Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
16 декабря 2005 г., Виктория Панфилова, «Независимая газета»
На переговорах по Приднестровью Москва пытается совместить «план Ющенко» и «план Козака», цели которых противоположны
Сегодня в Кишиневе продолжится очередной раунд переговоров по урегулированию приднестровского конфликта в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ, США и ЕС). Это вторая встреча участников переговоров после годичного перерыва, за время которого к посредникам присоединились США и ЕС. Но и нынешний формат, видимо, нельзя считать окончательным, поскольку к нему может присоединиться Румыния. Глава МИД Румынии Михай Унгуряну заявил, что «решение проблем региональной безопасности, связанных с территорией, экономика которой основана на незаконной торговле, требует широкого международного участия».
По словам посла по особым поручениям МИД РФ Валерия Нестерушкина, особое внимание будет уделено разработке графика работы на ближайшее время. Как известно, в октябре президент Украины Виктор Ющенко предложил трехэтапный план урегулирования приднестровского конфликта. Этот план до странности напоминает грузинскую схему урегулирования конфликта в Южной Осетии. И не только числом этапов. Оба плана предусматривают доминирование западных посредников, и оба – неожиданно для Цхинвали и Тирасполя – одобрены в Москве.
Правда, в случае с Приднестровьем российские посредники настаивают на включении в план требований известного «меморандума Козака», по которому Приднестровье и Молдавия создавали бы федеративное государство с правом вето для автономии в едином парламенте. Вчера это подтвердил «НГ» председатель Верховного совета Приднестровья Григорий Маракуца. Но, по его словам, это во многом противоречит «плану Ющенко», не исключает вхождение Приднестровья в состав унитарной Молдавии. Совместить эти два плана непросто. К тому же Тирасполь категорически против пункта в плане Ющенко о замене российских миротворцев на «голубые каски» ООН.
По мнению заместителя гендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, Россия будет ссылаться на пример Косово, когда непризнанное государство постепенно начало процесс легализации. Этот же пример привел и спикер приднестровского парламента: «Судя по тому, как ведет себя официальный Кишинев, совместить планы Ющенко и Козака не получится, – заявил в интервью «НГ» Григорий Маракуца. – Молдавия в одностороннем порядке нагнетает обстановку, приняв закон о фактической ликвидации Приднестровья, а это чревато повторением 1992 года. О каких переговорах может идти речь? Тем более сейчас в мире идут другие процессы. План ООН по Косово предоставляет этому краю возможность самостоятельно решить свою судьбу. Это шаг к независимости Косово и прецедент для непризнанных государств бывшего СССР. Он дает нам повод еще раз провести референдум и определить свою судьбу».
Пока Москва публично не отказывается от своего фактического протектората над Приднестровьем. Хотя признание Москвой грузинского плана по Южной Осетии свидетельствует, что это может случиться очень скоро. «До последнего времени руководство России надеялось удержать республики бывшего СССР в зоне своего влияния, – сказал «НГ» директор Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский. – Пророссийски настроенные непризнанные республики Москва считала политическим рычагом давления на бывших сателлитов. Но, похоже, в Кремле убедились, что Грузия, Украина и Молдавия – отрезанный ломоть, и газовые ультиматумы Москвы это подтверждают». Отсюда, по мнению эксперта, и безразличие к дальнейшей судьбе непризнанных республик: «Рычаги подобного рода Москве больше не нужны».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |