Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Карибская Киргизия

27.01.2006. Arabeski.Ru

Андрей Грозин

Республика стоит на пороге войны Севера и Юга

“Постреволюционная” Киргизия уже давно уверенной поступью идущая по пути превращения в полноценное “несостоявшееся государство” в эти дни делает новые широки шаги в данном направлении.

Становится все более очевидным, что главный конфликт в республике заключается не только в противостояние президента Бакиева и премьера Кулова, или, шире, Севера и Юга. К несчастью дело обстоит гораздо хуже: реализуется своеобразный сценарий превращения страны в “пиратскую республику” (там ведь тоже строилась своеобразная демократия). Обычная криминализация всего без исключения спектра общественной жизни Киргизии – настоящее и наиболее вероятное будущее этого государства, все более превращающегося в “территорию”.

Дифференциация основных центров силы в стране происходит по основному мотиву, составлявшему, как видно, основную суть “революции тюльпанов” - захват власти как инструмента контроля над легальными и, особенно, иллегальными финансовыми потоками и всеми сколько-нибудь значимыми ресурсами Киргизии.

Рядовые граждане республики получают каждодневные “сюрпризы” в виде убийств парламентариев, бизнесменов и известных спортсменов, постоянных, неумело скрываемых разногласий в правительстве, противостояния парламента и президента и складывания “новой оппозиции” уже против “новой власти”. Очередное громкое политическое убийство происходит в то время, когда не утихли еще волнения по поводу убийства предыдущего, затем происходит следующее и так до бесконечности.

Пока президент Курманбек Бакиев находясь в Петербурге на заседании ЕврАзЭС и со значительным лицом следил за возвращением Узбекистана в лоно нового “континентального блока”, в Бишкеке с официальным письменным заявлением выступил премьер-министр Феликс Кулов. В этом документе, обнародованном в среду вечером, глава правительства сказал то, о чем все в Киргизии и так знают: “В обществе явно нарастает тревога по поводу сращивания криминала с властью. Многим известны имена, но люди просто-напросто по-человечески боятся выговаривать их вслух, заботясь о личной безопасности, жизни и здоровье близких. Но если мы позволим себе и дальше так поступать, то продолжающаяся криминализация поставит под сомнение саму возможность демократического и цивилизованного развития Кыргызстана”. Затем Кулов назвал главного “авторитета” страны – Рыспека Акматбаева, обвинил руководство Службы национальной безопасности (интересно, что возглавляющий СНБ Таштемир Айтбаев является близким родственником Курманбека Бакиева) в сращивании с криминалом и пообещал навести порядок, взяв под личный контроль работу Управления по борьбе с организованной преступностью МВД республики.

После этого в Бишкеке все тот же пресловутый Рыспек, которому, кстати, приписывают причастность к убийству другого “авторитетного революционера” и депутата Баямана Эркимбаева, провел пресс-конференцию, на которой обвинил премьера Кулова в рэкете, торговле оружием, экономических преступлениях и в связях с ОПГ. Сам же Акматбаев публично пообещал “набить морду” премьер-министру. Кстати несколько дней назад Рыспек и еще восемь его “бойцов”, обвинявшиеся в тройном убийстве, организации банды и множестве иных “художеств” были оправданы, едва ли не как жертвы “старой власти”. Интересно, что такое решение “революционной юстиции” не вызвало в киргизском обществе никакого удивления, а скудные комментарии свелись к очередной вялой констатации сращивания власти и криминала.

На этом фоне перманентные “народные волнения” в Кара-Суйском районе Ошской области, где сельчане требуют от руководства Киргизии восстановления в должности бывшего и.о. губернатора области, выглядят уже как нормальное положение. Карасуйцы требуют от руководства страны восстановления в должности Анвара Артыкова, бывшего и.о. губернатора Ошской области. Данная акция лишь повторяет недавний сценарий джалалабадцев, ранее вставших на защиту “своего” губернатора Жээнбекова и заставивших центральную власть отменить решение о смене этого “видного революционера”.

Сегодня уже не секрет, что именно криминал обеспечил “революцию” необходимыми средствами и “живой силой” для проведения акций протеста и захвата Дома правительства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно криминальная составляющая и стала главной сутью всех процессов, происходящих в республике.

“Новая элита” Киргизии, похоже, не видит в подобном ничего из ряда вон выходящего. Знаковыми можно назвать рассуждения близкого к Бакиеву депутата парламента Исхака Масалиева относительно желания Рыспека стать депутатом: “Ну, изберут его, будет он депутатом. В этом нет ничего из ряда вон выходящего... И мы должны будем признавать его как депутата и работать с ним. Он может быть избран и спикером, и председателем комитета - это допускаемая законом дорога”. Вот так-то…

В перспективе крайне низкий уровень политического сознания “революционной элиты” будет, похоже, по-прежнему определять и тактику, и выбор средств в борьбе за власть в стране и все мы долго будем наблюдать в Киргизии использование толп земляков, родни и “спортсменов”, заказные убийства, неприкрытое вовлечение криминалитета в сферу публичной политики...

Разочарование в результатах такой “революции” может стать предпосылкой уже для настоящих внутренних потрясений (путча отставных силовиков, нового “стихийно-погромного” переворота и т.д.). Рейтинги новых лидеров Киргизии неуклонно снижаются и в этом ситуация в Киргизии похожа на то, что можно наблюдать в Украине, где президент Ющенко постепенно, шаг за шагом теряет “завоевания революции”.

Ресурсы Киргизии весьма ограничены, и надежды на быстрое преодоление социально-экономического кризиса наверняка не сбудутся. Нет у “новой власти” и сколько-нибудь продуманной концепции экономических преобразований. Скорее всего, бывшие революционеры вынуждены будут опять продолжать просить другие страны об оказании материальной помощи. Опасность раскола страны, когда юг станет де-факто, независимым от центра, сохраняется. Фактически в районах и на местах складывается тенденция к дальнейшему развитию процессов, неконтролируемых центральной властью. Каждый аким района все меньше и меньше подчиняется центру и становится подобен “полевому командиру”.

Последние выборы глав местного самоуправления в республике отчётливо показали, что к власти на местах “демократическим путём” приходят клановые вожди, а порой, и криминальные авторитеты. В перспективе развитие событий в регионах по такому сценарию прямиком ведет к созданию условий противостояния различных групп населения и кланов, то есть к развитию и углублению на местах политического трайбализма. Нетрудно представить, что будет, если в областях население и дальше будет выдвигать требования к формированию структур государственного управления, исходя из родоплеменного происхождения кандидатов.

В этой ситуации в Кыргызстане по-прежнему не исключена фрагментация страны на находящиеся в состоянии перманентных конфликтов регионы, управляемые “удельно-криминальными” элитами. Характерный штрих: все большее распространение в центральноазиатском экспертном сообществе получает понятие “афганизация Кыргызстана”.

Пока ясно одно, киргизскому обществу остается только посочувствовать. Также как и стране, в которой банальные “уркаганы” выдвигают ультиматумы президенту и правительству и идут в депутаты, когда верховной власти диктуют свои условия рыспеки, аксыйцы, барскаунцы, джалалабадцы, самозахватчики земель или кто-то еще в этом роде. “Бандократия” сейчас реально стоит перед получением возможности превратить бедную горную страну в некое подобие “флибустьерского государства”.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ