Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10.02.2006, Агентство национальных новостей
Оскорбление религиозных святынь и чувств верующих – основная тема, объединяющая все самые крупные события недели. Весь мир по разному оценивает проблемы свободы слова, которая зачастую приводит к большим проблемам.
Карикатурный скандал выявил далеко не карикатурные проблемы
Протесты мусульман по всему миру, которые пока обходят Россию стороной из-за «выдержанности» национальных СМИ, привели к дискуссиям на тему войны цивилизаций, поиска дальнейшего сосуществования разных культур в одной стране, дебатов в отношении защиты религиозных святынь и чувств верующих и свободы самовыражения, - на всем этом политики, культурологи и пресса строят прогнозы, ищут для себя выгоды и используют скандал для набора «политических дивидендов». С каждым днем растет количество СМИ, перепечатывающих карикатуры с изображением пророка Мухаммеда.
И Европа и исламский мир говорят на разных языках, что с выгодой для себя используют прагматичные американцы. Некоторые сходятся в том, что скандал выгоден и Ирану, где газета «Хамшари» объявила о проведении международного конкурса карикатур, посвященных Холокосту. Как передает агентство France Press, конкурс объявлен в ответ на публикацию рядом европейских газет карикатур на пророка Магомета. Один из редакторов «Хамшахри» заявил, что газета, таким образом, намерена ответить европейской прессе на утверждение о том, что свобода слова позволяет печатать в газетах оскорбительные материалы.
По мнению главы международного комитета Госдумы РФ Константина Косачева, Ирану выгоден скандал с карикатурами на пророка Мухаммеда, так как Тегеран надеется на радикализацию антизападных настроений в исламском мире.
Однако многие считают, что скандал с карикатурами — это хорошо продуманная провокация, подстроенная США для нагнетания антиисламской истерии в странах Европы в преддверии возможного нападения на Иран, если учитывать факт довольно сдержанного, «отстраненного» отношения Штатов к этой проблеме. Так, президент Джордж Буш выступил по телевидению с призывом прекратить массовые беспорядки и насилие. Несколько политиков и экспертов-специалистов в области геополитики выступили с заявлением, что США готовы нанести удар по Ирану. Называется даже конкретная дата – 26 марта, день выборов в Израиле.
«Такое развитие событий может быть выгодно только Америке, которая завязла на Ближнем Востоке, прежде всего в Ираке и Афганистане, - уверен лидер КПРФ Геннадий Зюганов. - Конфликт помог американцам повлиять на общественное мнение, увеличив количество сторонников идеи нападения на Иран. Европе же такое развитие событий крайне невыгодно, но, подняв такого рода истерику, оскорбив религиозные чувства полутора миллиардов жителей, исповедующих ислам, Европу подтолкнули в объятия американской военщины».
Но конфликт затронул, помимо геополитических проблем, самые тонкие материи в культурном диалоге между западным и исламским миром.
То, что западные СМИ считают конфликт полезным для исламского мира, который, якобы, должен проделать путь трансформации, подобный западному (политика евроцентризма, суть которой заключается в том, что, Запад, якобы, столбовая дорога цивилизации), свидетельствует только об одном – отсутствии толерантности к другим религиозным формам. Это подтверждается и решением редактора французской Charlie Hebdo Филиппа Вала, заявившего: «Разве они вышли на улицы после 11 сентября, Мадрида и Лондона, потому что они были оскорблены, что от имени Мухаммеда убийцы совершили свои ужасные преступления. Мы можем дать возможность устанавливать правила свободы и выражения только нерелигиозным группам».
Участники конфликта говорят на разных языках и оценивают положение дел в разных системах координат. Что вполне объяснимо, так как европейское Возрождение никогда не отличалось терпимостью к религии, и одной из целей просветительских нападок всегда был ислам.
Вместе с этим, очевидно, что западные журналисты нарушили несколько табу, что ясно сформулировал специалист в области межкультурного религиоведения и религиозной этики Х. Кюнг: «Они нарушили сразу несколько табу. Религиозное правило ислама запрещает изображение человека и пророка, чтобы избежать идолопоклонства. В карикатурах пророк изображен в одном контексте с террористическими символами и современным оружием, и это уже чересчур. Если возможно судебное преследование тех, кто клевещет на отдельные лица и организации, тех, кто отвергает Холокост, например, то нельзя тогда злоупотреблять и религиозными символами. И это относится не только к пророку Мухаммеду, но и к Иисусу Христу».
Американский религиозный фундаментализм, также как и фундаментализм исламский, видит мир сквозь призму добра и зла и «ось зла» пролегает по территориям исламского мира. Научное «осмысление» этого феномена дал С. Хантингтон в книге «Конфликт цивилизаций», название которой стало метафорой для осмысления последних событий. Жизнь этой метафоры свидетельствует о неспособности западного мира осмыслить события вне категорий «кровавого ислама» и вне собственной оси «культурных координат». Вместе с этим, резкие реакции на антиисламские войны, сопровождаемые тактикой психологического ведения войны и антиисламской «метафорикой» вполне понятны, если вспомнить реакцию США на события 11 сентября.
С другой стороны французская газета Le Monde пишет, что нужно очень много невежества и еще больше лицемерия, чтобы упорно цепляться за тезис о столкновении цивилизаций. Свобода слова во всех западных странах уже и так ограничена двумя вещами: законом и неким социальным консенсусом. Антисемитизм преследуется по закону. Посягательства на другие общины – тоже: в 2005 году Католическая церковь во Франции добилась запрета рекламы, в которой использовался сюжет Тайной вечери, но апостолов заменяли полуодетые девицы.
Ни одна крупная газета, отмечает Le Monde, не поместит на своих страницах карикатуры на слепых, лилипутов, гомосексуалистов или цыган – больше опасаясь обвинения в дурном вкусе, чем судебных преследований. Но в отношении ислама дурновкусие оказывается простительным, поскольку общественное мнение более терпимо относится к исламофобии (за которой часто стоит неприятие иммиграции). Рядового мусульманина шокирует не изображение Пророка, а практика двойных стандартов.
Известный исламистский идеолог Тарик Рамадан в газете Liberation пишет, что перед нами – величайшее упрощение картины, которое только можно себе представить: дескать, речь идет о столкновении цивилизаций, о конфликте между незыблемым принципом свободы слова и принципом, утверждающим неприкосновенность сакрального. Нет, речь не идет о конфликте цивилизаций.
Главный вопрос заключается в том, чтобы оценить способность и тех, и других, быть свободными, рациональными (оставаясь при этом верующими или атеистами) и в то же время разумными людьми. Трещина, которую мы сегодня видим, пролегла не между Западом и исламом, а между теми, кто умеет быть собой и утверждать свое «я» с чувством такта (будь то во имя веры или во имя разума), и теми, кто отдается во власть категоричности, слепой страсти, узкого взгляда на других и поспешных выводов. Эта черта характерна для некоторых интеллектуалов, религиозных ученых, журналистов и части населения обоих миров. Поскольку все это может привести к серьезным катаклизмам, необходимо призвать людей быть более мудрыми.
Тарик Рамадан утверждает, что апеллировать к «праву на свободу слова», чтобы иметь возможность говорить все, независимо от того, как это говорится и кого может задеть – безответственная позиция. Прежде всего, потому что неправда, будто во имя свободы слова все дозволено. У каждой страны есть законы, устанавливающие некие рамки, позволяющие, например, наказывать за расистские высказывания. К этому следует добавить корпус специфических правил, соответствующих культуре, традициям, коллективной психологии данного общества – правил, которые регулируют отношения между индивидами и многочисленными культурами и религиями, существующими в данной стране. В разных западных обществах существует различное отношение к расистским и (или) религиозным оскорблениям: при наличии примерно одинаковых правовых рамок, каждая страна имеет свою память и свои больные точки, которые мудрость обязывает признавать и уважать.
Карикатуры: из маленькой Дании – к большой России
Отметим, что скандал докатился и до Украины, которая стала двадцать второй в списке стран, опубликовавших карикатуры. Газета «Сегодня» поместила материал, повествующий о событиях, всколыхнувших мусульманский мир. В качестве иллюстрации там была опубликована известная фотография карикатуры на пророка Мухаммеда из датской газеты, а также работа одного из киевских художников, Юрия Кособукина, где в аналогичном стиле изображен Христос. Эта журналистская «находка» вызвала крайне негативную реакцию руководителей Меджлиса крымско-татарского народа.
Президент Украины Виктор Ющенко счел некорректной перепечатку в украинской прессе карикатур, оскорбивших исламский мир, о чем сообщила его пресс-секретарь Ирина Геращенко. Он отметила, что власть делает все для того, чтобы в Украине и в дальнейшем торжествовало межнациональное, межконфессиональное и межэтническое согласие.
Тем не менее, в слова Виктора Ющенко верить приходится не всегда, так как дела у него со словами расходятся. В делах православия Ющенко ведет прозападную политику, направленную на отделение от Московского патриархата (МП) и создание единой поместной церкви. По мнению депутата Госдумы РФ Константина Затулина, новые украинские власти выбрали два принципиальных направления: реабилитация УПА и «насаждение отдельной от Москвы Православной церкви, которая через какое-то время подпадет под влияние униатов и католичества».
Есть у «оранжевой власти» и другие методы: штурм и захват храмов УПЦ МП (ситуация со Свято-Воскресенским собором в городе Острог) при содействии раскольников из Киевского патриархата и «оранжевой» партии «Пора»; ущемляющая информационная политика (УПЦ МП находится на последнем месте по объему предоставляемого ей эфирного времени); открытие приходов Константинопольского Патриархата в Киеве и Львове и др.
Что касается России и возможности публикации карикатур на пророка, то в этой связи показателен эпизод с «правозащитником», обвиненным в 2005 году за разжигание религиозной и межнациональной розни, Юрием Самодуровым, директором музея и общественного центра имени Сахарова. Самодуров отрекся от своего желания «показать всему миру, что Россия с Европой, что для нас свобода творчества и самовыражения важнее догм религиозных фанатиков». Сначала он сообщил, что выставка карикатур на Мухаммеда состоится в Сахаровском центре во второй декаде марта, однако потом отказался от своих слов, заявив, что эту кампанию, якобы, спланировала ФСБ.
Вполне возможно, что Юрий Самодуров испугался возможной реакции российского общества и, в частности, мусульман. Однако, когда он проводил выставку «Осторожно, религия», его мнение и действия были противоположными.
Следует напомнить, что в процессе вынесения приговора Самодурову в 2005 году судья подчеркнул, что организованная музеем выставка носила «откровенно издевательский и кощунственный смысл, экспозиция носила богохульный и циничный характер». В приговоре отмечается, что действия директора и сотрудницы музея носили открытый и публичный характер, подсудимые осознавали последствия своей деятельности. Картины, представленные на выставке, унижают чувства граждан, исповедующих православное христианство.
Сегодня мусульмане – завтра христиане, или наоборот
Глава комиссии Госдумы по изучению практики обеспечения прав человека и основных свобод Наталья Нарочницкая назвала недопустимым отказ от нравственных ценностей, который привел к публикации карикатур на пророка европейскими СМИ.
«У Европы сегодня нет святынь, а есть только права, свои проблемы они решают нажатием кнопок на компьютере. В то время как у мигрантов-мусульман ценности есть», - заявила Нарочницкая на конференции «Религия и гражданское общество», прошедшей в четверг в Москве. По ее словам, глумление над пророком направлено не только против ислама – «следующим этапом будет атака на христианство».
Оценка ситуации, данная Нарочницкой, близка к истине, что подтверждается мнением православных и патриотических организаций, которые, давно придя к этому выводу, в четверг приняли решение об объединении всех имеющихся информационных ресурсов и использовании наступательной тактики при защите национальных интересов России. По словам координатора движения «Народный Собор» Олега Кассина, при помощи новой мощной информационной системы можно защитить базовые духовно-нравственные ценности, на основе которых веками шло формирование России.
Для отработки взаимодействия и последующих мероприятий православно-патриотического объединения участники круглого стола выбрали ряд тем, по которым будет идти согласованная работа: защита религиозных святынь и символов, которые, по словам правозащитников Владимира и Анны Сергеевых, подвергаются осквернению со стороны деятелей «искусства» Марата Гельмана, Ильи Кормильцева, Юрия Самодурова и им подобных; протест против планируемого проведения в день равноапостольных Кирилла и Мефодия парада содомитов (по словам отца Олега (Стеняева), протест православных поддерживают и мусульмане); организация православного телеканала; дальнейшее содействие введению в школы курса «Основы православной культуры в школе» и др.
По итогам заседания было принято единогласное решение создать объединение православно-патриотических СМИ, а также учредить рабочую группу для разработки пакета документов, в том числе обращение к отечественным журналистам и средствам массовой информации. По словам Олега Кассина, создается сетевой информационный союз без жесткого иерархического центра, в который могли бы войти как федеральные средства массовой информации, так и многочисленные разрозненные региональные и районные СМИ. При этом, по мнению Владимира Хомякова, вице-президента фонда «Единство нации», этот союз представляет собой не один крупный центр, а большую сеть информационных узлов для нанесения ударов по вероятному противнику с разных сторон.
Отметим, что первый шаг в деле защиты святынь и чувств верующих правозащитная организация «Народная Защита» уже сделала. В среду на пресс-конференции депутат Госдумы от фракции «Родина» Александр Чуев заявил о намерении привлечь к уголовной ответственности авторов и издателей книг, в которых разжигается национальная и религиозная ненависть.
Александр Чуев считает, что в книгах, которые он привел в пример («Культура Апокалипсиса» Адама Парфрея, «Встань перед Христом и убей любовь» и «Сатана! Сатана! Сатана!» Стюарта Хоума и др.) авторы надругались над религиозными святынями. Однако за это нельзя посадить в тюрьму по причине отсутствия такой статьи. Впрочем, статья «Надругательство над религиозными святынями» в отечественном Уголовном кодексе может появиться скоро. Александр Чуев уже подготовил соответствующую поправку и рассчитывает, что она будет рассмотрена уже в эту сессию.
Подтолкнули к исправлению УК депутата Чуева не только вышедшие книги, но и прошедшие выставки «Осторожно - религия», «Россия-2» и другие, на которых присутствовали экспонаты, оскверняющие религиозную веру.
«Надо предупредить оскорбление религиозных чувств верующих и избежать массовых столкновений на религиозной почве, - уверен депутат. - Мы видим, какая была реакция на опубликование карикатуры на пророка Мухаммеда. Конечно, реакция чрезмерная и неадекватная, но можно говорить о том, что людей провоцируют».
Внедрение сектантов во властные структуры чиновники оставляют незамеченным
В среду в пресс-центре «МК» состоялась конференция на тему «Ксенофобия и нетерпимость в современном мире: что делать России», на которой выступил председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам толерантности и свободы совести Валерий Тишков.
Корреспондентом АНН был задан вопрос о его отношении к тоталитарным сектам, которые, считая себя религиями, могут использовать любую критику в их адрес в качестве доказательства религиозной нетерпимости. При этом было отмечено, что в общественную палату входит Сергей Ряховский, лидер секты «неопятидесятников».
Следует подчеркнуть, что Валерий Тишков, который раньше был министром по делам национальностей, по существу вопроса не ответил ничего, сведя свою речь к тому, что он не считает неопятидесятников тоталитарной сектой, и хочет пригласить Ряховского в Комиссию с правом совещательного голоса. Более того, Тишков, являющийся также директором Института этнологии и антропологии РАН, человеком, призванным знать такие вещи, так как он все-таки председатель комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести, не вдаваясь в понятия, в своей речи начал их менять.
«Даже в самых нетоталитарных и гуманных религиях и религиозных направления могут оказаться отдельные служители, или какие-то общины, которые могут проповедовать такой тоталитаризм, варварство, которые могут скомпрометировать религию. Вопрос этот гораздо более сложный. Он касается конкретных представителей и служителей культа того или иного направления», - сказал Тишков, признав, что «псевдорелигиозные» секты все-таки есть, и «за этим тоже нужно следить».
Как сказал профессор Александр Дворкин на Рождественских образовательных чтениях, глава неопятидесятников Сергей Ряховский лоббирует свою секту как в регионах России, так и в самой Общественной палате. Поэтому слова Тишкова можно оценить либо как действительное незнание сути предмета, что странно соотносится с его высоким научным и политическим рангом, либо как попустительство секте неопятидесятников РОСХВЕ - Российский объединённый союз христиан веры евангельской.
По словам настоятеля собора во имя св. Александра Невского, руководителя Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства протоирея Александра Новопашина, деятельность неопятидесятников, которые являются тоталитарной сектой, становится опаснее год от года.
«Опасность эта заключается в их конфессиональной псевдонимности: пытаясь придать себе респектабельный вид и изобразить некую историческую преемственность, они выдают себя за членов протестантской Церкви. На самом же деле, как заявляют классические протестанты, эта секта к движению Реформации никакого отношения не имела и не имеет», - подчеркивается в докладе Александра Новопашина на международной конференции, которая прошла в Новосибирске в 2004 году.
Валерий Тишков не может не знать об обращении участников ХIII международных рождественских образовательных чтений в январе 2005 года к президенту России Владимиру Путину. Участники Чтений свидетельствовали о «крайней опасности неопятидесятнических деструктивных сект, использующих в своей деятельности методы, противоречащие принципам свободы личности».
«Инициируя судебные процессы против журналистов, священнослужителей и рядовых граждан, лидеры неопятидесятнических сект стремятся подавить всякую критику, звучащую в их адрес», - отмечается в обращении.
Участники Чтений резюмировали, что статус Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ используется Ряховским для лоббирования интересов вполне конкретной религиозной конфессии.
«РОСХВЕ – жесточайшая тоталитарная неопятидесятническая секта оккультного типа, признанная во всем мире как особо опасная и деструктивная», - заявил Александр Новопашин 26 января 2006 года на Новосибирских Рождественских образовательных чтениях
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |