ведению боевых действий и обеспечение условий для их эффективного применения. Залогом его эффективной деятельности в мирное время было успешное решение задач вооруженными силами в кризисных для государства ситуациях. Именно поэтому для Генерального штаба, как отмечали российские военные теоретики начала XX века, уместно и другое название - “воин мирного времени”.

- Роль и значение Генерального штаба в вопросах обеспечения военной безопасности страны не уменьшаются в процессе военного строительства. Напротив, как показывает развитие современной военно-политической обстановки в мире, обеспечение безопасности для Республики Беларусь по-прежнему остается первостепенной задачей.

- Генеральный штаб проводит анализ военно-политической обстановки как на глобальном, так и на региональном уровне, руководит поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил на уровне, гарантирующем обеспечение военной безопасности и вооруженную защиту нашего государства, координирует деятельность республиканских органов военного управления в ходе стратегического и оперативного планирования применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований как в мирное, так и в военное время. Тем более что с введением военного положения Генеральный штаб Вооруженных Сил выполняет функции распорядительного органа Совета безопасности Республики Беларусь в системе стратегического управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями под непосредственным руководством Главнокомандующего Вооруженными Силами.

- В прессе наш опыт военного реформирования метко назвали “оптимизацией по-белорусски”. Однако строительство и развитие Вооруженных Сил - непрерывный, динамичный процесс, обусловленный многими факторами, в том числе изменениями военно-политической обстановки, взглядов на подготовку и ведение современной войны и вооруженной борьбы.

- Результаты проведенных за пятилетний срок преобразований создали благоприятные условия для перехода к дальнейшему планомерному строительству и развитию Вооруженных Сил. Их цель - перевод Вооруженных Сил на новый качественный уровень, поддержание их способности в любых условиях военно-политической и стратегической обстановки гарантировать стабильное развитие Республики Беларусь, не допустить перерастания военной опасности в военную угрозу государству, а в случае возникновения таковой - адекватно реагировать на ее нарастание. Таким образом, Вооруженные Силы выступают не средством ведения войны, а фактором сдерживания.

- В свою очередь, это предполагает и новые, более ответственные задачи для Вооруженных Сил, самое непосредственное участие в решении которых предстоит принять и Генеральному штабу.

- Да, и они концентрированно выражены в Плане строительства и развития Вооруженных Сил на 2006-2010 годы. Во-первых, это дальнейшее совершенствование системы управления Вооруженными Силами c максимальным использованием современных достижений и новых технических решений в процессе управления. Во-вторых, повышение боевой и мобилизационной готовности, способности войск (сил) к выполнению возложенных задач путем эффективного использования боевых потенциалов и технических возможностей вооружения и военной техники, рационального развития всех составных элементов созданных в Вооруженных Силах систем. В-третьих, повышение эффективности системы оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил) до уровня, соответствующего современным требованиям к ведению военных действий и применению войск.

- В завершение позвольте уточнить направление вектора дальнейших преобразований. Каковы приоритетные направления строительства и развития белорусских Вооруженных Сил?

- Это улучшение качественных параметров технического оснащения и организационно-структурного содержания войск (сил) разведки и радиоэлектронной борьбы, связи, противовоздушной обороны и сил специальных операций, составляющих основу систем стратегического сдерживания и управления. Вот над чем мы будем работать в ближайшей перспективе.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ