Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Москва и Минск продолжают сближение

KMnews, 26.01.2006

Юрий Филатов, Василий Ваньков

Факты:

Спикер Госдумы Борис Грызлов считает, что Россия и Белоруссия могут выйти на проведение референдума по проекту Конституционного акта Союзного государства уже в текущем году. «Я надеюсь, что в течение текущего года мы можем выйти на референдум», – заявил он в преддверии нынешнего российско-белорусского саммита.

 Россия и Белоруссия продолжают свое продвижение навстречу друг другу – к созданию Союзного государства. Важным шагом на этом пути стало и заседание Высшего Госсовета Союзного государства, прошедшее в Санкт-Петербурге. Лукашенко и Путин подписали соглашения по вопросам союзной собственности и по обеспечению равных прав граждан на свободу передвижения

Российско-белорусский саммит отметился заключением целого пакета совместных документов. Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали соглашения по вопросам союзной собственности и по обеспечению равных прав граждан на свободу передвижения. Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения и Соглашение между правительствами о порядке оказания медицинской помощи гражданам России в учреждениях здравоохранения Белоруссии и белорусским гражданам в учреждениях здравоохранения России были подписаны премьерами Михаилом Фрадковым и Сергеем Сидорским. На заседании Высшего Госсовета был утвержден и бюджет Союзного государства на 2006 год, который предусматривает 10-процентное увеличение союзных взносов. Президент России выразил уверенность, что «в 2006 году союзное строительство возьмет новые планки своего развития, сохранит взятый высокий темп, выйдет на новые практические решения, качественно улучшающие жизнь наших граждан».

Российско-белорусские отношения и перспективы создания единого Союзного государства эксклюзивно для читателей KM.RU комментируют директор Российского института стратегических исследований Евгений Кожокин и руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев.

Е.Кожокин: «Союзное государство медленно, подчас с отступлениями, но создается. В нем заинтересованы и Россия, и Белоруссия. На сегодняшний день уже удалось добиться существенных успехов в деле обеспечения равных прав граждан обоих государств в вопросах свободы передвижения, миграции, получения гражданства, оказания медицинской помощи, в возможности получения образования, признания дипломов об окончании вузов и т.д. Очень важно то, что российско-белорусская граница сейчас пересекается легче всего, и граждане двух стран испытывают здесь наименьшие затруднения. Во всяком случае, по сравнению с транзитным режимом на других границах России со странами СНГ и дальнего зарубежья. Это очень важные предпосылки для того, чтобы идти далее по пути создания Союзного государства. Исключительно важным вопросом, над решением которого работает сейчас руководство России и Белоруссии, является введение единой валюты. Однако, несмотря на имеющиеся договоренности, выстроенные графики и даже согласованные механизмы такого перехода, этот совершенно необходимый шаг пока не сделан.

В чем причина этого? В первую очередь мешает непоследовательность руководства Белоруссии по этому и ряду других вопросов. Вне всякого сомнения, необходимо дальнейшее приведение во взаимное соответствие экономического законодательства двух стран. Причем, в этой связи вполне понятна озабоченность белорусского руководства. В Москве относятся с пониманием к тому, что наши соседи избрали немного другой путь приватизации. Тем более, что и российское общественное мнение не считает ту модель приватизации, которая была реализована в нашей стране, идеальной. Коренное отличие двух схем в том, что в Белоруссии она затрагивает в первую очередь предприятия малого и среднего бизнеса, а также нерентабельные предприятия. Для того, чтобы возникли экономические предпосылки интеграции, необходимо, чтобы российский бизнес, хотя бы в ограниченных масштабах, получил возможность участвовать в экономике Белоруссии. Это еще один из ключевых вопросов наших двусторонних отношений.

Осуществленная в Белоруссии модель приватизации предполагает такие условия, которые становятся неприемлемыми для наших предпринимателей. Бизнес может работать только при том условии, что он имеет определенную прибыль. Идти на инвестиционный проект, не будучи уверенным в том, что со временем он позволит получить прибыль, никто не согласится - ни российский, ни американский, ни японский бизнес. В этом отношении он везде одинаков. Хотя в силу особых отношений с Белоруссией российский бизнес готов учитывать такую специфику нашего ближайшего союзника. Есть и еще одна проблема. Сейчас в России начали закрываться чисто российские неправительственные организации, которые существуют на собственные средства, без привлечения зарубежных грантов. Так вот, было бы логичным предоставить им возможность, будучи зарегистрированными на территории России, работать в Белоруссии. И наоборот. Это даст возможность взаимопроникновения на уровне гражданского общества через информирование населения о существующих проблемах и выдвижение гражданских инициатив.

Российская сторона изначально предлагала на выбор несколько моделей Союзного государства, с тем чтобы выбрать наиболее подходящую - и для России, и для Белоруссии. Вне всякого сомнения, принятие Конституционного акта могло бы стать основополагающей предпосылкой сближения двух обществ и двух экономик. Я бы не стал говорить, что рассматривающаяся сейчас модель является чем-то вроде современного Европейского союза. Модель ЕС абсолютно уникальна. По ней пошли европейцы и больше никто в мире. Не потому, что она плоха, а потому, что она была выстроена, исходя из специфики тех стран, которые образовали Евросоюз. Соответственно, если мы хотим, чтобы выбранная нами формула государственной власти была «работающей», мы должны отталкиваться от реалий нашей жизни. На сегодняшний день очевидно, что наши белорусские партнеры не готовы пока отказаться от части своего суверенитета в финансовой сфере и, собственно, властных полномочий. Скорее можно говорить о том, что вынесенный на обсуждение КА предполагает углубление совместных координирующих функций. Прежде всего, в области внешней политики. В этом вопросе позиция руководства обеих стран совпадает довольно часто. Поэтому есть все возможности для углубления взаимодействия в этой сфере. Кроме этого, предполагается очень продвинутое сотрудничество в области обороны и безопасности. Поэтому имеются предпосылки для дальнейшей интеграции в этой отрасли. И поэтому все правовые акты, которые рассматривает сейчас совместная рабочая группа, должны исходить из тех реалий, которые существуют на данный момент. Пусть движение будет неспешным. Важно, чтобы оно осуществлялось».

А.Фадеев: «Создание единого государства идет уже много лет с малозначимыми на данный момент результатами. Факт в том, что Союзное государство, в котором объективно заинтересованы народы Белоруссии и России, пока не состоялось по одной простой, но очевидной причине - правящим классам не удалось договориться о том, кто и в каких объемах будет осуществлять государственно-политическое управление в этом совместном государстве. Эта наиболее острая проблема. Как вы знаете, недавно проходила сессия парламентского собрания Союзного государства, на котором выступал спикер Госдумы Борис Грызлов. В своем выступлении он подчеркнул, что существуют значительные противоречия, касающиеся разделения компетенции и предметов ведения союзных структур. Подходы двух стран к структуре этих наднациональных органов разные.

Белоруссия руководствуется принципом «1+1», при реализации которого белорусские управленцы будут решать все вопросы в рамках Союзного государства наравне с представителями России. В этом случае получается, что представители страны, которая с экономической точки зрения не может быть сравнима с Россией, получают те же права, что и представители огромной страны. Понятно, что с этим российская правящая элита согласиться не может. Белорусский правящий класс понимает, что существует опасность его растворения и потери статуса в новом государстве. Он может просто оказаться неконкурентоспособным по сравнению с российской элитой. Нечто подобное происходило во времена Горбачева, когда проходила административная реформа советских институтов власти. Тогда были ликвидированы приблизительно 45% республиканских полномочий. Их функции передали Москве, а в республиках местные управленцы были попросту сокращены и остались без работы. Ликвидировались целые республиканские ведомства и министерства. Большая часть белорусской политической элиты – люди, которые прекрасно помнят те времена.

Именно этот, как аккуратно сказал Борис Грызлов, «объем компетенции», который должен быть передан в исключительное ведение Союзного государства, и стал «камнем преткновения». Думаю, что на данном этапе разрешить эти разногласия вряд ли удастся. По той простой причине, что оба стремящихся к объединению государства имеют политические системы с достаточно жестким президентским управлением. Что само по себе уже является заметной трудностью на пути к сближению политических систем. То есть кто-то должен пойти на уступки.

А пока ни одна из сторон не демонстрирует такого стремления. Наконец, не ясно, что из себя должны представлять сами эти союзные органы. Не понятно, какая политическая система будет - российская или белорусская модель. Россия - федеративное государство, которое сильно отличается от унитарной Белоруссии. Соответственно, здесь не существует разделения на два уровня власти - субъектов Федерации и центра. А в России существуют выборные органы региональной власти - законодательные собрания регионов, которые вместе с президентом участвуют в формировании исполнительной ветви власти в регионах. В Белоруссии же все местные руководители подконтрольны только президенту.

Еще одна проблема - право сецессии (т.е. одностороннего выхода из состава государства). Лукашенко хочет сохранить за РБ такое право. Однако в этом случае мы получим крайне неустойчивое государственное образование, которое может в любой момент «приказать долго жить». Это еще одна причина, по которой никак не удается согласовать текст Конституционного акта. Еще раз подчеркну: политическое равноправие неравноправных субъектов (в экономическом, военном и демографическом отношениях) неприемлемо для России. Все это делает подписание Конституционного акта достаточно проблематичным и, по моему мнению, в ближайшее время он утвержден не будет.

Если же говорить о долгосрочной перспективе, то вопрос в том, что можно предложить белорусскому лидеру. Если он получит достаточно весомый пост в новом государстве, многие вопросы сами по себе отпадут. Например, речь может идти о вице-президенте. Но с реальными полномочиями, а не как в США. Однако идея сильного вице-президента может не устроить многих представителей правящего класса в России. К тому же Александр Лукашенко привык быть первым и вторые роли его не интересуют. Другое дело, что в Белоруссии со временем может сложиться такая ситуация, что эта роль Лукашенко может устроить».


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ