Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
19 декабря 2005 г., «Ольвия-пресс»
На пресс-конференции, состоявшейся в субботу, министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай прокомментировал Совместное заявление президентов России и Украины, которое появилось 15 декабря, в момент начала третьего раунда переговоров по урегулированию молдо-приднестровских отношений. Валерий Лицкай подчеркнул, что официального заявления по этому поводу он делать не будет, - «это прерогатива Президента ПМР». Дипломат высказал свое мнение. Комментируя Совместное заявление, министр отметил, что документ появился как раз в нужный момент, то есть к началу прошедшего раунда переговоров, и вызвал целую бурю эмоций, прежде всего среди молдавских дипломатов. Валерий Лицкай отметил, что в Совместном заявлении содержится целый ряд принципиальных положений, которые, несомненно, окажут влияние на ход переговорного процесса. Дипломат заострил внимание на некоторых из них.
Самое главное – Россия и Украина выступили с консолидированной позицией по Приднестровью. Теперь можно с уверенностью говорить о новом этапе в урегулировании молдо-приднестровских отношений, на основе «плана Ющенко» и российских предложений. В документе прямо говориться о состыковке украинского и российского планов: «Российская Федерация рассматривает украинские инициативы как важную основу, позволившую разблокировать переговорный процесс и придать ему новый импульс, а Украина считает существенными последние российские наработки, подготовленные в их развитие». По мнению Валерия Лицкая, «здесь найдена развязка, есть украинский план, он признан основой, но существует и российский план. Может быть, в Кишиневе его официально не рассматривают, но он существует. Украина этот план признает». По мнению министра «российский план неплохо отшлифован и позволяет спокойно с украинским планом состыковаться, хотя он идет намного дальше».
Россия и Украина заявляют, что урегулирование отношений будет вестись исключительно мирными политическими средствами, путем переговоров Республики Молдова и Приднестровья. Таким образом, страны-гаранты подчеркивают недопустимость каких-либо силовых действий, в том числе экономических блокад, а также провозглашают равноправие договаривающихся сторон. До сих пор официальный Кишинев отвергал возможность вести диалог с Тирасполем на равных.
Один из самых принципиальных моментов, содержащийся в документе – это подтверждение странами-гарантами сохранения всех ранее подписанных между Кишиневом и Тирасполем договоренностей. «Это один из самых неприемлемых для Молдовы планов, - сказал Валерий Лицкай. - Все, что мы накопили раньше, включая Московский меморандум, они отвергают. А вот теперь Россия его признает, что означает, что она будет его выполнять, невзирая ни на что, в том числе на мнение Кишинева». Молдавская сторона неоднократно предлагала забыть обо всех достигнутых договоренностях и начать урегулирование «с чистого листа». Теперь молдавской дипломатии придется вспомнить Московский меморандум 1997 года, в котором, в частности, прописаны принципы «общего государства» и право Приднестровья на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность.
Новацией Совместного российско-украинского документа, как заметил Валерий Лицкая, является тезис о том, что по обоим берегам Днестра проживают молдаване, украинцы и русские. Официальный Кишинев на дипломатическом уровне всегда настаивал на формулировке «народ Молдовы», по мере надобности к этой формулировке иногда добавлялось определение «многонациональный». Теперь, когда Москва и Киев официально заявляют, что в регионе живут и русские, и украинцы, это, по словам Валерия Лицкая означает, что «Россия получает право защищать русских, а Украина – украинцев». «Раньше нас в русскоязычные записывали, а их защищать некому, кроме бога. Так и было 15 лет», - заметил глава приднестровской дипломатии.
В Совместном заявлении президентов России и Украины содержатся и некоторые на первый взгляд спорные моменты, такие как положения о суверенитете и территориальной целостности Молдовы, о проведении транспарентных и демократических выборов в Верховный Совет Приднестровья при участии международного сообщества, о трансформации существующей миротворческой операции в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ. На пресс-конференции Валерий Лицкай разъяснил журналистам, что стоит за этими формулировками с точки зрения дипломата.
Что касается положения о «суверенитете и территориальной целостности Молдовы» то, как отметил Валерий Лицкай, так пишется в течение многих лет и будет прописываться и дальше, «пока мы сидим в Хельсинском акте». Хельсинский акт 1975 года, в частности, устанавливает нерушимость границ в Европе. Но с тех пор произошел развал Советского Союза и Югославии, прекратили свое существование Чехословакия и ГДР. Хельсинский акт фактически уже утратил свою силу, постепенно он становится анахронизмом. Валерий Лицкай в этой связи отметил, что на прошедшем саммите ОБСЕ в Любляне Россия поставила этот акт под сомнение. И сейчас, по мнению министра, судьба Хельсинского акта во многом зависит от решения косовской проблемы. Признание Косово, скорее всего, станет «последним гвоздем» для Хельсинского акта. В этом случае дипломатам, наверное, уже не придется делать таких оговорок.
Несколько иное объяснение дал Валерий Лицкай принципам единства территории и построения государственной власти, единого экономического и оборонного пространства, закрепленным в Совместном документе. Дипломат назвал это европейской нормой. Вместе с тем эти принципы продвигает и Россия в рамках Единого Экономического Пространства. «Я считаю, что это очень перспективное, долгосрочное дело. Если кто-то думает, что завтра мы начнем соединяться с Молдовой, то этого не следует из этой формулировки. Это далекая перспектива ЕЭП», - заявил министр. Глава приднестровской дипломатии обратил также внимание на постулат о «становлении демократического, правового и нейтрального государства». По мнению Валерия Лицкая, в переводе с дипломатического языка это означает, что «народ должен строить демократическое, правовое и антинатовское государство». «Мы можем совершенно спокойно написать антинатовское государство», - подчеркнул дипломат.
Много споров вызвал тезис о проведении демократических выборов в Приднестровье. После серии «цветных революций» на пространстве СНГ выборы стали восприниматься как своего рода инструмент вмешательства во внутренние дела государства. В Приднестровье к парламентским выборам, которые прошли 11 декабря, ожидали всяких сюрпризов. ОБСЕ еще за несколько месяцев до этих выборов заявила об их нелегитимности и отказалась присылать своих наблюдателей. По мнению ОБСЕ, уровень демократизации в Приднестровье недостаточен для проведения парламентских выборов по международным стандартам. Поэтому ОБСЕ настаивает на проведении Международной оценочной миссии в Приднестровье. С этим требованием согласны и в Кишиневе, но в трактовке молдавских властей Международная оценочная миссия существует для «организации и проведения свободных, демократических выборов», что предполагает отстранение существующих властей на всех уровнях от организации выборов. То есть, в Приднестровье прибывает международный корпус, который собственно и занимается организацией и проведением выборов. Но, как отметил Валерий Лицкай, в Совместном заявлении президентов России и Украины на этот счет «есть замечательная формулировка: «Международная оценочная миссия … для анализа ситуации и выработки соответствующих рекомендаций». Это совершенно диаметрально организации и проведению» - подчеркнул Валерий Лицкай. По его словам, никто в Приднестровье никогда не выступал «против анализа и против рекомендаций». Положение о «проведении транспарентных и демократических выборов в Верховный Совет Приднестровья» и «учреждение Международной оценочной миссии под эгидой ОБСЕ» Валерий Лицкай назвал «подарком Приднестровью».
Одно из важнейших положений в Совместном заявлении президентов России и Украины касается миротворческой операции: «Отмечая стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в регионе, они исходят из целесообразности ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ по итогам приднестровского урегулирования». И ОБСЕ, и Кишинев в течение уже нескольких лет настаивают на трансформации существующей миротворческой операции и переводе ее под эгиду ОБСЕ. Истинные цели Кишинева и ОБСЕ вполне прозрачны. Миротворцы полностью исключают вариант военного давления Молдовы на Приднестровье, в то же время присутствие здесь российского контингента раздражает ОБСЕ, ставшей инструментом американского влияния в регионе. И Кишинев, и ОБСЕ считают, что нынешняя миротворческая операция неэффективна, хотя за все годы ее проведения в регионе не погиб ни один солдат или мирный житель. По словам Валерия Лицкая, в Совместном заявлении президентов вопрос о будущем миротворческой операции затронут очень тонко. «Во-первых, отмечается стабилизирующая роль нынешней миротворческой операции. «Стабилизирующая роль» - вроде невинная фраза, но на самом деле здесь висит некая угроза, что если миротворческой операции не будет, то стабилизации тоже не будет. Только нынешняя операция обеспечивает стабилизирующую роль. А если убрать эту роль, то и не будет вам стабилизации, причем где? – «в регионе». А что такое «регион» – это отнюдь не приднестровский регион. Это все – Молдова, Украина, Румыния, все, кто вокруг, находятся в опасности, дестабилизации, если миротворческая операция прекратится», - сказал Валерий Лицкай. Второй момент касается трансформации миротворческой операции. «Ее нужно трансформировать, и только в мирогарантийную операцию, - подчеркнул Валерий Лицкая, отвечая на вопросы журналистов. - Гарантия нам требуется на весь период существования. Не на миротворческую фазу, не на 15 лет. Это гарантия на 50-100 лет, это и нашим детям и внукам. Это как будто сейчас Суворов явился и дал гарантию от турок на 200 лет. Дал, и мы до сих пор этим пользуемся. Это долгосрочная вещь, которая вызывает полную злобу натовцев». Пассаж «под эгидой ОБСЕ» Валерий Лицкай назвал уступкой со стороны России. Но далее снова «накат» – «по итогам приднестровского урегулирования». «То есть, сначала будет урегулирование, а потом трансформация. А пока они будут существовать в стабилизирующей роли», - отметил Валерий Лицкай.
Характеризуя документ в целом, Валерий Лицкай подчеркнул: «В Совместном заявлении четко сконцентрированы основные позиции, которые существуют в России и которые поддержаны сейчас Украиной. Это приблизительно то, чего мы хотели, и что мы рассматривали и рассматриваем сейчас в качестве основы дальнейшего переговорного процесса».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |