Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
13.01.06 KMnews.ru
Александр Пугаченко, Василий Ваньков
Едва завершилась компромиссом «газовая война» России и Украины, как еще одна страна СНГ – Армения – заявила о неготовности платить по мировым ценам за российский газ. При этом, если в первом случае в течение всего конфликта стороны призывали друг друга его не политизировать, то Ереван сразу же занял ровно противоположную позицию и просит Москву увязать вопрос о тарифах с традиционно дружественными отношениями двух стран.
Именно таким образом во вторник, выступая на пресс-конференции, поставил вопрос глава МИД республики Вардан Осканян. «Даже если решение «Газпрома» связано с экономическими процессами, в которые втянута Россия, допустим, стремление в ВТО, решение о повышении тарифов не может не иметь политической составляющей и не повлечь политических последствий», - заявил он.
Сейчас Армения закупает российский газ по $56 за тысячу кубометров. В конце прошлого года заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что в 2006 г. цена повысится почти вдвое – до $110. В Ереване указывают, что их небогатая республика таких расходов «не потянет», и просят как минимум отсрочить повышение до апреля, а еще лучше – сохранить действовавший ранее льготный тариф.
Аргументация армян проста и, в отличие от их предшественников в газовых спорах с Россией - украинцев, в целом логична. Они указывают, что их государство – ближайший и наиболее «верный» партнер Москвы на Южном Кавказе. И что на фоне этого цена на стратегически важный продукт не должна быть равна той, по которой его получают откровенно недружественная Грузия и балансирующий между Россией и США Азербайджан.
В ответ представители «Газпрома» подчеркивают, что не могут связывать экономические параметры с политической конъюнктурой. И что торговля газом для российского монополиста – чистого рода бизнес. Москва предложила два варианта выхода из сложившейся ситуации: либо предоставление беспроцентного кредита, покрывающего разницу между старой и новой стоимостью поставок, либо передача Арменией в собственность России ее энергетической инфраструктуры, а именно пятого блока Разданской ТЭС и всей газотранспортной системы. На подобный шаг, кстати, уже пошла упомянутая выше Грузия, что и стало основанием для предоставления ей льгот.
Но официальный Ереван, в свою очередь, назвал подобную постановку вопроса недопустимой и намекнул, что она может привести не только к внутриэкономическому кризису в Армении, но и к ухудшению ее отношений с «большим братом». Армяне по-прежнему считают, что их геополитическая ориентация и выступление в качестве опоры России на Южном Кавказе – достаточная компенсация за льготы. А попытки заговорить об ее иных формах вызывают у них довольно серьезную обиду. В республике даже зазвучали мнения о необходимости в ответ повысить арендную плату за дислокацию российской военной базы.
Скорее всего, ситуация разрешится в ходе встречи президентов двух стран, которая в ближайшем будущем планируется в Москве. И, в отличие от украинских выкрутасов последних месяцев, в данном случае надежда на достижение компромисса довольно велика. Не вызывает серьезных сомнений то, что армянская сторона на переговорах займет конструктивную позицию и будет вести цивилизованный диалог. По крайней мере, гарантией этого послужит то, что Роберт Кочарян не будет в перерывах между встречами с Владимиром Путиным названивать за инструкциями Кондолизе Райс.
Россия же пока находится в поисках оптимального соотношения между бизнесом по торговле энергоресурсами и геополитической стратегией. С тем, что никаких льгот не будут получать недружественные страны, Кремль уже определился. А механизмы экономических взаимоотношений с союзниками спокойно и без истерик предстоит найти в течение наступившего года.
В эксклюзивном интервью KM.RU свою точку зрения по вопросу о поставках российского газа в Армению высказал заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров.
- Насколько, на ваш взгляд, оправданно предполагаемое повышение отпускных цен на газ для Армении, учитывая особый характер взаимоотношений с этой страной? Не рискует ли Россия лишиться своего главного союзника в Закавказье?
- Я считаю, что несправедливо экстраполировать на Армению тот же механизм ценообразования на «голубое топливо», который применяется по отношению к Грузии и Украине. Поскольку эта страна действительно является геополитическим союзником России в этом регионе. Скорее всего, имеет смысл выстраивать с ней такие же отношения в нефтегазовой сфере, как с Белоруссией. Однако, справедливости ради следует заметить, что здесь существуют определенные сложности чисто технического характера. Дело в том, что Россия и Армения непосредственно не граничат друг с другом. Так что магистральный газопровод проходит через территорию Грузии. Если мы предложим Армении газовый тариф меньше, чем для Грузии, то рискуем открыть дорогу всякого рода злоупотреблениям и махинациям со стороны чиновников обеих стран. Газ будет якобы идти в Армению (значит, по более низкой цене), но до конечного адресата все равно не дойдет, так как будет реализован на более дорогом грузинском газовом рынке.
- Существуют ли какие-либо пути решения этой технической проблемы?
- Можно предложить такой вариант. Пусть наши армянские друзья покупают газ, как и все Закавказье, по 110$ за тысячу кубометров, а Россия могла бы частично компенсировать это предоставлением различных кредитов (беспроцентных) или даже грантов, выделив средства на оказание экономической помощи.
- Однако руководство Армении уже отказалось от варианта с беспроцентной ссудой…
- Тогда имеет смысл предложить грант. Трудность переговорного процесса состоит еще в том, что «Газпром» - это не только госмонополия, но еще и коммерческая организация, акционеры которой преследуют еще и собственные интересы. Конечно, им хочется получать максимальную прибыль, не обращая внимания на стратегические интересы России. Или хотя бы получить в собственность газораспределительную систему Армении, чтобы как-то компенсировать упущенную выгоду широкомасштабным проникновением на этот рынок. Однако, как выясняется, Армения не спешит идти на такой компромисс. Так что дальнейший торг по этим вопросам неизбежен.
- Почему дружественно настроенная по отношению к России правящая элита Армении отказывается передать контроль над своей газораспределительной системой, в то время как откровенно антироссийский режим Саакашвили уже выразил свое согласие пойти на это?
- Тут надо учитывать то, что экономическая ситуация в Армении все-таки получше, чем в Грузии. Перед ней задача экономического выживания стоит не так остро. Хотя повышение цены на газ, безусловно, больно ударит по экономике и рядовым потребителям. Между тем, есть и чисто политический подтекст. Руководство Армении хочет показать Западу, что оно проводит многовекторную политику и находится в партнерских отношениях не только с Россией. Неслучайно армянская общественность совсем недавно была взбудоражена сообщением о том, что РАО «ЕЭС России» приобретает электрораспределительные сети страны у одной британской компании. По этому поводу отдельные националистические элементы в Армении подняли большую шумиху. Громко заявляли о том, что это чуть ли не является попыткой лишить ее государственного суверенитета. Хотя такие обвинения абсолютно нелепы. Посмотрите, какая собственность находится в руках армянской диаспоры в России. Если это сравнить с теми капиталами, которые имеет Россия в Армении, то еще не факт, что мы будем иметь здесь первенство. Так что нашим коллегам надо просто отойти от этих зашоренных представлений. Уж коли мы заявляем о стратегическом партнерстве, то нет ничего плохого в том, что наши компании покупают отдельные элементы энергетической и транспортной инфраструктуры.
- Как можно расценивать в этом контексте недавнее заявление Роберта Кочаряна об ускорении строительства газопровода Иран-Армения?
- Это был бы благоприятный сценарий развития событий для нас. Как только эта ветка будет построена, мы бы решили проблему транзита нашего газа в Армению. Тогда мы смогли бы поставлять газ в обход Грузии. Проблема не только в тех возможностях для злоупотреблений, о которых я уже говорил. Сейчас мы не можем остановить подачу газа в Грузию (в случае большой задолженности по платежам), потому что в этом случае мы бы лишили газа и Армению.
- И все-таки, не совсем понятно, почему России выгодно, чтобы в Армению пошел иранский газ?
- Дело в том, что значительная часть газа в Армении потребляется как раз российскими энергетическими предприятиями. В первую очередь, РАО «ЕЭС», которое владеет там несколькими каскадными ГЭС. Таким образом, мы заинтересованы в стабильном газоснабжении этой страны. Кроме того, мы можем использовать новый газопровод для того, чтобы продавать в Армению туркменский газ. То есть применить к Армении ту же модель, что и к Украине, которой мы продаем дешевый туркменский газ (по 50-60 $ за тысячу кубометров).
- Как российскому руководству следует отреагировать на прозвучавшее недавно предложение армянских законодателей повысить для России арендную плату за дислокацию на территории страны российской военной базы?
- Ответ для меня совершенно очевиден. Никуда наши военные из Армении не уйдут. Потому что до тех пор, пока не урегулирована проблема Нагорного Карабаха, в постоянном присутствии наших миротворцев заинтересована, в первую очередь, сама Армения. Конечно, если Кочарян захочет, мы можем уйти, но тогда республика останется беззащитна во враждебном окружении. Наоборот, армяне должны нам еще приплачивать за то, что мы там держим свою базу. Вообще, существует мировая практика, когда союзники не требуют плату за размещение военных баз. Оплачиваются только инфраструктурные издержки и коммунальные услуги.
- Какими вам представляются перспективы разрешения газового вопроса?
- Я считаю, что контрольный пакет акций «Газпрома» принадлежит государству. Поэтому президент РФ вполне может вмешаться в ситуацию и прекратить этот мелкий торг. Можно, кстати, разрешить эту ситуацию и минуя «Газпром». Через предоставления Россией экономического гранта Армении. А в начале 2007 года вступит в строй иранский газопровод, который станет альтернативным источником поставок газа в Армению. Россия также может также принять участие в его строительстве в качестве подрядчика.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |