Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
30.12.2005. Литер (Казахстан)
Роман Ушаков
НАТО и Соединенные Штаты все больше превращаются в источник угрозы безопасности и стабильности в Казахстане и других странах СНГ. Формированию данного настороженного отношения со стороны республик региона послужило несколько фактов из внешнеполитической деятельности Вашингтона. В частности, уход НАТО от сложившейся после Второй мировой войны системы международного права; отказ Белого дома от основополагающих принципов Устава ООН; отказ Белого дома от Хельсинкского Заключительного акта и возведение в норму права вмешиваться во внутренние дела суверенных государств под каким-либо предлогом.
При этом Вашингтон до конца не осознает, что Центральная Азия – это регион, где имеют место межэтнические конфликты, где получил распространение религиозный экстремизм и агрессивный национализм, где уже столкнулись с гражданской войной и не понаслышке знают, что такое политическая нестабильность и какие последствия она может принести.
В то же время Центральная Азия для Вашингтона является жизненно важной зоной, где отмечается отсутствие успехов Белого дома в урегулировании ряда региональных конфликтов и, прежде всего, конфликта в Афганистане. Фактором, который значительно усиливает этот потенциал, является превращение Афганистана в центр международного терроризма и наркоторговли, что создает реальную угрозу безопасности не только странам, которые непосредственно с ним граничат, но и многим другим государствам как ближнего, так и дальнего зарубежья. В этом случае речь идет о странах Европейского союза и самих США.
В то же время геополитическая ситуация в Центральной Азии, сложившаяся в результате обострения внутриполитической ситуации в Афганистане (общественность так и не узнала результатов проведения выборов в афганский парламент) и Узбекистане (события в Андижане являются только началом системного кризиса Ташкента), а также положение в Кыргызстане (где внутриполитическая ситуация в любой момент может выйти из-под контроля и перерасти в гражданскую войну), существующие и перспективные военные угрозы безопасности Казахстана и других государств Центральной Азии (Китая и России) поднимают вопрос об укреплении их военного потенциала. Вместе с тем обеспечение мира и стабильности в Центральной Азии – проблема комплексная, следовательно, решать ее надо с помощью хорошо продуманных дипломатических, экономических и других мер.
Вашингтон это осознал и стал постепенно менять тактику проведения своей политики по центральноазиатскому вектору. Потерпев фиаско в Узбекистане, сохраняя напряженные отношения с Кыргызстаном, не найдя должной поддержки в Таджикистане, Вашингтон обратил свой взор на Казахстан. Подтверждением тому являются зачастившие визиты в Астану американских гостей.
Так, 6 октября специальный представитель Генерального секретаря НАТО по Центральной Азии и Кавказу Роберт Симмонс завершил свой визит в Казахстан.
На встрече с депутатами Симмонс говорил об основных приоритетах НАТО в регионе, отметив расширение взаимодействия Североатлантического альянса с Казахстаном. В ходе встречи с министром обороны РК Мухтаром Алтынбаевым спецпредставитель Генерального секретаря НАТО отметил высокий уровень двустороннего сотрудничества в военной сфере.
Далее, с 9 по 11 ноября в Астане с рабочим визитом находилась делегация экспертов НАТО. Во время встреч с представителями Минобороны и других ведомств Казахстана обсуждались вопросы содержательной части проекта "Индивидуальный план действий партнерства", который включает в себя такие аспекты, как поддержание региональной и международной безопасности, трансформация Вооруженных сил РК, борьба с терроризмом и ряд других.
Далее в рамках реализации целей Плана пятилетнего сотрудничества между Вооруженными силами Республики Казахстан и США с 7 по 9 декабря состоялся визит представителей Центрального командования США (ЦЕНТКОМ) и Национальной гвардии штата Аризоны в г. Алматы с целью проведения заседания по разработке проекта Плана военного сотрудничества между РК и США на 2006–2007 гг. Стоит отметить, что данный План пятилетнего военного сотрудничества между Вооруженными силами Республики Казахстан и США, подписанный в сентябре 2003 года, является одним из инструментов содействия укреплению казахстанских Вооруженных сил, особенно миротворческого потенциала Казбата, повышению боеспособности Аэромобильных войск и созданию Военно-морских сил.
В результате участившихся в Казахстан визитов американских специалистов и представителей государственных органов власти у людей, не так хорошо знающих географию, может сложиться впечатление о географической близости расположения США и Казахстана. Но их регулярность дает основание полагать, что мы становимся свидетелями подготовительной работы, которая направлена на решение рабочих вопросов, связанных с определением дальнейшего сотрудничества между двумя странами. Это, конечно, по многим параметрам отвечает целям стратегического партнерства по обеспечению региональной безопасности, но активизация Белого дома в отдельно взятой республике Центральной Азии настораживает, а в некоторых случаях и вносит элемент раздражения.
Принимая во внимание сложившуюся напряженную ситуацию в Центральной Азии и падение авторитета США в регионе, можно предположить, что путем ведения переговоров и регулярных встреч на различном уровне Белый дом не только пытается закрепить свои позиции в пока еще лояльной по отношению к Америке республике, но и расширить свое влияние на Астану. Вполне вероятно, что таким образом Вашингтон хочет подготовить возможный плацдарм для продвижения своих идей, продиктованных национальными интересами США в Центральной Азии, вот только насколько это будет выгодно республикам региона и Казахстану? Или мы опять окажемся в роли пассивного наблюдателя за происходящими событиями в регионе?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |