Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Николай Сергеев (Минск)
В Белоруссии набирает силу предвыборная президентская кампания. Одним из наиболее заметных и интересных соискателей поста главы белорусского государства является депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председатель Либерально-демократической партии Белоруссии Сергей Васильевич Гайдукевич. Его мнение об общественно-политической обстановке в Белоруссии, о перспективах белорусско-российских отношений, о международном положении республики выяснял корреспондент «Материка».
- Вы являетесь одним из самых заметных политиков в Белоруссии. Какие проблемы, стоящие перед республикой, можно отнести к разряду первоочередных?
- Вначале хотелось бы коснуться основополагающих, т. е. стратегических вопросов. И здесь для любого ответственного политика и просто здравомыслящего человека, очевидно, что главным направлением белорусской политики является укрепление союзных отношений с Российской Федерацией и строительство Союзного государства.
Хочу подчеркнуть, что состоявшееся Союзное государство необходимо не только Белоруссии и России, но и нашей братской Украине, политическая элита которой, к сожалению, позабыла (надеюсь, что это временное явление), что наши три народа есть одно этническое, культурное и историческое восточнославянское целое. Завет о единстве Русской Земли идет к нам от предков через всю драматическую историю наших народов, и мы обязаны быть ему верны. Это наш сыновний и патриотический долг.
В свое время на меня произвел очень сильное впечатление глубоко символичный жест Владимира Путина, когда президент России подарил президентам Белоруссии и Украины прекрасно выполненное издание священной для восточных славян книги – «Слово о полку Игореве».
- Но если отношения между Белоруссией и Россией в целом развиваются по восходящей и, несомненно, имеют большую перспективу, то с Украиной дела все более переходят в проблемную плоскость. Что вы думаете по этому поводу?
- Хотелось бы сказать, что и в Белоруссии есть в прямом смысле вскормленные Западом политические силы, которые рвутся к власти и нацелены своими опекунами на решение одной единственной задачи – разрушение белорусско-российского Союза. Все же их остальные разговоры о демократии, правах человека и развитии экономики - для отвода глаз, как белорусских граждан, так и российской элиты. Если посмотреть предвыборную программу т.н. «единого кандидата от оппозиции» Александра Милинкевича, то она вся наполнена ни к чему не обязывающими обещаниями по принципу «повысить, углубить и расширить», но зато старательно замалчивается подлинное отношение Милинкевича к Союзу Белоруссии и России и белорусско-русскому государственному двуязычию.
- Но ведь еще до начала предвыборной гонки Александр Милинкевич, выступая на форуме белорусской службы радиостанции «Свобода» заявлял о том, что Союзное государство – это личный проект Александра Лукашенко и о своем резко отрицательном отношении к государственному двуязычию в Белоруссии?
- А кто слушает белорусскую службу радио «Свобода»? Только люди или разделяющие подобные взгляды, или же специалисты в области политики, которым и так известны воззрения радикальных националистов из Белорусского народного фронта, выдвинувших Милинкевича в качестве кандидата в президенты. Но так как аудитория «белорусской» «Свободы» в республике крайне незначительна и специфична, то только перед ее микрофоном Милинкевич и раскрывается в подлинном виде, а перед широким избирателем он пытается выступать в качестве приверженца демократии и либерализма. Но это не более чем личина. Ни сам «единый от оппозиции», ни те силы, которые его продвигают, не являются демократами в принципе.
Они уже в течение десятилетия, с упрямством достойным иного применения, пытаются лишить белорусских граждан основополагающего демократического права: самим выбирать язык образования, творчества и так далее. Им не нравится русский язык и поэтому все белорусы в угоду их прихотям должны от него отказаться. Но это, извините, не демократия, а чистейшей воды тоталитаризм, а это мы уже с вами проходили. И оттого, что этот тоталитаризм уже не красного, а бело-красно-белого цвета простому гражданину не легче.
Но вернемся на Украину. По моему мнению, одной из главных причин нынешних трудностей в российско-украинских отношениях является то, что ныне властвующая украинская элита (это относится и к части белорусской) никак не может (или не желает) понять того, что с приходом Владимира Путина в российской политике, по сравнению с ельцинской эпохой, произошли принципиальные изменения. Российской Федерации больше не грозит распад, экономика набирает мощь и конкурентоспособность, государственная политика все в большей степени отвечает национальным интересам.
А на Украине многие политики продолжают считать, что Российскую Федерацию можно по прежнему дурачить – проводить недружественную антироссийскую политику, запрещать русский язык, русскую культуру и музыку, идти в НАТО и при этом продолжать, на правах друга и союзника, получать ценовые льготы и режим благоприятствования в торговле.
Некоторые на Западе, да и в наших странах тоже, обвиняют российскую сторону в том, что она, поставляя газ Белоруссии в текущем году по цене 46 долларов за тысячу кубометров, якобы нарушает некие рыночные принципы. Однако такие разговоры являются обычной демагогией тех сил, которые очень не хотят, чтобы Белоруссия и Россия восстановили свое единство и выстроили эффективное Союзное государство.
Причина всей этой критики лежит исключительно в политической, а не экономической плоскости.
Белоруссия и Российская Федерация в соответствии с Договором с создании Союзного государства выстраивают общее экономическое пространство и поэтому совершенно естественно, что внутри границ Союзного государства отношения (в том и числе и экономические) между странами-партнерами (т.е. Белоруссией и Россией) строятся на иных подходах, нежели с государствами не входящими в наш Союз. И поэтому 46 долларов за тысячу кубометров – это рыночная внутрисоюзная цена.
Многие представители российской элиты уже понимают, что Белоруссия это не просто близкородственная страна, а надежный партнер и друг, и единственный союзник России. Более того, успешный Союз будет залогом того, что Россия вновь станет не только великой державой, но и тем центром силы, который умерит непомерные глобальные притязания США. Я уверен, что после президентских выборов, уже в 2006 году будут сделаны решительные шаги в деле союзного строительства.
- Вы опытный политик, депутат парламента, руководитель крупной политической партии и, наконец, кандидат в президенты Белоруссии. Что, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы обеспечить дальнейшее развитие республики?
- За прошедшие 10-12 лет в Белоруссии сделано очень многое, и отрицать это могут только совершенно безответственные люди. Но в то же время в своем движении республика начинает пробуксовывать. Советское наследие уже исчерпано и нужны новые решения. Белорусская экономика нуждается в серьезных инвестициях, обновлении и развитии частной инициативы. Необходима продуманная государственная программа приватизации промышленных предприятий, создания конкурентной среды и становления делового класса, к которому необходимо изменить отношение, как со стороны государства, так и со стороны общественного мнения. До сих пор государственные органы и в целом белорусское общество довольно подозрительно относятся не только к предпринимательской деятельности, но и вообще к частным начинаниям как таковым. Это касается не только области экономики, но и любой сферы общественной деятельности.
Белорусские предприятия (при чем всех форм собственности) находятся под жестким давлением фискальных органов, что не только препятствует их развитию, но и просто выталкивает капитал из республики. Белорусская экономика остро нуждается в масштабных капиталовложениях, (износ основных фондов достиг критической черты), а капитал продолжает уходить вовне. Поэтому необходимо радикальное улучшение инвестиционного климата.
В последнее время в Белоруссии много говорится о развитии сельского хозяйства и подъеме малых городов. Все это верно. Но решать эту проблему предлагается вновь в основном за счет пресловутого административного ресурса. Но такой путь нельзя считать приемлемым. Только усилиями местной исполнительной власти и Белкоопсоюза вдохнуть жизнь в малые города и села невозможно. Нужно дать возможность свободно работать местному малому и среднему предпринимательству. Это новые рабочие места, это дополнительные деньги в местную казну и, следовательно, развитие регионов. Экономику надо поднимать комплексно, а не только за счет государственного бюджета.
Нужны изменения и в сельском хозяйстве. Необходимо проводить политику поощрения развития аграрного предпринимательства. Недавно был принят Закон о крестьянских (фермерских) хозяйствах. Но этого недостаточно. Нужен Земельный банк и стимулирующая налоговая политика. В этом смысле полезен опыт России, которая вновь становится мировой житницей. Тем более, что мы идем к созданию и общего аграрного рынка. Оживление деловой активности в малых городах и на селе неизбежно повлечет за собой рост народонаселения в регионах, как за счет рождаемости, так и за счет трудовой миграции.
Таким образом, для успешного продвижения вперед нам необходимы глубокие преобразования и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в общественной жизни.
- Не является секретом, что уже в ближайшие годы Республика Беларусь может столкнуться с нехваткой трудоспособного населения. Какие меры, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы подобная перспектива не стала действительностью?
- Данную проблему невозможно решить отдельными мерами. Необходима соответствующая государственная программа по обеспечению демографической безопасности республики, в которой должны быть отражены не только вопросы стимулирования рождаемости и поддержки молодой семьи, но и проведения не только продуманной, но и строгой миграционной политики.
- Что вы имеете в виду?
- Миграционная политика должна быть ответственной перед белорусским обществом и способствовать развитию республики, а не создавать почву для проблем в будущем. К чему ведет безответственный подход в сфере миграции мы видим на примере Франции, Великобритании, Германии, Австралии и других европейских государств и стран европейской культуры.
Отрицательный опыт Европейского союза однозначно свидетельствует о том, что массовое расселение в той или иной стране представителей культурно, религиозно и этнически чуждых народов создает угрозу не только общественной безопасности, но и реально подрывает сами основы существования этого государства.
Поэтому, предметом заботы белорусского государства и в целом общества должно быть не просто увеличение количества дееспособного населения, а целенаправленное поддержание исторически сложившегося славянского этнического характера народонаселения Белоруссии.
По данным последней переписи (1999 г.) славяне (белорусы, русские, украинцы, поляки, болгары, чехи, сербы) составляли 98,95 процентов жителей Белоруссии. За прошедшие 6 лет, конечно, произошли изменения в количественном составе населения. Однако несомненно, что Республика Беларусь этнически является славянским государством.
Конечно, было бы хорошо, если бы демографические вопросы решались только естественным путем, но если жизнь требует и других решений, то государственная политика в области миграции должна содействовать переселению в Белоруссию дееспособного славянского населения из государств бывшего СССР. В Средней Азии и государствах Закавказья в очень нелегких условиях живут миллионы людей славянской национальности, у которых по большому счету в этих странах нет будущего. С другой стороны в большинстве своем это квалифицированные специалисты и работящие люди.
Поэтому привлечение в республику культурно близких и этнически родственных специалистов славянских национальностей будет способствовать как поступательному развитию белорусского государства, так и обеспечению национальной безопасности. Именно такой подход должен стать определяющим в миграционной политике белорусского государства.
- Существует мнение, что Республика Беларусь является проблемным с точки зрения внешней политики государством. Насколько такое мнение соответствует действительности? И что могло бы содействовать улучшению внешнеполитического облика Белоруссии?
- Такое отношение к нашей республике является абсолютно надуманным. Главный принцип белорусской внешней политики – это развитие добрососедства со всеми государствами и, в первую очередь, со странами-соседями. Другое дело, что некоторые наши соседи, действуя в интересах западных геополитических игроков, активно участвуют в попытках экспорта в Белоруссию т.н. «оранжевой» революции, цель которой более чем очевидна – насадить в Белоруссии прозападный марионеточный режим и оторвать Белоруссию от России.
Однако смею заверить, что «оранжевый» вирус в Белоруссии не приживется. В республике против этой «хвори» имеются хорошие лекарства – и невосприимчивость населения, и сильная государственная власть, и эффективные правоохранительные органы.
А так как «оранжевый» сценарий в Белоруссии маловероятен, то это вызывает раздражение у правящих кругов на Западе и отсюда – периодически возникающие антибелорусские кампании. Но западные политики должны, наконец, понять, что Белоруссию надо воспринимать такой, какая она есть и не относится серьезно к той «картинке», которую рисуют для заграницы Милинкевич, Позняк и им подобные.
В то же время, МИД Белоруссии, в целом, и белорусские посольства в западных странах, в частности, совершенно не используют в интересах республики те немалые возможности для укрепления позиций Республики Беларусь, которые имеются у зарубежного частного капитала заинтересованного в экономических связях с нашей республикой. Но, понятно, что диалог с частными компаниями на Западе должны вести, в первую очередь, не чиновники, а представители белорусских деловых кругов. Для улучшения внешнеполитических позиций нужно активно подключать экономику и торговлю, промышленников и предпринимателей. Ведь большинство деловых людей настроены очень патриотично и готовы всеми силами помогать своему государству.
- Вы депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, демократически избранного законодательного и представительного органа власти. Насколько уровень развития демократических институтов в Белоруссии соответствует Вашим представлениям о народовластии?
- Действующей конституцией и, в целом, белорусским законодательством создана правовая основа для деятельности институтов народовластия. Однако все это требует дальнейшего развития и совершенствования. В частности, необходимо расширение полномочий парламента, усиление его контрольных функций и изменение порядка его формирования. В дальнейшем выборы в парламент должны проводиться по смешанной системе – 50 процентов по одномандатным округам, 50 процентов по партийным спискам.
Помимо парламентской реформы требуется и развитие таких, предусмотренных конституцией и законодательством, институтов народовластия как референдумы и народные собрания различных уровней, призванные стать действенными инструментами формирования гражданской активности и ответственности населения. Собственно говоря, нам нужны граждане, которым есть до всего дела.
Мне вообще не понятно, почему нам постоянно внушается, что восточные славяне являются приверженцами авторитарных методов управления обществом и государством. Но это ведь не так. Из нашей истории лично мне по нраву демократические Господин Великий Новгород, Господарь Псков и вечевой Полоцк, а не времена царей, королей и генеральных секретарей. Собственно говоря, либеральная демократия, т.е. свобода и народоправство, является исконной славянской традицией устройства жизни общества.
- И последний вопрос. Кто является партнерами Либерально-демократической партии Белоруссии в России?
- В своей политической работе мы поддерживаем деловые отношения со всеми партиями, входящими в Государственную Думу, но все же в большей степени мы сотрудничаем с родственной нам Либерально-демократической партией России Владимира Жириновского. В то же время, уже в текущем году мы планируем подписать соглашения о сотрудничестве с «Единой Россией» и партией «Родина». Хочу подчеркнуть, что в Государственной Думе нет политических сил, которые не понимали бы важности для России укрепления белорусско-российских отношений и ускорения строительства Союзного государства.
Более того, я считаю, что в рамках формирования единого политического пространства Союзного государства пришло время поставить вопрос о создании белорусской и российской либерально-демократическими партиями (ЛДПБ и ЛДПР), построенного на принципах конфедерации Либерально-демократического союза Союзного государства.
Справка: С.В. Гайдукевич (1954 г. р.), профессиональный военный, закончил в 1976 г. Минское высшее инженерное зенитно-ракетное училище ПВО, а в 1989 г. Военную командную академию ПВО им. маршала Г.К. Жукова. С 1992 по 1994 год работал в Управлении национальной безопасности Государственного секретариата Республики Беларусь, затем председателем Комитета при Совете Министров Белоруссии в правительстве Вячеслава Кебича. Одновременно в 1992 г. выступил одним из инициаторов создания Народного движения Белоруссии (НДБ), объединившего более двух десятков политических партий и общественных объединений. Сергей Гайдукевич был избран председателем Координационного комитета НДП. В первой половине 1990 годов Народное движение Белоруссии сыграло большую роль в нейтрализации антироссийских националистических тенденций в тогдашней политической жизни республики. С 1995 г. С.В. Гайдукевич - председатель Либерально-демократической партии Белоруссии. В настоящее время Сергей Гайдукевич является членом Постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |