Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
11.01.2006. Арабески Ру
Андрей Грозин
Назарбаев уйдет раньше срока
11 января в столице Казахстана Астане прошла инаугурация президента Нурсултана Назарбаева. На это мероприятие, стоившее, по данным информированного источника в казахстанской президентской администрации, «более 5 миллионов долларов», прибыла масса именитых гостей (кроме, правда, лидеров западных государств). Однако для нескольких сотен высших государственных чиновников – членов правительства и администрации президента, акимов (губернаторов) областей и их команд, - которые окажутся по закону без работы, важно совсем другое: предложат ли им прежние или новые должности? Или же придется как-то самостоятельно трудоустраиваться?
Сам Назарбаев сразу же после объявления о его победе туманно высказывался в том смысле, что действовавшее правительство премьера Даниала Ахметова работало весьма эффективно, хотя какие-то перестановки в составе высшего чиновничества все же возможны.
Поэтому о возможных перестановках в руководстве республики пока еще (до обнародования окончательно утвержденного списка состава правительства и президентской администрации) можно высказывать предположения, основанные на схемах, работавших после прошедших в 1999 г. президентских выборов.
Ясно, что те министры, которые пришли в последние месяцы (Минсельхоз, Минтранском, МВД), почти наверняка сохранят свои посты. То же самое, скорее всего, касается членов Центризбиркома, выдавших «туркменские проценты» (91,15 %) проголосовавших за Н.Назарбаева и переутвержденных совсем недавно председателя Верховного суда и генпрокурора. Насколько известно, главы Национального банка и Комитета национальной безопасности (КНБ) также не относятся к должностным лицам, слагающим полномочия перед вновь избранным президентом.
Сам Д. Ахметов, скорее всего, останется на посту премьер-министра. Назначение на этот пост кого-либо из «знаковых людей», входящих в ту или иную группировку элиты, сразу породит массу слухов среди правящего класса. Любое назначение на любой высший пост в государстве сейчас, сразу после выборов, будет воспринято как начало реализации проекта «Преемник», что, конечно, совсем не нужно Нурсултану Абишевичу.
И без того и в Астане, и в Алма-Ате вопрос о «преемничестве» является самой обсуждаемым и среди чиновничества, и среди экспертов. Достаточно вспомнить, как старшая дочь президента Дарига через день после победы отца на выборах очень неудачно начала публично развивать эту тему. Потом, конечно, она сказала, что ее не так поняли, но осадок все же остался.
Уход Нурсултана Назарбаева, претендующего на роль регионального лидера и утверждающего, что именно Казахстан играет главную стабилизирующую роль в регионе, состоится, скорее всего, раньше 2012 г. (официальное окончание нового президентского семилетнего срока), для того, чтобы спокойно ввести преемника в политический процесс и дать ему время для подготовки к следующим президентским выборам. Как показали события в Грузии, Украина и Киргизии, выборы могут стать слишком удобным поводом для организации какой-нибудь очередной «революции». Поэтому затягивать с передачей власти до 2012 года Назарбаев, скорее всего, не будет. При этом нынешняя сравнительно стабильная внутриполитическая ситуация в Казахстане всё же не гарантирована от серьёзных потрясений.
Нынешний премьер, начинавший как ставленник одной из ФПГ (группы А.Машкевича – П.Шодиева – А.Ибрагимова) сумел преодолеть свою зависимость от «евразийцев» и стать лишь «человеком президента» и сильным администратором.
В Казахстане много месяцев идут разговоры о том, что Ахметова президент намерен поставить во главе планируемого к созданию Госхолдинга по управлению государственными активами. Однако, поскольку, по последним данным, в данную структуру решено передать не все нацкомпании, а лишь госпакеты «Казахтелеком», «Казпочта» и «KEGOC», то возглавлять эту структуру будет не слишком интересно: то, что в Госхолдинге не будет нефти и газа, очень понизило его ценность в глазах возможных претендентов.
В принципе, нет причин и для смены правительства Ахметова. Эта команда успешно обновляется, легко перестраиваясь под различные задачи. Играет свою роль и постоянная борьба различных группировок внутри этой, внешне однородной «команды». Стоит напомнить, что за два с половиной года работы правительства Ахметова в нем сменилось два первых вице-премьера, по три министра в Минсельхозе и МВД, по два руководителя в Минтранскоме, Минобразования и науки, Минздраве. Число реорганизаций и перестановок в Мининформации вообще не легко вспомнить. В то же время, некоторые наиболее информированные казахстанские аналитики говорят о том, что несколько новых имен в правительстве вероятно появится. По разным версиям, в его состав могут войти экс-мингосдоходов и председатель правления Инвестиционного фонда Зейнулла Какимжанов, известный предприниматель Нурлан Каппаров и заместитель руководителя администрации президента (а также сват Дариги Назарбаевой и Рахата Алиева - его дочь Аида вышла замуж за старшего внука Н.Назарбаева – Нурали Алиева) Берик Имашев.
Что касается администрации президента, то ее структура и кадровый состав были подобраны специально под президентские выборы, поэтому ее, скорее всего, ожидают реформы. Кстати, ходят слухи о возможном приходе на пост первого вице-премьера главы администрации Адильбека Джаксыбекова.
Вероятно, произойдут некоторые структурные изменения в министерствах и ведомствах. В Астане давно говорят о назревшем разукрупнении Министерства финансов и Министерства сельского хозяйства, необходимости перестройки внутренней структуры Минэкономики, Минтруда и Минэкологии. Недавно в кулуарах была озвучена любопытная идея о создании некоей госструктуры (агентства или министерства) «по межнациональному и межконфессиональному согласию».
Наверняка сменится и руководство ряда областей Казахстана, причем критерий здесь достаточно простой – проценты проголосовавших «за» Назарбаева. Чем выше был рейтинг президента и ниже процент поддержки оппозиционеров, тем для акима лучше. По таким признакам можно предположить, что самое неустойчивое положение у акимов Кызылординской и Мангыстауской областей.
В республике последний месяц не было недостатка в различных, порой откровенно нелепых слухах о грядущем составе нового правительства. В любом случае решать все будет один единственный человек о котором в республике говорят, что он может прислушиваться к советам своего ближайшего окружения, но поступает всякий раз по своему…
Пока же можно предполагать, что, как и правительство 1999 г. (правительство премьера Нурлана Балгимбаева), новое «январское» правительство просуществует не слишком долго. Семь лет назад Назарбаев сохранил прежний кабинет министров Балгимбаева практически в неизменном виде, но уже в октябре 1999 г. правительство ушло в отставку.
Несмотря на то, что выборы президента прошли и несколько устаканили ситуацию в республике, элемент тревожных ожиданий в казахстанском обществе и в элитах остался. Власть чувствует эту тревогу. Угроза стабильности Казахстана исходит отнюдь не со стороны «полураздавленной» оппозиции. Все понимают, что уход Назарбаева (раньше или позже) неизбежно вызовет очень жёсткое соперничество крупных группировок внутри правящей элиты. Пока все они выказывают лояльность президенту. Но неизбежно настанет момент, когда они сойдутся в борьбе за наследство. Клановые группы, на которые дробится казахстанская элита, накопили громадные ресурсы, которые сами по себе провоцируют стремление конвертировать их в реальную политическую власть. Конкурентная борьба может начать обостряться уже в ближайшие годы. Нынешняя власть создала задел прочности, но расшатать ситуацию в Казахстане всё же возможно, и руководству основного российского союзника в Центральной Азии, которое уже само начинает верить в те мифы, которые им же и созданы для внутреннего и внешнего пользования, следовало бы отделять пиар от действительности.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |