Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Андрей Грозин
Декларация о создании ШОС – Шанхайской организации сотрудничества – подписана 15 июня 2001 года в Шанхае. В ШОС вошли Россия, Китай Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Целями ШОС являются: укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка.
Несмотря на то, что основные структуры ШОС приступили к работе лишь в 2004 году, интерес к деятельности этой организации со стороны других региональных организаций, отдельных государств, а также экспертов и рядовых граждан непрерывно растет. И это далеко не случайно: общая площадь государств-членов ШОС составляет 61% от всей территории Евразии, здесь проживает 1/4 часть всего населения земного шара. Вместе со странами наблюдателями с 2005 года ШОС представляет собой пространство, консолидирующее примерно половину населения Земли, а через пару десятилетий на организацию будет приходиться и половина мировой экономики.
Интерес мировой общественности к ШОС обусловлен и очень широким функциональным спектром организации: от сотрудничества в защите безопасности приграничных территорий и координации внешней политики до вопросов экономики и охраны окружающей среды. В последнее время в развитии ШОС наметились и новые горизонты, связанные с активизацией работы в рамках этой организации Республики Казахстан.
От «Шанхайской пятерки» к Шанхайской организации сотрудничества
ШОС возникла не на пустом месте: ее прямой предшественницей была так называемая «Шанхайская пятерка» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), созданная в результате подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997) для урегулирования пограничных проблем между бывшими советскими республиками и КНР. Однако, поскольку региональная ситуация была далека от стабильной, поэтому в сферу интересов создаваемой организации на первый план вышло противодействие международному терроризму, национальному сепаратизму и политическому экстремизму или, используя китайскую лексику, - «борьба против трех зол».
Первоначально «Шанхайскую пятерку» мало кто воспринимал всерьез во многом потому, что проблемы, стоявшие в повестке дня этой структуры, в первом приближении оценивались многими, как дискретные, имеющие и локальное и временное значение.
В дальнейшем, по мере стабилизации ситуации в Афганистане в ходе развертывания международной антитеррористической операции и институционального оформления уже собственно ШОС, перед странами-участницами встали вопросы дальнейшего расширения и углубления сотрудничества. Последовала быстрая эволюция организации от форума до полноценной международной организации со своими уставом и бюджетом. В рамках ШОС сформировался механизм регулярных консультаций по линии внешнеполитических, правоохранительных и силовых ведомств. Совещания органов ШОС стали проводиться регулярно.
В 2004 году в рамках ШОС был создан Антитеррористический центр со штаб-квартирой в Ташкенте. Других совместных силовых структур, как и возможности размещения на территории стран-участниц ШОС иностранных вооруженных сил, учредительные документы организации не предусматривают.
Постепенно стало очевидно, что в организации решительно набирает обороты и экономическая составляющая, тем более, что страны – участницы ШОС обладают огромным потенциалом: большими запасами природных ресурсов, существенной промышленной, технологической и научной базой, самым большим в мире трудовым потенциалом населения.
В сентябре 2003 г. под это региональное сотрудничество была подведена правовая база, основу которой составила Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанная до 2020 г. В Программе определена стратегия и тактика экономического сотрудничества стран-участниц ШОС. В перспективе планируется создание зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках ШОС. В условиях глобализации региональная интеграция в рамках ШОС позволит преодолеть хозяйственную отсталость и сырьевую направленность экономик государств-участниц этого объединения.
Вопросами экономической интеграции займётся Деловой совет, который появится в организации в ближайшее время. Он создаст Фонд развития ШОС для финансовой поддержки проектов регионального сотрудничества.
Таким образом, за несколько лет ШОС из организации, созданной в первую очередь для обеспечения коллективной безопасности, постепенно превратилась в структуру, охватывающую все функциональные сферы государственной и общественной жизни. Главы МИД Казахстана Касымжомарт Токаев образно назвал ШОС «организацией три в одном» - структурой которая в равной мере уделяет внимание и борьбе с терроризмом, и торгово-экономическому сотрудничеству, и гуманитарным связям.
Новым важным элементом в деятельности ШОС является участие представителей организации в качестве наблюдателей на президентских и парламентских выборах в государствах-членах.
Несмотря на множество пессимистических прогнозов о перспективах Шанхайской организации, высказывавшихся как местными, так и – в особенности, – западными наблюдателями (речь шла и о противоречиях норм ШОС и ОДКБ, высказывания ряда западных СМИ о некоей непременной «милитаризации» организации в будущем и т. п.), на данный момент очевидно, что организация имеет огромный потенциал. Сегодня скепсиса в отношении эффективности деятельности ШОС и особенно перспектив ее развития у экспертов разных стран заметно поубавилось.
Одним из главных аргументов, лежащих в основе пессимистической точки зрения, является факт очевидной разницы потенциалов государств, входящих в ШОС. На самом деле эта разница, ведущая к несимметричному партнерству, во многих случаях может говорить в пользу именно оптимистической позиции. Практически, каждая новая встреча в рамках ШОС приводит к её качественному росту.
Это было подтверждено выступлениями глав государств-членов ШОС в ходе Саммита организации, состоявшегося 5 – 6 июля 2005 г. в столице РК г. Астане. В частности, президент России Владимир Путин отметил: «Сама Шанхайская организация сотрудничества становится «центром притяжения». ШОС становится все более авторитетным фактором в международной жизни. Отрадно, что расширяются геополитические рамки деятельности этой организации. И свидетельство этому – получение ШОС статуса наблюдателя при Генеральной ассамблее ООН».
Следует отметить, что международный вес организации определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом стран-участниц, но и протекающим в рамках ШОС стратегическим диалогом двух ядерных держав, постоянных членов Совета Безопасности ООН – Российской Федерации и КНР. Это, собственно, и определяет ключевую, системообразующую роль ШОС в обеспечении коллективной безопасности, как в Центральной Азии, так и гораздо шире – в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Притом, что вопросы безопасности были решающими в формировании ШОС и до сих пор остаются для нее одним из приоритетов, абсолютно неверно оценивать эту организацию как своего рода «военный блок»: это неприемлемо хотя бы по причине участия государств, входящих в ШОС, в ряде международных союзов и организаций с различными обязательствами.
На июльском, 2005 года, саммите в Астане ШОС призвала страны антитеррористической коалиции в Афганистане «определиться с конечными сроками временного использования» военных баз на территории государств - членов ШОС. После этого американские консерваторы заговорили о ШОС как о некоем «восточном варианте НАТО», якобы нацеленном на подрыв мирового влияния Вашингтона. Следует, однако, понимать, что декларация саммита ШОС была не ультиматумом, а скорее вопросом о том, когда же иностранцы собираются завершить операцию в Афганистане и покинуть регион. Ясно, что странам, входящим в ШОС интересно, когда это будет. Не следует смотреть на этот законно возникший вопрос с точки зрения «холодной войны», которая давно закончилась. От такого образа мышления следует отказаться. Сохранение американских баз в Киргизии, например, никак не повлияло на отношение ШОС к этой стране. В то же время, безопасность региона носит неделимый характер, и то, что происходит в Киргизии, касается не только этой республики.
Далее, важной чертой ШОС является открытость ее деятельности для подключения новых членов, разделяющих основные принципы организации. Собственно, сигналы о желании в той или иной форме «подключиться» к работе ШОС постоянно идут со стороны ряда государств и региональных организаций.
Так, Монголия, Индия, Пакистан и Иран уже стали в ШОС странами-наблюдателями. (Пакистан уже выразил желание стать полноправным членом организации.) Аналогичный интерес отмечается со стороны Турции, Афганистана, Шри-Ланки. Интерес к сотрудничеству с ШОС проявляют ЕС и АСЕАН.
К настоящему времени Шанхайская организация сотрудничества стала авторитетной региональной организацией, примером объединения нового типа, сориентированного на совершенно другие, чем в эпоху конфронтации, ценности и задачи. В перспективе по мере укрепления организации и расширения рамок ее геопространства за счет приема новых членов и развития диалоговых механизмов на международном уровне она может стать существенным элементом будущей системы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Вызовы времени и роль ШОС для Казахстана
Республика Казахстан стояла у истоков создания ШОС. Руководство страны регулярно дает понять, что в её внешней политике сотрудничество в рамках этой организации является одним из приоритетов. Об этом неоднократно говорил президент Нурсултан Назарбаев.
Что же значит для Казахстана членство в ШОС и сотрудничество в рамках этой организации?
Прежде всего, надо отметить, что формат работы ШОС чрезвычайно благоприятствует тому, чтобы страны-участницы могли найти свое место в современном геополитическом и геоэкономическом раскладе, не потеряв при этом собственного лица.
За прошедшие с момента своего образования годы ШОС трансформировалась в полноценную организацию многопрофильного сотрудничества, причем совместная работа по реализации соглашений 1996-1997 гг. послужила первоосновой того, что стало именоваться в последствии «шанхайским духом», под которым понимается взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, уважение к интересам и мнениям друг друга, взаимные консультации, выход на взаимопонимание через консенсус и добровольное согласие выполнять достигнутые договоренности, нерушимость государственных границ и невмешательство во внутренние дела друг друга. «Тяжеловесы» – Китай и Россия – теоретически могли бы пытаться доминировать в ШОС, но они не пошли этим путем. Сейчас решения по политическим, экономическим и другим принципиальным вопросам работы ШОС принимаются путем консенсуса – то есть взаимного согласия государств-членов. Согласно статье 3 Хартии ШОС все государства-члены пользуются в рамках организации равными правами.
Именно эти факторы и обуславливают внимание Казахстана к организации: в силу своего геополитического положения республика в принципе не может проводить одностороннюю политику, ориентироваться на какой-то один «полюс силы». Казахстан вынужден постоянно балансировать между интересами крупных держав и лишь так может эффективно обеспечивать свои национальные интересы.
Например, после визита в июле 2005 г. в США, глава МИД РК Касымжомарт Токаев заявил, что «Казахстан видит свой высший глобальный приоритет в развитии отношений с США». В то же время, добавил министр, «на континентальном уровне наша страна считает главными отношения с Китаем и Россией. А на региональном — с соседями по Центрально-Азиатскому региону». При этом, очевидно, что во многих случаях интересы США, России и КНР в этом регионе не могут не входить во взаимное противоречие.
В качестве если не угрозы, то очевидной проблемы, как показал саммит ШОС в Астане, участники организации воспринимают и растущую активность США в регионе. И речь не только о военном присутствии, но и об усилиях Соединенных Штатов по смене существующих политических режимов под флагом «демократизации».
У стран-членов ШОС есть одно существенное различие с США в подходах к центральноазиатскому региону. Частично из-за идеологической одержимости, остатков неоконсерватизма, частично из-за глубокой и искренней веры в то, что демократия является панацеей от всех социальных и геополитических бед, Вашингтон стремится к «распространению демократии» в регионе. Между тем достаточно очевидно, что любая попытка быстрой демократизации этих стран приведет их к хаосу и превращению в «несостоявшиеся государства». Нурсултан Назарбаев справедливо заметил, что «цветные революции» сопровождаются переделом собственности, а передел собственности в таком своеобразном регионе, как Центральная Азия, чреват гражданскими войнами, дестабилизацией ситуации в регионе.
У России и Китая меньше демократического мессианства. Зато они лучше понимают регион и то обстоятельство, что демократизация там невозможна и контрпродуктивна без упреждающей экономической, социальной модернизации. Демократизация может стать частью этой модернизации, но никак не предшествовать ей.
Далее, участие в ШОС продиктовал Казахстану и инстинкт государственного самосохранения: в начале XXI века национальной безопасности республики брошено много вызовов. Среди них и международный терроризм, и «экспорт» радикального ислама, и контрабанда оружия и наркотиков, и потоки нелегальной миграции. В одиночку справиться с ними было бы слишком сложно. Поэтому далеко не случайно, что одним из первых и важнейших документов ШОС является именно Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Взаимодействие в рамках ШОС позволило Казахстану урегулировать ряд спорных территориальных вопросов, а планомерное и прозрачное сокращение вооруженных сил в приграничных районах разрядило остаточные элементы военно-политической напряженности. Кроме того, интенсификация взаимовыгодного торгово-экономического обмена между странами-участницами ШОС существенно влияет на общий стратегический ландшафт региона, смещая акценты из военно-политической области в область мирного экономического взаимодействия.
Исходя из выше сказанного, ясно, почему казахстанское руководство во главе с Нурсултаном Назарбаевым потратило столько усилий как на создание ШОС, так и на повышение её статуса на международной арене. Ясно и то, почему Казахстан и поныне является одним из самых деятельных членов организации.
Гарант безопасности Центральной Азии
В силу объективных обстоятельств, в текущий период определяющую роль в ШОС играют крупные державы Евразии с громадным военным потенциалом – Россия и Китай. И это, в целом, оправданно, поскольку, к сожалению, для Центральной Азии в обозримой перспективе нельзя исключать возможность существенного обострения военно-политической ситуации.
Роль Азии в мировой экономике и политике в последние годы очень быстро растет и будет расти далее. Центральная Азия, которая является сферой первоочередного внимания ШОС, становится регионом все более активного геополитического соперничества, подвергаясь при этом очевидной дестабилизации, что продемонстрировали события в Киргизии и Узбекистане (киргизская «оранжевая революция» и попытка антиконституционного мятежа в Андижане). Основные вызовы континентальной Азии носят, трансграничный характер. Все страны региона так или иначе сталкиваются с проблемами исламистского экстремизма и терроризма, нередко поддерживаемых извне. Налицо рост наркоугрозы, связанный с увеличением объема наркотрафика из Афганистана после прихода туда сил антитеррористической коалиции. Таджикистан и Юг Киргизии все более очевидно отступают перед натиском наркодельцов.
По мнению многих наблюдателей, Центральная Азия уже стала местом геополитического и геоэкономического противостояния многих внешних сил. В этой связи примечательны слова президента Таджикистана Эмомали Рахмонова о том, что «в условиях нехватки природных ресурсов, острой экономической конкуренции очевидно, что борьба за обладание стратегическими ресурсами и контроль над экономически важным центрально-азиатским регионом будет еще более обостряться. Территории стран-членов ШОС, богатых энергоресурсами, продовольствием и транспортными путями, представляет сейчас особый интерес».
С учетом сегодняшней действительности, в рамках Шанхайской организации сотрудничества запущен и совершенствуется механизм взаимодействия военных ведомств в рамках этой структуры. Проводятся встречи министров обороны стран-участниц, переговоры на уровне делегаций генеральных штабов, двусторонние и многосторонние учения антитеррористической направленности. Важное значение имеет также разработка системы мониторинга и оперативного упреждения различных угроз, а также механизмов кризисного реагирования на масштабные проявления международного терроризма. Все это говорит о том, что в практическую плоскость переходит взаимодействие на региональном уровне по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, организованной преступностью и наркобизнесом.
Выступая на саммите ШОС в Астане, Нурсултан Назарбаев сказал: «Недавние события в центрально-азиатском регионе вновь напоминают о том, что проблема религиозного и политического экстремизма представляет серьезную угрозу для государств-членов Шанхайской организации. Корни религиозно-экстремистских группировок, действующих на территориях стран ШОС, произрастают за пределами нашей организации. Шанхайская организация призвана стать щитом, который защитит наши страны от террористической угрозы. Мы считаем необходимым продолжать совместные антитеррористические учения с участием правоохранительных сил. Нужно в срочном порядке выработать механизмы оперативного реагирования на чрезвычайные события. Важно не только адекватно реагировать, но и действовать на упреждение актов терроризма. Этому будет способствовать скорейшее завершение работы над составлением единого реестра запрещенных террористических организаций… Усилия ШОС должны органично вписываться в широкий международный контекст, стать неотъемлемой частью глобальной системы противодействия терроризму».
Важность азиатских институтов сотрудничества определяется и тем, что возникает новая и самостоятельная культура межгосударственных отношений. При явно обозначившихся проблемах в международном праве, появлении различных радикальных концепций будущего мироустройства, определенной слабости прежней правовой базы очень важно в рамках азиатского сотрудничества создать свои модели региональных блоков. Некоторый имеющийся вакуум в международном правовом кодексе должен восполняться и таким эмпирическим опытом, который нарабатывается в рамках ШОС. Развитие Шанхайской организации сотрудничества, таким образом, это не только конкретные прагматические проекты, но и наработка крайне необходимой правовой формулы регулирования межгосударственных отношений в быстро меняющемся мире.
Итак, можно утверждать, что, несмотря на молодой возраст и некоторые трудности становления, ШОС из структуры консультативного типа постепенно трансформируется в мощную региональную организацию, соответствующую вызовам времени и требованиям международного права. Именно она приняла на себя функции главного гаранта мира и стабильного развития в Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. При этом сфера ее ответственности будет, по-видимому, и далее расширяться.
Очевидно, что организаторы ШОС хотели бы видеть ее в качестве одного из возможных «полюсов» мира. Этому будет способствовать реальная возможность для Шанхайской организации сотрудничества в будущем стать связующим звеном в создании «дуги стабильности» в противовес «дуге нестабильности», протянувшейся от Западной Европы до Юго-Восточной Азии.
Кроме того, важно подчеркнуть комплексность подхода стран-членов ШОС к проблеме безопасности: помимо военно-политических аспектов, он включает и борьбу с коррупцией, бедностью, неграмотностью. Исполнительный секретарь организации Чжан Дэгуан сказал по этому поводу, что «у нас нет воображаемых противников, наши реальные враги – это терроризм, сепаратизм и экстремизм, это бедность, невежество и отсталость».
Этот подход полностью согласуется и с позицией Казахстана, руководство которого всегда исходило из необходимости преимущественного решения социально-экономических проблем. Далее, стремясь к лидерским позициям в ШОС (следующим исполнительным секретарем организации будет, кстати, представитель РК), Казахстан умело зондирует международную почву посредством развития тесных торгово-экономических, военно-стратегических и дипломатических связей с другими странами региона. В рамках такого подхода развивается сотрудничество и с государствами, находящимися за пределами региона, но имеющими большой вес в современном мире – США, Великобританией, Саудовской Аравией. Такая политика позволяет Астане успешно продвигать свое видение путей развития Шанхайской организации.
Место и роль Казахстана в рамках Шанхайской организации
Вообще, в рамках ШОС Казахстан ставит весьма амбициозные цели - он стремится со временем выйти на лидирующие позиции в организации. Эти амбиции республика подкрепляет успехами как во внешней, так и во внутренней – прежде всего, социально-экономической, – политике. Рассмотрим эти предпосылки лидерства подробнее.
Стоит отдельно сказать о том, что в ШОС входят страны, обладающие немалым по мировым меркам экономическим потенциалом. Члены ШОС располагают и огромной территорией и огромными демографическими ресурсами. Часть членов данной организации располагает внушительными запасами энергетических ресурсов (Россия и Казахстан – углеводородное сырье, Китай, Россия, Киргизия и Таджикистан – крупными объектами энергетики). Конечно, это обстоятельство на самом деле может, как объединять интересы данной группы государств, так и способствовать их конкуренции. Но, как раз в частности для смягчения и улаживания последнего и может быть использована структура ШОС. В любом случае, по крайней мере три из шести государств – участников ШОС – Китай, Россия и Казахстан в последние годы демонстрируют завидные темпы экономического роста. Трудно выявить, насколько данный рост экономик связан именно с их членством в ШОС, но нельзя отрицать того, что развитие нормальных добрососедских отношений, включающих быстрый рост экономических контактов между странами, входящими в Шанхайскую организацию, именно положительно сказался на общем экономическом росте, стал одной из его составляющих.
Именно грамотная политика в области социально-экономического реформирования, проводимая правительством Казахстана, уже позволила республике выйти в число лидеров экономического роста среди постсоветских государств. По данным Всемирного банка, Казахстан, представляя только 1/4 населения Центральной Азии, обеспечивает 2/3 дохода всего региона. По итогам 2005 года объем ВВП страны на душу населения составил 3440 долларов США. Статистические данные показывают, что Казахстан уже вышел на экономический уровень восточноевропейских стран, недавно принятых в Евросоюз. Несколько лет назад Конгресс США и Совет Европы признали Казахстан страной с рыночной экономикой, а ведущие международные рейтинговые агентства присвоили республике международный инвестиционный рейтинг.
Эти факты наглядно свидетельствуют о том, что проводимый под руководством Нурсултана Назарбаева курс экономических реформ в полной мере себя оправдывает.
К несомненным внутриполитическим успехам относится то, что за годы независимости в Казахстане – в отличие от большинства бывших республик СССР (тем более, центральноазиатских), – не было отмечено ни одного факта межнациональной розни, несмотря на то, что в стране проживают представители 140 национальностей.
Взвешенная, системная и сбалансированная дипломатия позволила республике занять ключевое место как в рамках СНГ, так в системе международных отношений в Евразии. Как отмечала лидер партии «Асар» Дарига Назарбаева: «Казахстан связывают устойчивые и разносторонние отношения с Европой и США. Можно сказать, что Казахстан – единственная страна в Центральной Азии, которую Запад воспринимает в качестве равного партнера, как в экономической, так и в политической сфере. В нашей стране обеспечены надежные условия работы иностранных инвесторов. У нас складываются разносторонние отношения с международными организациями: в первую очередь с ООН, ОБСЕ. Мы – партнеры США и стран Запада по антитеррористической коалиции. Казахстан поддерживает США в Ираке».
Разумеется, традиционно тесные отношения Казахстан поддерживает с Россией (этому, кстати, немало способствуют доверительные личные отношения президентов Путина и Назарбаева). Россия – это естественный геополитический, геоэкономический и геокультурный партнер Казахстана. Без преувеличения можно сказать, что именно Российская Федерация и Республика Казахстан являются ключевыми игроками в таких важных структурах сотрудничества на постсоветском пространстве, как СНГ, ЕврАзЭс и ОДКБ. На международной арене Казахстан и Россия часто выступают вместе, отстаивают консолидированные позиции и, как показывает практика, добиваются решения весьма сложных вопросов. Например, именно усилия РК и РФ позволили найти решение крайне трудноразрешимой «каспийской проблемы».
Сотрудничество с Россией разворачивается в топливно-энергетическом комплексе, в космосе, в военно-технической сфере; оно охватывает области высоких технологий, науку и образование.
Собственно говоря, стратегическое партнерство Москвы и Астаны образует каркас всей системы безопасности в центрально-восточной части Евразии: за постсоветский период накоплен огромный опыт совместного противодействия терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, распространению оружия массового уничтожения (ОМУ).
Далее, одним из важнейших направлений развития внешней политики Казахстана является взаимодействие с Китаем. Их отношения в последнее время развиваются очень динамично, эволюционируя в направлении стратегического партнерства (соответствующие фундаментальные договоренности были достигнуты в ходе двух визитов президента Назарбаева в Пекин в 2004 г.).
В этой связи первостепенное значение имеет реализация ряда крупномасштабных проектов в топливно-энергетической сфере, таких как, например, строительство нефтепровода Атасу – Алашанькоу.
Нельзя не отметить, что Китай в последнее время демонстрирует внушительные экономические успехи. Так доля КНР в 2004 г. составила 24,4% в превышении мирового ВВП, тогда как этот же показатель у США равен 18,6%. В прошедшем 2005 году КНР продемонстрировала примерно те же показатели развития. Данный фактор, абстрагируясь от прочих обстоятельств, способен сыграть положительную роль в дальнейшем укреплении Шанхайской организации сотрудничества.
Казахстан активно сотрудничает с КНР и в развитии системы евроазиатских транспортных коридоров, включающей, например, так называемый «Северный коридор» для транзита грузов из Европы в Южную Корею и Японию. Углубляется сотрудничество Астаны и Пекина и в научно-технической и культурно-гуманитарной сферах, здравоохранении, туристической сфере и образовании.
Позиции КНР и Казахстана зачастую совпадают на международной арене. Китайская сторона активно поддерживает Казахстан в его стремлении вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Наконец, следует отметить, что Казахстан достиг с Китаем полного согласия по принципиальным вопросам деятельности и дальнейшим перспективам развития ШОС (что и было зафиксировано в подписанном в декабре 2002 г. Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РК и КНР).
Естественно, Казахстан имеет самые тесные двусторонние связи и с другими странами-членами и странами-наблюдателями ШОС (Таджикистаном, Ираном, Индией, Монголией и др.). Причем эти связи развивались и углублялись задолго до создания самой организации.
Интенсивно развиваются отношения Республики Казахстан и с такими государствами, как Турция и Саудовская Аравия. Это стоит иметь в виду, поскольку Анкара уже выразила намерение получить статус наблюдателя в ШОС, а Саудовская Аравия – по мнению ряда аналитиков, – также рассматривает возможность присоединиться в этом формате к деятельности Шанхайской организации.
Возникает вопрос: а как будет выглядеть новая конфигурация постсоветского пространства Евразии? Достаточно очевидно, что основными «центрами влияния» в макрорегионе останутся Россия и Китай, причем их роль в этом качестве ощутимо окрепнет. В то же время, на современном этапе такое жесткое членение евразийского пространства вряд ли является оптимальным: кроме всего прочего, оно едва ли позволяет наиболее адекватным образом реагировать на вызовы, как Запада, так и Востока.
И у Казахстана теперь есть реальные перспективы стать дополнительным «центром силы» в Центральной Азии и «третьим полюсом» в ШОС. Для этого имеются все реальные предпосылки – как экономического, так и геополитического характера. При этом появление в регионе «третьей силы» станет своеобразным компромиссом, который, в силу разных причин устроит всех крупных игроков – и Запад (у которого уже не остается выбора), и Россию (которой будет трудно в одиночку уравновешивать КНР), и Китай, в стратегию которого вписывается положение «первого среди равных» в Евразии.
Участие Астаны в деятельности ШОС весьма и весьма значимо и в ином плане. Дело заключается в том, что сами по себе Россия и Китай не могут наладить до конца эффективное двухстороннее сотрудничество. Культурологическое различие, а также антропологическая дифференциация является серьезной преградой для налаживания двухсторонних связей. Преодолеть китайско-российские культурные и антропологические различия помогает Казахстан, уже выполняющий функцию связующего звена. Благодаря участию Астаны, «желтый Китай» и «белая Россия» могут создать достаточно прочный альянс.
О возможности такого расклада эксперты говорили уже давно – Казахстану оставалось лишь пройти проверку на прочность в виде президентских выборов. Испытание на стабильность режим Н.Назарбаева выдержал достойно, и теперь от республики можно ожидать дальнейших шагов в сторону увеличения своего геополитического веса.
Таким образом, намечающийся шанхайский треугольник Пекин-Москва-Астана имеет реальные перспективы стать в XXI веке единоличным хозяином центральноазиатского региона и влиять на различные векторы геополитики на континенте Евразия.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |