Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Час (Рига) 212 (1544),
12 сентября 2002
Мая Халтурина
В департаменте образования, молодежи и спорта Рижской думы появилась новая штатная единица - главный специалист по вопросам образования национальных меньшинств. Исполнять эту должность будет Елена Васильевна Матьякубова, опытный педагог. "Час" напросился к ней на аудиенцию.
Любимая учительница любимых учеников.
Во времена Первой республики в Министерстве образования Латвии был целый отдел, занимавшийся делами нацменьшинств. До этого нам еще далеко, но все равно отрадно, что хотя бы рижское самоуправление проявляет внимание к этим вопросам. Ведь на новую должность приглашен профессионал. Елена Васильевна Матьякубова - учитель истории с 20-летним стажем. Она член правления ЛАШОР (Латвийской ассоциации в поддержку школ с обучением на русском языке) и комиссии по образованию Фонда Сороса - Латвия.
Добро пожаловать в прокрустово ложе!
Какие проблемы стоят сегодня перед школами меньшинств? По мнению Елены Васильевны, самая главная - как расположиться в прокрустовом ложе закона об образовании, как интегрироваться в латвийское общество, сохранив культурную идентичность. С этим связана другая проблема - выбор школой программы (а не просто билингвальной модели). Как считает г-жа Матьякубова, вопрос существования национальной школы не сводится только к билингвальному обучению:
- Мне бы хотелось, чтобы каждая школа увидела свое будущее, свою нишу. И разработала программу. Но в программе школ нацменьшинств, предложенной государством, акцент сделан на переход на латышский язык обучения. Я вижу основную проблему в том, чтобы насытить ее культурологическими и этническими компонентами.
Один из проектов, над которым я начинаю работать, - создание учебной программы и методических рекомендаций по курсу истории нацменьшинств на территории Латвии. В каждой школе (русской, польской, еврейской) этот курс будет наполняться своим содержанием: будем рассказывать о культуре нацменьшинств, о том, когда они появились на территории Латвии, в какой сфере были заняты...
Мы не пришельцы
- Это очень важно - нащупать здесь свои корни. У нас есть все, чтобы играть в обществе весомую роль. Стоит только вспомнить, как влиятельна была здесь когда-то немецкая, польская община, я уже не говорю о русской! - говорит моя собеседница.
Как член русской женской студенческой корпорации "Сестричество Татьян", возникшей в Латвии 70 лет назад, Елена Матьякубова близко общалась с теми, кто учился в Латвии в 30-е годы. И у нее есть перед глазами примеры людей, которые активно участвовали в жизни латвийского общества во времена Первой республики. - Они были патриотами своей маленькой страны и одновременно гордились своей принадлежностью к русской культуре и языку. Опыт Первой республики показывает, что обстановка в обществе намного важнее, чем сиюминутные успехи, - например, в освоении языка. Другая важная задача, по словам педагога, - налаживание связей с этнической родиной. Если у польской, украинской или еврейской школ в этом плане меньше проблем, то русские школы справедливо жалуются на свою оторванность. Елена Матьякубова уверена, что департамент думы может решать эти вопросы хотя бы на уровне сотрудничества между городами Ригой и Москвой.
Очень остро стоит для русских школ проблема повышения квалификации учителей. Сейчас почти все средства тратятся на семинары по билингвальному образованию. Однако русским учителям очень не хватает курсов по своим дисциплинам. Сотрудничество с Россией помогло бы решить проблему.
Куда идем?
Сохранится ли русская школа в Латвии? Елена Матьякубова в этом абсолютно уверена.
- Это будет культурный центр, - считает она, - который приведет к стабильности в обществе. Для создания нормального гражданского общества мы все должны быть разными и любимыми. Чем больше будет национальных школ разного типа, тем лучше. У родителей и детей должен быть выбор.
Обязательно должна быть школа с доминированием родного языка. Но это не единственный вариант. Если будет спрос, то вполне возможна и школа, где доминирует госязык и только ансамбль балалаечников выступает во время больших национальных праздников. Но, на мой взгляд, это будет показуха.
Родной язык - основа национально-культурной идентичности. Сохранение в Латвии школ с обучением на русском языке - принципиальная, высокая цель.
"Мушкетеры - мои лучшие друзья"
О таких, как Елена Васильевна, говорят: педагог по призванию, Божьей милостью... Она иногда шутит, что была лидером и организатором с пеленок! В дошкольном возрасте устраивала во дворе концерты и спектакли. - Моя мама любит рассказывать, как однажды пришла за мной в школу и увидела большую толпу ребят, а я, второклассница, стою в самом центре и всех к чему-то призываю. Ей было так смешно!... В школе я была вожатой, а уже в седьмом классе заменяла учителей младших классов. И после окончания истфака Латвийского университета пришла работать в школу. Была совсем юной, и мне дали мой первый класс в маленькой двухпоточной школе на окраине Риги. Мне казалось, что я слишком молода, и если дети поймут это, то начнут со мной фамильярно обращаться. Поэтому я одевалась в темные тона, делала очень официальную кичку на голове... Но моя улыбка сразу раскрывала все карты!
Ребята из первого выпуска - сейчас мои лучшие друзья. А когда они учились, мы с ними играли в мушкетеров, делали костюмы у меня дома, ставили самодеятельные пьесы о принцах и принцессах... Все они уже взрослые мужчины и женщины, но приходят ко мне в гости.
Движение - это жизнь
...Двум сыновьям Елены Васильевны выпало трудное испытание - мама была их школьной учительницей. Они его выдержали: ни разу не подвели маму, но никогда и не выдали ей ни одного ребячьего секрета. Зато были рядом во всех походах и школьных приключениях, которые она придумывала. Почти каждый год Елена Васильевна отправляется со своими учениками в далекие экскурсии.
- Я по характеру беспокойный человек. Ощущение эпохи шестидесятников, эпохи костров и походов живо во мне до сих пор. Мне в жизни интересно все. От глаз маленького пятиклассника с его странным и на первый взгляд нелепым вопросом до философского спора с 12-классником, который отстаивает новую теорию. Мы спорим с ним на равных, я забываю про возраст - его и свой.
Уйти из школы в департамент образования для Елены Матьякубовой было очень трудным решением. Зато она надеется, что на новом месте сможет быть полезна многим - и детям, и школам, и учителям. Совсем бросить учительствовать не может - читает историю старшеклассникам в 40-й школе. А когда ее спрашивают, не надоедает ли ей 20 лет одно и то же, она отвечает:
- Не бывает у учителя одного и того же. Наша работа - это вечное познание. Каждый год перед тобой новые глаза. На каждом уроке - новое состояние души человека.
И ты помогаешь ему...
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |