Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

EurasiaNet,
11 сентября 2002

Куда пошли деньги выделенные США странам Центразии после 11 сентября. Самый добросовестный - Таджикистан..?

А.Аппельбаум

Год спустя: экономический курс стран Средней Азии не претерпел изменений.

Центральная Азия оказалась в центре внимания мирового сообщества после терактов 11 сентября. Когда американцы и их союзники начали осенью 2001 г. создавать в этом регионе военные аванпосты, некоторые экономисты предполагали, что Узбекистан, Кыргызстан и другие государства используют оказанное им внимание для расширения торговли и проведения экономических реформ. Однако этого так и не произошло.

Руководство США не стало связывать помощь с проведением экономических реформ, а среднеазиатские республики решили не направлять доходы, полученные в результате помощи и по итогам визитов высокопоставленных иностранных деятелей, на улучшение инвестиционного климата или на повышение уровня жизни своих народов. Казахстан и Азербайджан продолжают возлагать все надежды на нефть и газ, Кыргызстан опирается на традиции горнодобывающей и сельскохозяйственной отраслей, а Узбекистан установил высокие импортные тарифы и отказывается вводить конвертируемость национальной валюты. Проводимая среднеазиатскими странами экономическая политика угрожает стагнацией, которая в прошлом году уже нависала над странами региона. Обласкав среднеазиатские страны деньгами и вниманием, антитеррористическая коалиция не позаботилась о том, чтобы провести необходимые экономические реформы.

По мнению многих экспертов, среднеазиатские государства не проводят экономических реформ отчасти потому, что их новые союзники на них не давят. В Казахстане и других странах сфера бизнеса и правительство заражены коррупцией; американский конгрессмен-республиканец от штата Нью-Джерси Крис Смит предлагает принять закон, в котором бы "порицалась" система привилегий, созданная президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Закрытым обществом остается Туркменистан. Некоторые экономические реформы были проведены в Таджикистане и Узбекистане, хотя эти страны так и не смогли выйти на мировые рынки. Кыргызстан весной 2002 г. столкнулся с массовыми гражданскими беспорядками, летом на шахте в результате несчастного случая погиб человек. В целом страна может рассчитывать на экономический рост в еще меньшей степени, чем в середине 1990-х гг.

Присутствие в регионе американских солдат и сотрудников международных организаций привело к росту цен, однако более оживленная торговля не вылилась в создание системы, способной обеспечить экономический рост. "Без проведения в качестве первого пункта повестки дня [рыночно-ориентированной] политики и без настоящей внутренней потребности в экономической реформе, - говорит Иан Бреммер, глава консалтинговой фирмы "Eurasia Group", - трудно ожидать какого-либо прогресса".

Стремясь покончить с нестабильностью, порождаемой экстремистами, администрация Буша предпочла бы покупать нефть у стран, которые не оказывают помощь радикальным исламистам. Это может вылиться в надежные инвестиции в богатый нефтью Казахстан и другие прикаспийские государства. Когда зимой в Грузию прибыли американские военные инструкторы, некоторые наблюдатели начали рассуждать о стратегическом значении этой страны, по территории которой на американский и европейский рынки будут транспортироваться нефть и газ. Однако бурение, выкачивание и очищение ископаемого топлива не может привести к существенному повышению уровня жизни, если правительства не позаботятся о том, чтобы направить нефтяные доходы на повышение уровня жизни населения и развитие социальной сферы.

После образования антитеррористического альянса США объявили о том, что Казахстан является страной с рыночной экономикой. Однако, несмотря на этот статус, - говорит Бреммер, - Казахстан "скатывается назад", поддерживая неэффективные отечественные компании и отпугивая иностранных инвесторов. Вскоре после назначения Имангали Тасмагамбетова премьер-министром агентство "Интерфакс" привело его заявление, что государство должно стать "локомотивом", тянущим за собой отечественные компании, и увеличивать производство продукции, способной замещать импортные товары.

В то время как российские энергетические компании всячески обхаживают иностранных инвесторов, Казахстан ведет дело к ослаблению потенциала собственного экономического развития. "Думаю, что инвестиционный климат ухудшился в результате действий самих правительств региона, таких, как решение Казахстана о повышении доли на рынке отечественных товаров, - говорит эксперт по Каспийскому региону Джулия Нанэй из Petroleum Finance Company. - Не думаю, что американское военное присутствие имеет какое-либо значение для принятия компаниями решений об инвестициях".

Впрочем, заблокировать экономический рост вполне могут и менее очевидные факторы, такие как внутренний раскол в обществе. По словам Андерса Аслунда, члена совета Фонда Карнеги за международный мир, наблюдая выходки Назарбаева, казахстанские служащие чувствуют все большее отвращение к происходящему и в скором времени будут работать на раскол общества, а не на его процветание. Оппозиция, говорит Аслунд, является отражением общего разочарования профессионалов, "которые считают, что Казахстан заслуживает лучшей судьбы", чем режим квази-непотизма. Если Казахстан не предпримет меры по обеспечению прозрачности экономики и улучшению инвестиционного климата, то эти настроенные на реформы граждане будут и в дальнейшем испытывать чувство разочарования, даже если американские и другие зарубежные компании начнут покупать все больше и больше нефти. Аналогичную обеспокоенность выражает Марта Блэксол, независимый эксперт по Узбекистану, которая считает, что Каримов будет продолжать политику преследования свободы слова и поощрять непрозрачность до тех пор, пока США будет в нем нуждаться. Эта позиция также может отпугнуть иностранных инвесторов и помешать развитию предпринимательства.

Разумеется, в Узбекистане были проведены некоторые позитивные реформы. Например, были снижены налоги на предпринимательскую деятельность, что Фиона Хилл из Брукингского института считает обнадеживающим признаком. Президент Ислам Каримов пошел также на некоторые уступки силам, представляющим интересы свободного рынка. "Президент Каримов частично либерализовал рынок хлопчатника, предпринял меры по стимулированию развития мелких и средних предприятий и более эффективному регулированию торговли", - замечает Бреммер. В то же время сообщается, что ставшее темой анекдотов упрямство Каримова, касающееся повышения тарифов на импорт и нежелания ввести конвертируемость национальной валюты, мешает притоку товаров на узбекские базары и вызывает протесты, которые, в свою очередь, могут отпугнуть потенциальных инвесторов.

Поводы для бегства инвесторов создал и Кыргызстан. В марте в Аксыйском районе произошли столкновения между демонстрантами и милицией, которые привели к гибели пяти граждан; в начале сентября произошли новые марши протеста и новые аресты. В июле на шахте "Кумтор", принадлежащей канадской компании, в результате несчастного случая погиб человек, что привело к приостановке работ на месторождении. Этот шаг, - сообщает агентство "Интерфакс", - привел к тому, что 21 августа Международный валютный фонд принял решение о снижении на несколько пунктов прогноза экономического роста страны. Присутствие американских солдат и военнослужащих других стран в пригороде столицы не решает проблем Кыргызстана. В то время как Каримов перемежает свою репрессивную политику с приемами высокопоставленных иностранных гостей, киргизский президент Аскар Акаев сталкивается с усиливающимся недовольством частично безработного населения и ростом влияния организованной оппозиции.

Некоторого прогресса добился Таджикистан. В феврале МВФ отчитал правительство за неправильно составленный отчет по ранее выделенному займу, однако Аслунд положительно оценивает попытки сократить дефицит бюджета, удержать инфляцию на низком уровне и обслуживать иностранные долги. Это скорее отдельные шаги, чем какой-то существенный перелом, но даже учитывая фактор неожиданных нападений и военных кампаний, экономический прогресс набирает силу, претерпевая многочисленные корректировки и следуя различным схемам.

Наряду с более широкими последствиями, воздействие терактов на экономику стран Средней Азии со временем будет усиливаться. По словам Бреммера, американские высокопоставленные лица, посещающие столицы среднеазиатских стран, рассказывают о своих впечатлениях в вечерних новостях, что может привлечь внимание инвесторов. А если военнослужащие Альянса приживутся в Узбекистане и Кыргызстане, то это может привести к появлению новых экономических возможностей. Блэксол замечает, что американцы "начинают привозить [в Узбекистан] некоторые товары, в том числе продовольствие". Ход войны с терроризмом непредсказуем, но не менее непредсказуемо ее воздействие на экономику государств Средней Азии.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ