Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
17-23 декабря 2005 г., Алена Гетьманчук, «Зеркало недели», Киев
Это должно было выглядеть примерно так: в Приднестровье состоялись первые демократические выборы под эгидой ОБСЕ, украинская дипломатия торжественно отрапортовала о выполнении одного из главных пунктов плана Ющенко, а Молдова получила легитимного переговорщика. В реальности получилось по-другому. Приднестровцам пришлось делать выбор в условиях, когда сотрудники миссии ОБСЕ в РМ измеряли уровень демократизации республики в условиях анонимности. А тамошним лидерам — без конца предупреждать, что состоявшееся голосование следует признать, поскольку «повторных выборов по сценарию ОБСЕ в республике не будет».
То, что сбой с проведением честных и демократических выборов в Приднестровье - ключевым пунктом плана Ющенко - неизбежен, стало понятно практически сразу после его обнародования. А точнее, после того, как ОБСЕ подсчитало: на подготовку подобного праздника волеизъявления ему понадобится не менее восьми месяцев. Промах был очевиден: прежде чем фиксировать временные рамки, авторам плана следовало бы учесть неповоротливость этой международной организации.
Киев решил исправить ситуацию, попытавшись убедить Тирасполь в нецелесообразности проведения «собственных» выборов. Приднестровцы твердо стояли на своем: доказывали, что отмена декабрьского голосования может привести к политической дестабилизации в регионе. Лидеров мятежной республики не смущало даже то, что, кроме них самих, эти выборы никто не признает. О чем, конечно же, Смирнов и Ко были предупреждены заранее. Тем не менее, они до последнего пытались придать выборам характер демократичных. То и дело обращали внимание на то, что 43 места в парламенте оспаривали 185 кандидатов, каждый из которых получил эфирное время на телевидении и радио. Для журналистов впервые был создан международный пресс-центр, а на избирательных участках присутствовало около 150 наблюдателей.
Когда же стало понятно, что от проведения голосования Смирнов не откажется, украинские и российские дипломаты решили убедить своих западных коллег сформировать некую мониторинговую группу уже на эти выборы. Аргументировалось это предложение просто: наблюдатели смогут получить представление о демократической ситуации в Приднестровье еще до того, как приступит к работе международная оценочная миссия под руководством ОБСЕ.
Доводы украинских и российских переговорщиков восприняты не были. Представители ЕС, США и ОБСЕ (не говоря уже о наших молдавских партнерах) усмотрели в этом шаге попытку частичной легализации воскресного голосования. В результате - те же сотрудники миссии ОБСЕ все равно были замечены на избирательных участках. Более того, некоторые из них, как-то Клаус Нойкирх и Матти Сидорофф, не удержались от того, чтобы прокомментировать ход голосования. На их взгляд - демократичного и транспарентного. Впрочем, это еще ничего по сравнению с заявлениями польского парламентария Матеуша Пискорского, пообещавшего на пресс-конференции в Тирасполе сделать все от него зависящее, чтобы Приднестровье признала Польша. И кому, какое дело, что гость из Польши представлял известную своим эпатажным поведением партию «Самооборона»: в момент, когда приднестровские власти с замиранием сердца следят за переговорным процессом по определению статуса Косово, каждый намек на государственность Приднестровья здесь ценится на вес золота. Есть основания полагать, что уже в ближайшее время приднестровцы попытаются развить тему референдума по вопросам взаимоотношений с Молдовой. «Такие вещи должны решаться только на плебисците и раздельным голосованием - Правый и Левый берег. При этом мы не исключаем, что могут быть и такие чудесные варианты, как на Кипре: «сепаратисты» за объединение, а централисты - против», - заметил в разговоре с автором этих строк политический представитель Приднестровья в переговорном процессе Валерий Лицкай.
На руку инициаторам референдума и результаты выборов, которые, впрочем, должны стать тревожным сигналом и для ближайшего окружения президента Смирнова. Возглавляемому лично приднестровским президентом общественному движению «Республика» (по сути, речь шла о некой партии власти) удалось заполучить в законодательном органе республики только 13 мест. В то время как их главному конкуренту - общественному движению «Обновление» - досталось 22 депутатских кресла.
Победитель воскресных выборов в Приднестровье считается политическим детищем небезызвестного на обоих берегах Днестра концерна «Шериф». Эксперты полагают, что в идеологическом плане особых различий между двумя главными политическими силами непризнанной республики нет - оба ориентированы на Россию, оба выступают за «суверенизацию» Левого берега Днестра. Единственная разница между «Республикой» и «Обновлением» состоит в том, каким финансово-промышленным группам эти политические объединения принадлежат. Последний фактор имеет особое значение в процессе приднестровского урегулирования: в лексиконе местных стратегов прочно закрепилось понятие «предательство элит». В Тирасполе автору этих строк не раз приходилось слышать, что в Приднестровье уже созрел класс бизнесменов, который был бы не против легализовать свои капиталы. В Молдове активно ходят слухи, что руководство «Шерифа» уже якобы проводило консультации на сей счет с молдавским руководством.
Результаты нынешних выборов подтвердили и то, что в Приднестровье также сформировалась и региональная элита. Речь в первую очередь идет о Рыбнице, где находится самый лакомый кусок приднестровской экономики - Молдавский металлургический комбинат.
Есть основания полагать, что с присутствием в обновленном парламенте (27 из 43 депутатов остались с предыдущего созыва - А.Г.) столь серьезного бизнес-лобби официальный Тирасполь станет действовать еще более осторожно в вопросах внешнеэкономической деятельности республики. Не исключено, что их предвыборная «пророссийскость» будет корректироваться в зависимости от того, насколько реальной для Приднестровья окажется угроза экономических санкций. Ведь какими бы щедрыми ни были знаки внимания Москвы, преодолеваемая приднестровскими товарами граница с Украиной имеет для нынешнего тираспольского режима куда более важное значение.
Не станем лукавить: если бы не некоторые совместные шаги Украины и Молдовы по упорядочению таможенных процедур на границе, Виктор Ющенко вряд ли посмел бы в категоричном тоне потребовать от Игоря Смирнова письменной поддержки украинского плана урегулирования и аналогичного одобрения нового переговорного формата 5+2, предполагающего участие в качестве наблюдателей США и Евросоюза. Как он сделал, по нашей информации, во время июльского визита приднестровского лидера в Киев.
Сей факт мы упомянули неслучайно. Тирасполь официально поддержал план урегулирования приднестровского конфликта, предложенный Виктором Ющенко. А раз так - дал согласие на проведение демократических выборов под эгидой ОБСЕ. Заявлять сегодня, что повторного голосования проводить никто в Приднестровье не собирается, означает нарушить ранее достигнутые в Киеве договоренности. Игорь Смирнов сам должен решить, в его ли интересах подобный политический демарш.
Возможно, в Приднестровье надеются, что проведение повторных парламентских выборов Тирасполю помогут заблокировать россияне. Однако на момент подготовки этого материала позиция российских коллег, по информации «ЗН», сводилась примерно к следующему: давайте создадим международную оценочную комиссию, пускай она проведет соответствующую работу, предоставит результаты, а там будет видно. Сам факт того, что российская сторона допускает создание такой миссии, - вряд ли на руку приднестровцам.
По имеющейся информации, во время встречи министра иностранных дел Бориса Тарасюка с директором Бюро по вопросам демократических институтов и прав человека ОБСЕ Кристианом Штрохалем в Любляне названы даже возможные сроки начала работы этой миссии. Речь якобы шла о первых числах февраля. Что же касается самих повторных выборов, то они, по мнению некоторых участников переговорного процесса, могли бы состояться примерно следующей осенью. Примечательно, что на декабрь 2006 года в Приднестровье намечены президентские выборы. Кто-то из тамошних предводителей уже успел пошутить, что, возможно, ОБСЕ следовало бы готовиться сразу к этому голосованию.
Рискнем предположить, что покладистость россиян в некоторой мере связана с украинско-российским заявлением по приднестровскому урегулированию, которое на момент подготовки этого материала вынашивалось на уровне президентов двух стран. И, кстати, еще на стадии зародыша успело вызвать острейшую реакцию у молдавской стороны. Некоторые тамошние переговорщики восприняли такой шаг Киева как результат неких сепаратных договоренностей с Москвой. На самом деле, есть информация, что инициировал подобное заявление лично нынешний глава ОБСЕ Димитрий Рупел. Так что имеющиеся у молдавской стороны вопросы к украинскому руководству следовало бы переадресовать словенскому министру иностранных дел, якобы очень озабоченному попытками некоторых стран проигнорировать позицию России в переговорном процессе.
Каким образом Киев и Москва будут находить компромисс в рамках переговорного процесса - пока представляется с трудом. Хотя бы потому, что у двух посредников - разное видение того, на чем следовало бы акцентировать внимание уже сегодня. Если россияне то и дело пытаются поднять вопрос о будущем статусе Приднестровья, украинцы настаивают на том, чтобы четко следовать плану Ющенко, решая первым делом вопросы, связанные с демократизацией региона. Или же пока в Белокаменной твердят, что российское военное присутствие на Левом берегу Днестра служит гарантией безопасности для жителей Приднестровья и не будет упразднено до полного политического урегулирования конфликта, в Киеве на данный момент превалирует мнение, что необходимо уже сейчас приступить к обсуждению возможной замены существующего миротворческого контингента на международный под эгидой ОБСЕ. «Кто сказал, что 9500 тонн вооружений являются гарантией безопасности, а 8600 - уже нет?», - не устают вопрошать украинские дипломаты. Пока что — абсолютно риторически.
P.S. Когда верстался номер, совместное заявление президентов Украины и России было обнародовано на веб-сайте украинского Министерства иностранных дел. В нем, в частности, говорится о том, что «Украина и Российская Федерация полны решимости и впредь активно работать и согласовывать свои практические шаги, направленные на содействие скорейшему поэтапному достижению всеобъемлющего и окончательного урегулирования исключительно мирными политическими средствами путем переговоров Республики Молдова и Приднестровья. При этом Российская Федерация рассматривает украинские инициативы как важную основу, позволившую разблокировать переговорный процесс и придать ему новый импульс, а Украина считает существенными последние российские наработки, подготовленные в их развитие». Также обе страны «приветствуют шаги по дальнейшей демократизации региона, укреплению основ гражданского общества и утверждению прав и свобод человека на основе стандартов ОБСЕ и Совета Европы. В этой связи придается большое значение созданию условий для проведения транспарентных и демократических выборов в Верховный Совет Приднестровья при участии международного сообщества». И последний важный мессидж: «отмечая стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в регионе, они (Украина и Россия. - А.Г.) исходят из целесообразности ее трансформации в операцию по поддержанию мира под эгидой ОБСЕ по итогам приднестровского урегулирования».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |