Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
02.01.2006. Молдова Ази
Виталие Чобану
Последствия консенсуса, достигнутого 4 апреля
2005 год останется в краткой истории независимости Молдовы как первая попытка "перестройки" ПКРМ. Контекст, в котором коммунисты одержали победу на парламентских выборах 2005 года, отличался от контекста парламентских выборов в феврале 2001 г. Голосование 6 марта состоялось вскоре после краха режима Кучмы в Украине и после смены власти в Бухаресте. В Молдове столь же эффектных поворотов не было, зато многие считают, что "мини-оранжевая революция" произошла в уме лидера молдавских коммунистов. Однако соглашение, достигнутое 4 апреля между ПКРМ, ДП, СЛП и ХДНП и приведшее к переизбранию Воронина в качестве президента, перевернуло естественный порядок вещей, стерло привычную демаркационную линию между "правыми" и "левыми", "между добром и злом, между истиной и ложью". Необходимость избежания досрочных выборов, выгодных России, была очевидна, однако тезис лидера коммунистов о смене внешнеполитического курса с Востока на Запад оказался пусть и приятной, но иллюзией. 2005-й политический год должен был пройти под знаком осуществления знаменитых "десяти заповедей" "конструктивной оппозиции", принятых Ворониным в качестве условий для своего переизбрания. К сожалению, за небольшими исключениями - начала прямой трансляции пленарных заседаний Парламента и внесения некоторых изменений в законодательство в области юстиции - обязательства, принятые 4 апреля, остались мертвой буквой. В настоящее время "конструктивная оппозиция" обуреваема внутренними противоречиями и центробежными тенденциями. Председатель СЛП Олег Серебрян уже заявил, что соглашение от 4 апреля было ошибкой. Похоже, дела неизбежно должны завершиться разрывом между Ворониным и социал-либералами, которым пора подумать о своем политической будущем. Оставаясь "прицепом" ПКРМ, партия Серебряна может утратить репутацию, столь необходимую для участия в будущей перегруппировке сил на правом политическом фланге.
Демократическая Партия, скорее всего, будет двигаться в сторону слияния с "непокорной" группой Д.Брагиша, и таким образом закрепит нынешнюю социал-демократию "без цвета и без запаха", годную лишь для сделок. Не столь ясна перспектива ХДНП, которой предстоит немало потрудиться, чтобы удержаться на плаву. До сих пор Юрию Рошка удавалось находить способы выживания, и он надеется, что последующие три парламентских года докажут его правоту. Однако он может и ошибаться. Местный политический горизонт становится все уже. Что особенно поражает в этой партии, так это ее ретроградный ортодоксальный консерватизм, в котором она упорствует, несмотря на всю проевропейскую риторику. Требование христиан-демократов запретить учебник "Навыки жизни" превращает их в невольную причину проблем тысяч наших больных, зависящих от помощи западных медицинских организаций, финансировавших введение этого курса в бессарабские школы. Воинствующая, ортодоксальная ригидность, в сочетании с необычайной гибкостью на поле политических маневров делает из ХДНП любопытный предмет изучения не только для политкомментаторов, но и для психаналитиков.
"Белые шары" 2005-го политического года
Есть несколько пунктов, достойных упоминания. Прежде всего, это "потепление" в официальных отношениях с Румынией. С момента молниеносного визита в нашу страну Траяна Бэсеску, 21 февраля, между румынским и молдавскими лидерами, похоже, установились дружеские отношения. Воронин, суд по всему, почувствовал в лице Президента Бэсеску доступного, отвергающего условности собеседника, рядом с которым он может забыть о своих комплексах. Подобная психологическая совместимость, конечно же, играет в экономике политических отношений определенную роль, однако не определяющую. Президент Воронин не желает отступать от политики молдовенизма и продолжает настаивать на исключении предмета "История Румын" из учебных программ.
"Белым шаром" года можно считать принятые 10 июня и 22 июля документы об общих принципах урегулирования приднестровского кризиса и, соответственно, о специальном юридическом статусе населенных пунктов левобережья Днестра. Эти политические документы сами по себе, конечно же, не решают проблему сепаратизма, но зато они обеспечивают Молдове юридический щит перед возможными угрозами федерализацией (читай: утраты независимости), по сценарию, устраивающему Россию. Политический консенсус, заключенный между всеми парламентскими силами, позволил Молдове сформулировать, наконец, ясную и однозначную позицию по вопросу сепаратизма. Более решительное вмешательство США и ЕС на "приднестровском фронте" является, таким образом, логичным результатом политического прояснения в Кишиневе.
"Черные шары"
Прежде всего, следует отметить 4 проваленных тура выборов в столице. Власть сделала все для деполитизации и гражданской демотивации населения, методично дискредитируя институт примэрии. Подавление свободы слова, запрет сколько-нибудь серьезных дебатов на государственном телевидении за все эти годы усилили безразличие и апатию избирателей. Этот синдром неучастия очень опасен, так как может сказаться и на будущих парламентских выборах. Особенно с учетом того, что речь идет о жителях столицы, которые, как всегда считалось, представляют самый активный и сознательный сегмент электората.
Перспективы на 2006 г.
Если выборы в Кишиневе имели положительный результат, то таковым можно считать утверждение молодого либерала Дорина Киртоакэ. Очевидно, что люди ждут перемен и весьма скептически смотрят на "старых" правых. На мой взгляд, взлет молодого Киртоакэ является хорошим знаком, надеждой на возрождение демократических формирований, особенно либерального течения, которое все больше расширяет свои возможности для маневров. Будем надеяться, что "старейшины" бессарабского либерализма осознают этот шанс, оставят в сторону обиды и не станут чинить препятствий укреплению нового поколения. Для властей, а особенно для населения, наступят нелегкие времена, если Россия приведет в исполнение свои угрозы насчет удорожания природного газа. Тем насущнее является создание жизнеспособной политической альтернативы ПКРМ.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |