Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Непризнанные выборы и вопросы без ответа

16 декабря 2005 г.,  Оазу Нантой, «Молдова Ази»

Начало декабря 2005 года отмечено рядом событий, связанных с приднестровским конфликтом. Так, 1-го декабря развернула свою деятельность Миссия ЕС по мониторингу на молдо-украинской границе. Вскоре, 5-6 декабря, в Любляне состоялся Министерский саммит ОБСЕ. Все комментарии по его итогам уже сделаны, но все же необходимо отметить, что провал принятия финальной Декларации, а также регионального документа по поводу Молдовы обернулся дипломатическим успехом для нашей страны, учитывая, что ее поддержали США, ЕС и НАТО (правда, на уровне деклараций) в контексте самоизоляции Российской Федерации.

Но главная интрига по поводу приднестровского конфликта была связана с намеченными на 11 декабря выборами в "верховный совет пмр". Напомним, что Винницкий план Украины от 16-17 мая с.г. предполагал проведение выборов в представительный орган Приднестровья после демократизации этого региона, а также их организацию и проведение под международным контролем.

В развитие данного Плана, 22 июля 2005 г. Парламент Молдовы принял Основные положения специального юридического статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья). Положения этого органического закона, в сочетании с Декларацией и двумя обращениями, принятыми Парламентом 10 июня, создали юридические рамки для демократизации Приднестровья и сформулировали условия признания результатов выборов в регионе.

Не случайно обнародование Украинского плана совпало с резкой активизацией представителей "Шериф"-а в "верховном совете пмр". "Щерифовцы" задумал превратить "пмр" в "парламентскую республику" и таким путем лишить Смирнова его полномочий. Дело дошло даже до принятия в первом чтении изменений к приднестровской "конституции", голосами 34 депутатов из 43. Есть мнение, что эта активизация группировки "Шериф" была заранее согласована с Петром Порошенко, тогдашним Секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины. Цель этой "демократизации" была проста: передача контроля над Приднестровьем группировке "Шериф", с тем, чтобы представить это как "демократизацию" региона, после чего предстояло инсценировать "выборы" с международным признанием марионеток "Шерифа", а не России, в качестве легитимных представителей "приднестровского народа", по Косовскому сценарию. Неизвестно, каков был экономический интерес, возможно, Петра Порошенко, но ясно, что доверчивые молдаване опять остались бы в дураках.

Такая перспектива сильно обеспокоила Кремль, который вмешался в лице Модеста Колерова. Было очевидно, что для клана Игоря Смирнова это стало неожиданностью, и что он уже не мог контролировать ситуацию. Прибыв в Тирасполь, посланник Путина заявил, что "сегодня перед Приднестровьем, как и перед Россией, стоит одна и та же проблема: сохранить свой суверенитет и не разменивать его на какие-то мелочи". Последовал ряд поездок в Москву представителей группировки "Шериф". Соперничество между двумя кланами не исчезло, но, похожу, Москве удалось установить свой контроль над обоими.

В течение предвыборной кампании представители обоих кланов присягали на верность идее "международного признания" Приднестровья, а соперничество между ними проявлялось на уровне личностных нападок. Несмотря на то, что на 43 депутатских места претендовали 179 кандидатов, некоторым из них - таким, как Григорий Маракуца и Анатолий Белитченко - было обеспечено отсутствие конкурентов.

Сегодня в Тирасполе вполголоса говорят о победе Движения "Обновление" ("Шериф") над "республиканцами" (клан Игоря Смирнова), и очевидно, что последний не способен противостоять никакой политической конкуренции, несмотря на протекцию со стороны Москвы. В десяти избирательных округах Тирасполя "республиканцам" досталось лишь одно место. В то же время утверждается, что в целом "Обновление" располагает 26 мандатами из 43.

Преждевременно говорить о "поражении" Смирнова. По той простой причине, что Смирнов был и остается лишь марионеткой Кремля. Но в какой мере Кремль сохранил свое влияние на "верховный совет четвертого созыва" - еще предстоит выяснить. 13 декабря Российская Федерация, устами официального представителя МИД РФ М.Л. Камынина, признала "выборы" в Приднестровье. То есть, Москва считает, что продолжает контролировать тираспольский режим вместе с его внутренним противостоянием. В то же время это признание, в сочетании с демонстративно наглым заявлением Смирнова о том, что в Приднестровье не будет никаких выборов под международным контролем, говорит о том, что Россия открыто торпедирует украинский план урегулирования.

Я не склонен считать, что все будет так, как того хочет Россия. Хотя бы потому, что "предательские" майские инициативы "Шерифа" были предопределены отнюдь не молдавским патриотизмом его руководителей, а накоплением внутренних противоречий в Приднестровье в условиях изменения конъюнктуры на постсоветском пространстве. Иными словами, мы являемся свидетелями жесткой борьбы за ликвидацию понятия "постсоветское пространство" и роли России как единственного хозяина этого пространства.

Данная констатация поднимает ряд вопросов. В какой мере Молдова, молдавское общество в целом сумеют воспользоваться возникновением явных трещин в "монолите" тоталитарного тираспольского лицемерия? Сумеет ли Кишинев предоставить различным группам интересов Приднестровья достаточно привлекательные альтернативы? Ясно, что одними обвинениями в адрес России невозможно противостоять новым вызовам, и что приднестровцев будет нелегко убедить. Не пора ли нам навести порядок на правом берегу, чтобы привлечь левый берег? Что скажете, господа патриоты?

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ