Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10 декабря 2005 г.
Сергей Суляк, председатель Общественной организации «Русь», Кишинев
Русский язык и русская культура имеют в Молдавии глубокие исторические корни. Молдавское православное княжество было создано в XIV веке на землях Юго-Западной Руси, русские составляли 40% жителей Молдавии и до начала XVIII в. русский язык был официальным языком княжества. Русскими были и первые правители княжества. Известный русский историк-эмигрант Г. Вернадский обоснованно называл Молдавское средневековое княжество Молдавской Русью.
К сожалению, с конца 90-х годов XX в. происходит сдача позиций в области русской культуры и русского языка. Произошло это при пассивном сопротивлении русской общественности, многочисленных общественных организаций и государственных структур Российской Федерации.
Теперь перед нами стоят, в основном, те же проблемы, что и перед другими государствами СНГ и странами Балтии, правда, с некоторыми специфическими особенностями. Главные из них, на мой взгляд, три: возобновление преподавания курса «История Молдавии», сохранение сферы употребления русского языка и школ с русским языком обучения. Все вышеперечисленные вопросы тесно связаны между собой.
Как уже говорилось выше, Молдавское княжество было создано волохами (предками молдаван) и древнерусским населением. Последнее сыграло важную роль в формировании молдавской народности, молдавской культуры, молдавского языка. Большая часть русского населения со временем вошла в состав молдавского народа. На севере Молдавского княжества потомки древнерусского населения – русины (этноним «русин» – производное от слова Русь, так называли себя насельники Древней Руси) смогли сохранить свою этнокультурную специфику. В начале XX века в Бессарабской губернии Российской империи, куда вошла часть Молдавского княжества, проживало не менее 250 тыс. русинов (руснаков). Т.е. на территории Республики Молдова проживает два коренных народа: молдаване и русины (субэтнос русского народа).
К сожалению, все это оказалось вычеркнуто из истории. Вот уже 15 лет во всех учебных заведениях Республики Молдова преподается антинаучный курс «История румын». Восточнославянское население представлено в нем пришельцами, оккупантами, мигрантами. Таким образом, нашим детям со школьной скамьи пытаются привить комплекс неполноценности и русофобию.
Последняя перепись населения, проведенная в конце 2004 г. показала, что румынами считает себя только 2,1% населения Молдавии. Получается, что все эти годы в учебных заведениях страны изучается история одного из самых малочисленных нацменьшинств. Однако годы преподавания этого курса дали свои «плоды»: согласно результатам последней переписи численность русского населения уменьшилась на 4%.
В русских школах введен предмет «История, культура и традиции русского народа». Всего около 30 часов в год. Но и за это время можно рассказать детям об истинной истории края. Однако программа курса совершенно не разработана. Проблема заключается в том, что Посольство Российской Федерации и русские общины стараются обходить острые темы. Зачастую все сводится к чисто просветительской деятельности: проведение концертов, вечеров памяти русских писателей, поэтов, выпускам поэтических сборников и т.д. Никто не отрицает важности такой работы. Однако она должна вестись как дополнение к основной деятельности. Первейшая же задача – «возвращение» русских в историю Молдавии.
В 2004 г. я издал монографию «Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии». Была создана Общественная организация «Русь». Целью этой неправительственной организации является пропаганда культурного наследия русского народа, возрождение и сохранение культурного наследия русинов (руснаков) – коренного русского населения Молдавии. Мы начали выпуск международного исторического журнала «Русин», с помощью Посольства Российской Федерации в Республике Молдова провели международную научно-практическую конференцию «Князь Даниил Галицкий и судьбы Западной Руси». Это была первая в истории Молдавии научная конференция, посвященная коренному русскому населению нашей республики. Были организованы публикации по русинской проблематике в периодических и научных изданиях Молдавии и зарубежных стран. Благодаря этой работе в массовое сознание возвращен этноним «русин» и возобновлена разработка истории русского населения Молдавии. Ведь изучение истории русинов и их вклада в образование молдавской государственности было прекращено после 1917 г. по идеологическим мотивам. Существование потомков древнерусской народности, сохранивших свою этнокультурную специфику, многие культурные традиции Древней Руси, свой древний этноним и, главное, свою русскость, не вписывалось в советскую теорию о существовании трех братских восточнославянских народов.
Показательна реакция на нашу деятельность Посольства Украины в Республике Молдова. Сразу после выхода, моя книга «Осколки Святой Руси» была направлена в Киев, в Национальную Академию Наук Украины. В июле Посольство получило отзыв о монографии, написанный некими анонимными сотрудниками Института политических и этнонациональных исследований Национальной Академии наук Украины. Институт возглавляет академик НАН Украины И.Ф. Курас, который является автором «Плана мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов». Этот план, принятый в 1996 г. Кабинетом министров Украины, предусматривал этноликвидацию русинов Закарпатья.
Сама рецензия, написанная бывшими преподавателями истории КПСС не выдерживает никакой научной критики и является чисто политическим продуктом. Но это не помешало украинскому Посольству начать распространять данную рукопись среди украинских общин и представителей интеллигенции.
Думается, что если бы в свое время российское Посольство так же оперативно отреагировало на введение курса «История румын»: послало бы его видным российским историкам, провело бы ряд научных конференций, на которых была бы доказана его антинаучность, то, может, и не стояло бы у нас сегодня такой проблемы с преподаванием истории.
Вторая острая тема – сохранение русского языка. За эти годы не только сузилась область применения русского языка, но произошла его засоренность. Многие пользователи компьютера обратили, наверное, внимание, что при выборе языка в программах Microsoft Word (начиная с 2000) и Microsoft Internet Explorer предлагается два «варианта» русского языка: Русский (Россия) и Русский (Молдавия). Правда, там есть еще и Румынский (Румыния) и Румынский (Молдова). Последнее, скорее политический шаг – румынский язык в Молдавии и Румынии одинаков, что не скажешь о русском.
К примеру, во всех школьных учебниках на русском языке дается румынское (молдавское) написание названий страны, населенных пунктов, административных должностей: Молдова (вместо Молдавия), Кишинэу (Кишинев), Бэлць (Бельцы), Анений Ной (Новые Анены) и т.д. Но как ни странно, производные от этих названий остались прежними: молдаване (а не молдоване), кишиневцы (а не кишинэувцы) и т.д. Причем это настолько «вжилось» у нас в письменную и устную русскую речь, что теперь даже интеллигентные русские люди порой говорят как иностранцы, слабо владеющие русским языком. Это тоже довольно серьезная проблема, о которой мы все не должны забывать.
Не говорю уже о том, что школьники, получающие образование на румынском языке, русский язык изучают с пятого класса, причем на весьма низком уровне. В результате, молодежь из молдавских сел русским языком почти не владеет. С другой стороны, люди стремятся изучить русский язык и постоянно обращаются к нам с просьбой организовать курсы русского языка. Действительно, создание таких курсов смогло бы увеличить количество носителей русского языка, приобщало бы молодежь к русской культуре.
Мы бы смогли организовать такие курсы. Но вопрос заключается в том, что они должны быть большей частью дотационными. Ведь большинство желающих изучить русский язык - люди с низким и средним достатком. А при проведении курсов необходимы наглядные пособия, учебники, аренда помещений, оплата труда преподавателей.
Третий больной вопрос – сохранение учебных заведений с русским языком обучения. Особенно остро этот вопрос стоит в селах, где проживают потомки русинов и малороссов. Проживая в другой национальной республике – Молдавской ССР, эти люди, в большинстве своем, оказались вне процесса образования украинской социалистической нации и сохранили общерусское национальное сознание. Попытки украинизации образования, предпринятые в конце 50-х годов XX в. успеха не имели и вскоре были прекращены. Однако в настоящее время проводится попытка насильственной украинизации русских школ. Так, вопреки воле родителей и учеников, на базе школ с русским языком обучения было создано два учебных заведения, где занятия ведутся на украинском языке и в 54 ввели дополнительное изучение украинского языка.
Летом 2005 г. официальным Киевом была создана специальная миссия «Украинцы в Молдове», в которую вошли украинские и молдавские «правозащитники». Работа миссии началась с провокационных заявлений и попыток дискредитировать деятельность Общественной организации «Русь». Главная цель миссии – спровоцировать межэтнический конфликт в Молдавии и провести насильственную украинизацию учебных заведений с русским языком обучения.
Сегодня в республике насчитывается 280 учебных заведений с русским языком обучения. Для сравнения – в 1993 г. их было 431. Большинство из них расположено в русинских и малоросских селах. В отличие от украинского Посольства и многочисленных украинских этнокультурных организаций, которые постоянно ставят перед руководством Молдавии вопрос о расширении количества украинских школ, ни российское Посольство, ни русские неправительственные организации не оказывают должного отпора «украинизации» образования, впрочем, как и раньше его «румынизации». Процесс «украинизации» идет медленно из-за сопротивления родителей, учеников, преподавателей. Только этим простым сельским людям, выдерживающим давление со стороны сотрудников Министерства просвещения, некоторых депутатов Парламента Республики Молдова и многочисленных украинских общин, мы обязаны тем, что большинство русских школ пока сохранилось.
Насильственная «украинизация» образования приведет к тому, что в нашей республике со временем останется, в лучшем случае, 50 школ с русским языком обучения.
Проведение 16 ноября 2005 г. в Санкт-Петербурге Конгресса неправительственных организаций государств Содружества Независимых Государств и Балтии по вопросам сотрудничества в сфере науки, культуры и образования показывает, что официальная Россия начинает понимать, что на одном только нашем энтузиазме позиции русской культуры и языка не сохранить. Для этого нужна государственная поддержка.
Однако проводниками данного курса будут простые чиновники. Не окажется ли так, что все благие пожелания, высказанные на Конгрессе, будут ими просто проигнорированы?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |