Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
31.12.2005. Лента ПМР
Виталий Журавлев
Итак, 29 декабря 2005 г. на первой сессии Верховного Совета ПМР избран новый Председатель ВС ПМР Евгений Шевчук. Событие с одной стороны вполне логичное, но с другой стороны изначально далеко не самое очевидное, что подтверждается и тем обстоятельством, что в ходе подготовки к сессии Верховного Совета среди депутатов возникли разногласия в отношении кандидатуры на роль Председателя ВС. Это вызвало перенос сессии с 28 на 29 декабря с.г.
Логичным избрание Е.Шевчука на должность спикера является потому, что он является политическим лидером (неважно, какие формально посты он в нём последнее время занимал) общественного движения «Обновления», которое на выборах 11 декабря 2005 г. провело 19 кандидатов. Вместе со своими союзниками, по оценкам экспертов, они имеют порядка 29 голосов в Верховном Совете из 43, то есть обладают конституционным большинством. Движение «Республика», основной конкурент «Обновления» на выборах, получило 13 мандатов.
Стоит отметить, что и на выборах в местные органы власти Приднестровья в марте 2005 г. успешно выступили те кандидаты, которых поддержали структуры, близкие к «Обновлению».
Экспертам местные выборы уже тогда показали, каков будет расклад сил на декабрьских выборах в Верховный Совет, если возможные политические оппоненты не смогут создать эффективную политическую альтернативу «Обновлению». Так оно и произошло. Приход на должность председателя парламента представителя победившей политической силы закономерен и, что называется, по делу.
Однако имеется ряд обстоятельств, которые вызывали определённые опасения.
Прежде всего, общественное движение «Обновление» является политическим лоббистом мощной приднестровской коммерческой фирмы «Шериф». То, что представители «Шерифа» получили властные рычаги в парламенте, настораживает другие коммерческие и государственные структуры. Их беспокоит, что будет использоваться государственный механизм для решения проблем одной отдельно взятой фирмы.
Эти опасения усиливаются тем, что в мае 2005 года последовала инициатива группы депутатов по внесению изменений в Конституцию путём принятия конституционного закона. Они касались, прежде всего, расширения контрольных функций парламента при сокращении ряда полномочий президента в кадровой, финансовой, судебной и других сферах жизни государства. Конституционная инициатива принадлежала группе депутатов, представлявших в предыдущем ВС ПМР всё тоже «Обновление».
Возникла перспектива противостояния между различными ветвями власти, что могло привести к политическому расколу в обществе, что для республики несло бы большую опасность.
Следует учитывать и внешне политический аспект кадрового выбора председателя ВС ПМР. В условиях неурегулированности приднестровской проблемы и проведения международной миротворческой операции в регионе, важны, конечно, и личные контакты и опыт общения спикера с государственными чиновниками и лидерами других стран. Такой опыт имелся у председателя Верховного Совета 2 и 3 созывов Григория Маракуцы.
Именно эта кандидатура рассматривалась в качестве альтернативной кандидатуре Е.Шевчука на должность председателя ВС ПМР. При этом за Е.Шевчуком сохранялся бы и пост вице-спикера, который он занимал в третьем созыве ВС. Данная расстановка, по- видимому, должна была послужить цели создания системы политического противовеса в приднестровском парламенте.
Однако в своём выступлении Г.Маракуца снял свою кандидатуру и призвал своих сторонников голосовать за Е.Шевчука, который получил 39 голосов депутатов из 40, присутствовавших на заседании.
Конечно, в социальной системе всегда присутствуют частные кулуарные договорённости, которые остаются в латентом (скрытом) виде для внешнего наблюдателя. Но суть социального процесса всё равно определяется не этим.
В приднестровском обществе, как и любом другом, происходит смена элит. «Могикане» уходят, на их место идут новые лидеры, которым приходится действовать в новых условиях.
Так что хочется пожелать новому Председателю Верховного Совета Е.Шевчуку успехов в руководстве парламентом, в преемственности и развитии лучших традиций приднестровской политики и государственности.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |