Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
11.01.2006, Кремль. Орг
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии
- Чем, на Ваш взгляд, вызвана отставка правительства Юрия Еханурова?
- Во-первых, изменились условия, в которых живет политический класс Украины. С 1 января вступила в действие политическая реформа, которая дает конституционное право парламенту выносить вотум недоверия правительству, премьер-министру. Новым правом можно было воспользоваться, а можно было бы и не пользоваться. Тем более, если учесть, что по Конституции, несмотря на право отправить правительство в отставку, парламент не может сформировать правительство, пока не пройдут парламентские выборы. То есть, правительство будет исполнять свои обязанности, но, по всей видимости, без Юрия Еханурова. Действие это политически мотивированно. Понятно, что отставка ослабляет партию власти и усиливает оппозицию. Но я считаю, это шаг несколько безответственный, поскольку ситуация в стране сложная. Правительство плохо работает, заменить его невозможно, но ослабление плохо работающего правительства для страны ничего не дает. Теперь правительство даже не несет всей полноты ответственности, которую должно было бы нести перед выборами. Так что мне этот шаг не нравится, но, тем не менее, он понятен.
- То есть, это скорее демонстрация прав членов парламента, нежели продуктивное решение?
- Да, это демонстрация собственных прав и слабости президента.
- Как отреагировал Виктор Ющенко на отставку, которую парламент провел в его отсутствие?
- Он сказал, что ему кажется, что это решение неконституционно. Поскольку у нас президент не читатель Конституции. Однажды, говоря о политической реформе, он продемонстрировал незнание текста тех изменений, которые вносятся в Конституцию, и, собственно, незнание действующей Конституции. Поэтому его заключение о неконституционности теоретически ничтожно. Но я не думаю, что он и дальше будет настаивать на этой точке зрения. Ющенко может говорить о том, что это бессмысленно, что решение парламента контрпродуктивно, и я бы с этим согласился. А о политической осмысленности я уже сказал. Цель - ослабить накануне выборов партию власти, осложнить ей использование административного ресурса во время избирательной кампании.
- Именно с этим и связан расклад голосов "за" и "против" во время принятия решения?
- Конечно, ведь за отставку голосовали люди, которые ни при каких обстоятельствах не могут сформировать собственное правительство. Поэтому это исключительно игра на понижение конкурентоспособности оппонента. Для оппозиции это успешная игра, а для страны эта ситуация неблагоприятна.
- Ожидал ли Юрий Ехануров решения об отставке?
- Комментируя отставку он подчеркивал, что с этого момента образуется правовой вакуум. Но, по-моему, он не в полной мере осознал ситуацию. По его словам, правительство теперь, находясь в правовом вакууме, может делать что угодно, в том числе и игнорировать парламент, если я его заявление правильно понял. На самом деле, ситуация печальна, поскольку демонстрирует стремительное движение страны в хаос.
Я один из инициаторов политической реформы. Мой личный интерес состоит в том, чтобы эта реформа продуктивно повлияла на политическую ситуацию в стране. Но первый пример ее использования дает в руки противников реформы аргументы против нее.
- Основной мотив при вынесении вотума недоверия - это газовый кризис или были еще как-либо претензии?
- Газовый кризис - это повод, последняя капля. А основная причина в том, что мы находимся в избирательной кампании, и каждый политический игрок пытается выжать все возможные дивиденды из неспособности правительства и президента контролировать ситуацию. В основе обвинений лежит газовый кризис, но Еханурову припомнили ошибки и этого правительства, и предыдущего. Отставка - это, прежде всего, удар по президенту. Он еще далеко не "хромая утка", ему еще ого-го сколько надо работать, но ему пытаются показать насколько он немощен.
- Ваш прогноз, что будет с правительством, кто будет премьер-министром?
У президента небольшой выбор. Он может назначить исполняющим обязанности, похоже, кого-то из вице-премьеров, Кинаха или Сташевского, но, скорее, это будет Сташевский.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |