Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Послание президента Абхазии Сергея Багапша председателю Совета Безопасности ООН Августину Махига.

20.01.06

"Ваше Превосходительство,

Уважаемые члены Совета Безопасности,

Пользуясь случаем, абхазская сторона в очередной раз свидетельствует большое уважение и благодарность Миссии ООН, Российской Федерации и Группе Друзей Генерального Секретаря, а также высоко оценивает роль сотрудников Миссии ООН и КСПМ СНГ в Абхазии за их самоотверженный вклад в дело поддержания мира и стабильности в регионе. Следует особо подчеркнуть, что присутствие КСПМ СНГ, их конструктивное сотрудничество с Миссией ООН на протяжении более чем 10 лет обеспечивают мир и стабильность. Это является важной гарантией безопасности и подтверждением того, что для продолжения процесса урегулирования имеются все необходимые механизмы. Что касается самого процесса мирного урегулирования, отсутствие здесь значительного прогресса объясняется не только сложностью самой проблемы, но и отсутствием конструктивного подхода грузинской стороны к разрешению вопросов. На протяжении всего периода переговорного процесса с 1993 года именно грузинская сторона не раз отказывалась от выполнения достигнутых соглашений, а дважды - в 1998 и 2001 г.г. - едва не привела к возобновлению войны. Абхазская сторона постоянно обращала внимание участников переговорного процесса на эти нарушения.

Совершенно очевидной становится необходимость придания нового импульса процессу политического урегулирования. В значительной степени этому могло бы способствовать достижение сторонами соглашения по неприменению силы с международными гарантиями. Принятие сторонами такого соглашения позволит продолжить и процесс возвращения беженцев в Гальский район в формате уже достигнутого сторонами с участием УВКБ ООН соглашения о проведении в 2006 году учета вернувшихся в этот регион беженцев.

Достижение полномасштабного урегулирования возможно только при учете интересов обеих сторон конфликта. Исходя из этой позиции, мы считаем, что предлагаемые в течение нескольких лет абхазской стороне "Основные принципы разграничения полномочий между Тбилиси и Сухуми" не могут служить основой для полезных переговоров. Этот документ абсолютно не учитывает реальную ситуацию, поэтому абхазская сторона не может участвовать в его обсуждении. Важно констатировать, что навязываемый для рассмотрения план стал препятствием для обсуждения политического компонента в переговорном процессе на основе реальной ситуации, тогда как именно политическая составляющая прежде была основной в повестке переговоров сторон.

За 13 лет независимости Абхазия сформировалась как государство с молодой демократией. Свою самодостаточность мы подтверждаем постоянно развивающейся экономикой и растущим внутренним рынком, а также наличием всех необходимых демократических институтов, регулярной армией, придерживающейся исключительно оборонительной стратегии, стремительно развивающимися институтами гражданского общества. Более того, Абхазия самостоятельно определяет важность соблюдения международных стандартов в области защиты прав человека, условий безопасности, экономических и социальных реформ. Мы осознаем важность и необходимость открытия офиса по правам человека в любом районе Абхазии, в том числе и в Гале, а также подчеркиваем стремление Абхазии к развитию демократических институтов и защите прав человека независимо от его национальности. Мы подтверждаем нашу приверженность к сотрудничеству в области защиты прав человека. Мы готовы начать процесс обсуждения вопроса обучения на грузинском языке в Гальском районе, а также намерены предпринять ряд шагов, направленных на укрепление стабильности и правопорядка в Гальском районе.

Что касается вопроса развертывания компонента гражданской полиции Миссии ООН в Гале, мы не отвергаем его, однако обращаем внимание международного сообщества на нашу озабоченность тем, что грузинская сторона обсуждает данный вопрос в контексте последующего выдавливания контингента КСПМ из зоны конфликта. Подчеркиваем, что без миротворческого контингента КСПМ задачи Миссии ООН также окажутся невыполнимыми.

Учитывая вышеизложенное, мы предлагаем следующий план действий:

Прежде всего необходимо исключить вариант применения военной силы для достижения политических целей. Абхазия должна быть уверена, что не подвергнется нападению со стороны Грузии. Обязательство сторон не возобновлять военные действия, подкрепленное международными гарантиями безопасности, должно быть зафиксировано в документе.

Переговорный процесс, который ведется с позиции применения силы, экономических санкций и блокады, теряет свою объективность и суть и уже является не переговорным процессом, а процессом принуждения. Очевидно, что достижению урегулирования не способствует международная изоляция Абхазии, в том числе отсутствие воздушного и морского сообщения с внешним миром. Отмена этих ограничений, как и предоставление населению Абхазии возможности пользоваться всеми правами человека, несомненно, послужит прогрессу в деле урегулирования.

Меры по укреплению доверия должны осуществляться практически. Помимо отказа от применения силы необходимо прекратить враждебную пропаганду, попытки дестабилизировать обстановку в зоне конфликта и дискредитации деятельности КСПМ СНГ.

Мы не раз говорили и вновь подтверждаем, что готовы к реализации мер доверия, предусмотренных Сочинскими договоренностями 2003 г. в сфере возвращения беженцев, восстановления железнодорожного сообщения и реабилитации Ингурской ГЭС. Эта работа уже ведется, и она может быть дополнена развитием других взаимовыгодных экономических проектов.

Мы готовы вести цивилизованные переговоры по всем вопросам, за исключением статуса Республики Абхазия, так как он закреплен свободным волеизъявлением народа Республики Абхазия на референдуме 1999г. Мы также внимательно следим за развитием международной практики в этой области и видим, что за последние годы усилия по разрешению аналогичных конфликтных ситуаций отнюдь не идут по пути включения одной из конфликтующих сторон в состав другой. Примеры этому - Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория, Кипр, не говоря уже о Косово.

Абхазы, являясь автохтонным населением на территории своего нынешнего проживания, еще в VШ веке создали свое государство. Абхазское царство, вобравшее в себя значительные территории, в том числе и всю территорию современной Грузии, просуществовало до распада этого единого государства, которое во всех исторических источниках того времени называлось Абхазским царством. С этого периода до советского времени Абхазия и Грузия никогда не существовали в общих границах. Только при Сталине в 1931г. Абхазия была включена в состав Грузии в качестве Автономной Республики. Распад Советского Союза привел к разрыву даже тех правовых механизмов, которые, вопреки воле нашего народа, объединяли Абхазию и Грузию.

В свете предстоящего рассмотрения вопросов урегулирования грузино-абхазского конфликта в Совете Безопасности ООН Абхазия, как сторона в конфликте и участник переговорного процесса, в очередной раз обращается к Совету Безопасности ООН и Группе Друзей Генерального Секретаря ООН с просьбой рассмотреть вопрос участия представителей Абхазии в предстоящем заседании Совета Безопасности ООН, что дало бы членам Совета Безопасности возможность выслушать мнение одной из сторон конфликта и получить более объективную картину происходящих событий.

Ваше Превосходительство, г-н Председатель, уважаемые члены Совета Безопасности ООН!

Пользуясь случаем, абхазская сторона в очередной раз отмечает значимость роли ООН в урегулировании грузино-абхазского конфликта и выражает глубокую признательность персоналу МООННГ и Специальному представителю Генерального Секретаря г-же Хайди Тальявини за прилагаемые усилия по поиску взаимоприемлемых для конфликтующих сторон решений".


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ