Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
26.01.2006. Независимая газета
Наталья Меликова, Константин Сардовский
Москва расширила единственно успешный пророссийский альянс и получила доступ к месторождениям в Узбекистане
Вчера в Санкт-Петербурге был подписан протокол о присоединении Узбекистана к Евразийскому экономическому сообществу. Сразу после окончания заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭс «Газпром» подписал с правительством Узбекистана и компанией «Узбекнефтегаз» два соглашения о разработке и разведке месторождений. Эти договоренности российской газовой монополии, по мнению Владимира Путина, будут иметь влияние не только на энергетическую ситуацию в странах – членах ЕврАзЭс, но и на энергетическую ситуацию в мире. С помощью узбекских проектов «Газпром» сумеет увеличить импорт газа из Узбекистана в три раза. Таким образом, Москва получила первые практические результаты от поддержки Ислама Каримова после событий в Андижане.
Принципиальные решения
Президент Узбекистана Ислам Каримов, еще не так давно входивший в проамериканский ГУУАМ, вчера расписался в нерушимой верности ЕврАзЭс и России. «ЕврАзЭс становится очень перспективной организацией на постсоветском пространстве. И не исключено, что она будет главной организацией на постсоветском пространстве», – сказал вчера Каримов. По его словам, «Газпрому» переданы стратегически важные источники углеводородного сырья. «Мы открываем перед «Газпромом» 7 проектов, – подчеркивал вчера Каримов. – Это 34 тысячи квадратных километров территории, которые весьма и весьма перспективны». Россия также ведет переговоры с Узбекистаном, целью которых является доступ к урановым месторождениям. Кстати, вчера Путин выступил с идеей создания международных центров по обогащению урана, предложив один из таких центров на территории России.
Владимир Путин назвал подписание протокола о присоединении Узбекистана к ЕврАзЭс в числе решений, которые имеют принципиальное значение. Еще одним важным решением, по мнению российского президента, стало подписание соглашения, расширяющего сферу использования валюты стран ЕврАзЭс для обслуживания их внешнеэкономической деятельности. «Это первый шаг в направлении создания Валютного союза», – сказал вчера Путин. А генеральный секретарь ЕврАзЭс Григорий Рапота отметил: «Мы, таким образом, немножко отодвигаемся от использования в нашей внешнеэкономической деятельности валют третьих стран». Заметим, что это уже второй шаг на пути к ослаблению финансовой зависимости от Запада бывших постсоветских республик, входящих в сферу российского влияния: в ходе визита в Казахстан 12 января Путин и Назарбаев объявили о создании Евразийского банка, одной из задач которого станет в том числе и кредитование стран – членов ЕврАзЭс.
Не повторить пример СНГ
Напомним, что в ЕврАзЭс входят Россия, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан, Киргизия. Вчера в организацию был принят Узбекистан. Главной целью организации является создание Таможенного союза и наднационального органа, который бы регулировал тарифы. Для России такая форма экономической интеграции могла бы означать последующее укрепление геополитического влияния на постсоветском пространстве. На сегодняшний день на фоне фактического развала СНГ и неудачных попыток создать единое экономическое пространство с Украиной ЕврАзЭс, по сути, является единственным более или менее эффективным экономическим объединением на постсоветском пространстве. «СНГ все больше превращается в политический клуб, по ЕЭП мы не особенно и продвинулись. Спасение нашей интеграции в ЕврАзЭс», – озвучил мысли, витавшие в головах глав государств и членов делегаций, президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Впрочем, не исключено, что ЕЭП в урезанном варианте суждено стать стартовой площадкой с последующим объединением с ЕврАзЭс и расширением зоны Таможенного союза за счет азиатских государств. Весьма показательно, что, отвечая на вопрос «НГ» о перспективах создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко заметил, что сначала надо провести переговоры по ЕЭП и подписать первый пакет документов. В марте Россия, Белоруссия и Казахстан, как заявил вчера Христенко, планируют подписать первый пакет из 38 соглашений по созданию Таможенного союза и наднационального органа. Украина, напомним, заявила, что такая форма интеграции для нее неприемлема, и согласилась лишь с образованием зоны свободной торговли.
Вчера же Лукашенко, председательствующий на расширенном заседании Межгоссовета ЕврАзЭс, заявил, что до конца этого года возможно согласовать до 80% таможенных пошлин и к 2007 году выйти к подписанию соглашения об образовании Таможенного союза. «80% – это уже сегодня реально, – заметил президент Белоруссии. – Создав общий рынок, мы сделаем себя привлекательным партнером». Возможно, Александр Григорьевич сильно погорячился – пока страны ЕврАзЭс не могут согласовать пошлины даже на межгосударственном уровне. По крайней мере на встрече в Астане 12 января Назарбаев пожаловался Путину на то, что Россия явно в ущерб интересам Казахстана повысила тарифы на ввоз зерна. Впрочем, президент Казахстана с оптимизмом смотрит на перспективы ЕврАзЭс. Вчера Назарбаев выступил с инициативой создания Экономической комиссии (вероятно, по образцу Еврокомиссии) вместо секретариата ЕврАзЭс. «Эта комиссия могла бы смотреть за тарифами, энергетическими проектами», – объяснил суть своего предложения Назарбаев. «Мы создаем рынок стран с населением более 250 млн. человек. Это крупнейшее интеграционное объединение в мире», – прокомментировал Назарбаев расширение ЕврАзЭс.
Если даже ЕврАзЭс не удастся создать Таможенный союз в предложенные белорусским батькой сроки, нельзя исключать, что успешными могут стать проекты в других сферах. «Почему бы не провести Спартакиаду наших народов? Опыт есть, я предлагаю провести первую Спартакиаду в Белоруссии», – внес предложение белорусский батька. «Главное теперь – избежать болезни СНГ по неисполнению решений», – резюмировал итоги Межгоссовета Лукашенко, который председательствовал на встрече в Санкт-Петербурге. Выполнив свою миссию, белорусский батька, которого явно торопили поскорее закруглиться, выдохнул пар. «Ох уж меня дергали два дня – и медленнее, и быстрее, то опять не затягивай», – устало произнес он, вероятно, решив, что микрофоны уже выключены.
Россия – Казахстан: основа договоренностей
Интерес России к Казахстану в атомной сфере – сугубо прагматичный. Основной мотив достигнутых соглашений состоит в том, что уже сейчас положение минерально-сырьевой базы урана России можно рассматривать как напряженное. А в перспективе у нас возникает ресурсный дефицит уранового сырья для электростанций и различных видов вооружений. Это подтверждается данными комитета ГД РФ по энергетике, транспорту и связи. Сейчас в России разведанные запасы урана составляют примерно 600 тыс. тонн. Но экономически выгодных – всего 28%, а по цене ниже 40 долларов за килограмм (оптимальная цена) – только 9%. А из прогнозируемых запасов лишь 6% будут относиться к категории Р1 (соответствуют перспективным участкам – потенциальным месторождениям) и 28% – к категории Р2 (рудные поля) – обедненные месторождения.
Таким образом, с учетом роста потребления ядерного топлива и исчерпания складских запасов сырья России к 2010 году необходимо будет увеличить производство урана в 1,4 раза, а к 2020 году – в 3,4 раза. Только в этом случае можно обеспечить топливом российские АЭС и сохранить экспортный потенциал на рынке свежего ядерного топлива и низкообогащенного урана.
Но в мире есть всего три страны, которые имеют большие запасы сырья. Сейчас на Канаду, Австралию и Казахстан приходится 60% мирового производства урана и 70% разведанных запасов относительно дешевого (до 40 долларов за кг) урана. Очевидно, что самый близкий к России источник этого сырья – Казахстан. Но и на этот источник претендуют помимо России европейские страны и США. Причина такой политики западных партнеров по G8 в том, что уже сейчас в мире наблюдается дефицит природного урана. А к 2015 году ожидается полное исчерпание его складских запасов. Поэтому без Казахстана Россия не сможет обеспечить не только энергетическую безопасность ЕС, о чем уже не раз заявлялось, но и собственную безопасность.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |