Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев (Минск), Александр Фадеев (Москва)
Президентская предвыборная кампания в Белоруссии только достигла своего заключительного этапа (периода агитации избирателей), но уже сейчас можно утверждать, что каждый из кандидатов на пост главы белорусского государства преследует в этой гонке слишком разнящиеся цели.
Александр Лукашенко размеренно, даже с некоторой ленцой, проводит свою кампанию, демонстрируя абсолютную уверенность в своем успехе. В своей третьей кампании А.Г. Лукашенко предстает перед взором избирателей в образе умудренного опытом и утомленного властью «отца народа», который, впрочем, непрочь «по просьбам трудящихся» задержаться на своем посту еще по крайней мере на один срок. В любом случае, выступая 27 января по белорусскому телевидению Александр Лукашенко, обращаясь к гражданам республики, заявил буквально следующее: «Нормальный у вас президент, не надо вам другой президент. Я это пытаюсь продемонстрировать, проводя свою политику. Уникальность и выгодность Лукашенко (белорусский президент любит называть себя в третьем лице – авт.), извините за нескромность, состоит для Беларуси в том, что он воистину независимый человек».
Что касается остальных участников предвыборной гонки, то усилия каждого из них, несомненно, будут направлены на получение «достойного» второго результата, который позволит второму призеру в дальнейшем не только стать ориентиром для всех «несогласных» в республике, но, и даст возможность более легитимно выступать за пределами республики. Борьба за второе место может стать основной интригой нынешней президентской кампании.
В этом смысле представляют интерес итоги сбора подписей в Минске (столица, как известно, наиболее оппозиционна и политически активна) в поддержку соперников Александра Лукашенко. Так, лидер Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич собрал в Минске 71 тысячу подписей. Второе место по городу (среди этой категории кандидатов) у Александра Козулина (55933 подписи) и третий результат у Александра Милинкевича (55329 подписей). Таким образом, «самодеятельный» соискатель президентского кресла Александр Козулин, пусть и не намного, но все же опередил «единого от оппозиции» Милинкевича. Заметим, что на Гайдукевича и Милинкевича работали отмобилизованные партийные структуры, а их сборщики в первую очередь шли по известным еще с прошлых выборов (тогда «единым от оппозиции» был Владимир Гончарик) «благожелательным» адресам. В этом смысле «козулинцы» были первопроходцами, в связи с чем, полученный ими результат можно рассматривать как серьезную заявку Александра Козулина на свое политическое будущее. Возможно, поэтому Козулин отказался обсуждать со штабом «единого» вопрос о снятии одного из двух оппозиционных кандидатов с тем чтобы «не распылять» голоса протестного электората.
Однако, чтобы это будущее имело шанс воплотиться в действительность ему нужно сделать еще один очень серьезный шаг. Профессору Козулину необходимо отмежеваться от «западного проекта» г-на Милинкевича и однозначно высказаться в пользу государственного двуязычия в Республике Беларусь и дальнейшего развития белорусско-российской интеграции. Если уже в ближайшее время Александр Козулин сможет определиться по этим ключевым вопросам, то у него будет реальная политическая перспектива. В противном случае его ждет судьба политика-однодневки, которых уже немало промелькнуло на политическом небосклоне Белоруссии.
В начале марта президенту Белоруссии предстоит обратиться к населению республики со своей предвыборной программой на Всебелорусском народном собрании. Нет никаких сомнений в том, что глава белорусского государства Александр Лукашенко сосредоточит свое внимание на планах дальнейшего развития экономики, внешней торговли, укрепления финансово-кредитной системы и реализации социальных программ. Именно в этих сферах за истекший период были достигнуты определенные результаты. Для избирателей республики внутренняя политика Лукашенко понятна и вполне зрима. Построенные или строящиеся при поддержке государства агрогородки, спортивные сооружения, центры культуры, включая Национальную библиотеку, бытового обслуживания и досуга, оснащение медицинских и оздоровительных учреждений оборудованием, обеспечение учебными пособиями школьников, повышение пенсий и пособий и т.п., все это говорит само за себя.
Гораздо более проблематичным выглядит международное положение Белоруссии, которое продолжает неуклонно ухудшаться. Становится все более очевидным, что правительственный курс внешней политики, основанный на ошибочном, как представляется, прогнозе о стратегии ведущих держав и блоков мира в трансформации международной политической системы и роли самой Белоруссии в ней, не позволил добиться поставленных целей. В отношениях Минска с Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки напряженность только усилилась, в последнее время попытки давления этих политических тяжеловесов на Белоруссию стали более откровенными и интенсивными. При этом к Белоруссии применяются не просто пресловутые двойные стандарты, но специальный подход, состоящий в выделении республики среди всех остальных стран Европы в качестве страны с диктаторским режимом.
Последнее обстоятельство позволяет ЕС и США планировать и применять по отношению к Белоруссии весь арсенал политических, экономических, финансовых и иных мер, предусмотренный для изоляции и последующей ликвидации диктатур. Альтернативой является демонстрация Белоруссией своей приверженности демократическим принципам и ценностям западного сообщества, соблюдению прав человека. Пока же Белоруссию оставили не только вне процесса общеевропейской интеграции, но и вне рамок концептуальных программ взаимоотношений Евросоюза с его странами-соседями. Что касается США, то эта страна фактически блокирует процесс вступления республики во Всемирную торговую организацию по чисто политическим соображениям, использует свое влияние в международных организациях (включая ОБСЕ) для усиления давления на политический режим Белоруссии.
Таким образом, Белоруссия теряет свои позиции и авторитет на международной арене, не смогла восстановить свое членство в Совете Европы. Лишилась Белоруссия возможности расширить свое присутствие (включая экспорт рабочей силы) на рынках развитых стран и получать от них постоянную финансовую подпитку. Последствия этих антибелорусских мер косвенно отражаются и на России, поскольку сохраняется риск превращения союзной Белоруссии в структурный барьер, препятствующий расширению присутствия России на общеевропейском рынке и интеграции ее в торгово-экономическое и кооперационное пространство Евросоюза.
«Единый» кандидат от белорусской оппозиции Александр Милинкевич, выступая в стенах комитета по иностранным делам Европарламента, призвал Евросоюз занять жесткую позицию к «недемократическим» властям Белоруссии, если те не смогут обеспечить проведение свободных и прозрачных президентских выборов. И он был услышан - президент Европейского парламента Хосеп Боррель подчеркнул, что Европарламент приветствует все инициативы, которые приведут к «истинной демократии в Беларуси". Канцлер ФРГ Ангела Меркель приняла Милинкевича в Берлине и заявила, что Белоруссия вскоре станет свободной страной.
Вслед за Вашингтоном Европейский Союз вознамерился создать специальный фонд (агентство) для поддержки «демократических сил» в соседних странах. Интересно, что финансовыми источниками фонда поддержки демократии будут выступать бюджет ЕС и взносы пожелавших участвовать в его деятельности государств-членов Евросоюза. Направленность этой структуры вполне просматривается, поскольку заявление о его создании было сделано в ходе визита в Брюссель единого кандидата от белорусской оппозиции Александра Милинкевича. Поскольку Белоруссия является союзной для России страной, то можно считать, что такого рода фонд носит и откровенно антироссийский характер.
Думать так заставляет и радикальное изменение в подходе Евросоюза и США к России, которое проявилось сразу после выборов в Государственную Думу в 2003 году. Тогда, как представляется, руководство ЕС и США пришло к выводу о приостановлении движения к демократии и формированию гражданского общества в России. Европейская комиссия поставила партнерство с Россией в зависимость от российских реалий, которые не должны идти вразрез с общеевропейскими ценностями, включая права человека, свободу СМИ и пр. К России перестали относиться как к «нормальной», в понимании Запада, европейской стране, а ее политический режим охарактеризовали как «деформированный». Впрочем, относится с излишней долей трагизма к такому повороту политики Запада вряд ли стоит, поскольку Россия и в историческом прошлом никогда в западные стандарты не вписывалась. И к тому же нет никаких весомых аргументов в пользу того, что слепое следование России в фарватере Запада приведет ее к процветанию и благоденствию.
Белоруссия, в которой президентская предвыборная кампания уже близится к финишу, также официально попала в число государств, не соответствующих «европейским стандартам». В Страсбурге на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы была, как известно, принята очередная резолюция, в которой осуждается белорусский режим. В резолюции подчеркивается, что накануне президентских выборов ситуация в Белоруссии ухудшилась, и свобода слова попирается. Документ прямо направлен на изоляцию режима Александра Лукашенко, на потенциальное введение визовых ограничений для правительственных чиновников Белоруссии. Предусмотрены в резолюции и меры по замораживанию банковских счетов и других финансовых активов президента Лукашенко и представителей правящей элиты республики. Все это свидетельствует и о крахе белорусской стратегии поэтапного выправления отношений с Евросоюзом, и о пробуксовке последней инициативы Минска о начале нового этапа политического диалога с ЕС.
Только Россия в столь трудное время для Белоруссии заняла иную позицию. Президент России Владимир Путин на своей ежегодной пресс-конференции заявил о поддержке Белоруссии - не режима Александра Лукашенко, а «братского нам белорусского народа». Вице-премьер, министр обороны России Сергей Иванов в Мюнхене на международной конференции по вопросам политики и безопасности подчеркнул, что российская сторона отрицательно относится к возможности возникновения беспорядков после президентских выборов в Белоруссии и считает необходимым «сделать все, чтобы их не было».
Министерство иностранных дел России обратило внимание на недопустимость представлять Белоруссию в качестве какой-то проблемной зоны в плане демократии и под этим предлогом пытаться исключить ее из процессов международного сотрудничества. Кроме того, МИД РФ в Москве недвусмысленно заявил спецдокладчику комиссии ООН по правам человека по Белоруссии Адриану Северину о том, что считает строительство Союзного российско-белорусского государства неотъемлемой частью общеевропейского интеграционного процесса. Российская парламентская делегация оказала поддержку Белоруссии на последней сессии ПАСЕ.
Свою политическую, дипломатическую и военно-техническую поддержку Белоруссии российская сторона, как известно, подкрепила и социально-экономической помощью. Для Белоруссии были в порядке исключения сохранены низкие цены на энергоносители, прежде всего природный газ. Большую выгоду в этом году получит бюджет республики и от возросшего транзита российского газа через ее территорию – его объем в 2006 году приблизится к 44 млрд. куб. м (из них 29 млрд. куб. м будет прокачено по экспортной нитке газопровода «Ямал - Европа»). Необъятный российский рынок по-прежнему открыт для товаров из Белоруссии, Минск имеет гарантированную возможность получения российских кредитов, а также экспорта излишней рабочей силы в союзную Россию. Пошло государственно-политическое руководство России и на предоставление в ближайшей перспективе белорусским гражданам, находящимся на ее территории, равных прав с россиянами по вопросам постоянного проживания, социального обеспечения и медицинской помощи.
В этих обстоятельствах казалось бы логичным активизировать процесс союзного строительства с белорусской стороны. Однако Минск решил выбрать иную парадигму поведения. В интервью руководителям каналов БТ, ОНТ и СТВ президент Белоруссии Александр Лукашенко обвинил Россию в том, что она «продавливает» вопрос о переходе на единую валюту Союзного государства, пытается выдернуть его из контекста Конституционного акта. (Проект же Конституционного акта, подчеркнем, до сих пор не принят, поскольку белорусская сторона отвергла последние предложения и поправки, внесенные недавно кремлевской администрацией). Лукашенко фактически связал проблему перехода республики на единую валюту с потерей Белоруссией суверенитета и независимости, на что Минск, по словам главы белорусского государства, никогда не пойдет.
Мы, как заявил президент РБ, построили суверенное государство, «в противном случае мы бы стали частью … какой – то другой страны. Наверное, вряд ли найдешь у нас в Беларуси человека, который такой перспективы желал. У нас не было другого выбора и выхода, как строить суверенное независимое государство». В этом Александр Лукашенко невольно солидаризируется с «единым» кандидатом от оппозиции Александром Милинкевичем, который тоже выступает за некую интеграцию с Россией, «но при сохранении белорусской государственности» и нейтрального статуса Белоруссии, прописанного в ее Конституции. Милинкевич, правда, не видит основы для создания Союзного государства и предлагает вместо союзного строительства развивать прагматические отношения, «не в ущерб интересам Белоруссии».
Еще до выборов достаточно времени, но уже сейчас становится очевидным, что после 19 марта речь, к сожалению, будет идти о дальнейшем расхождении путей Белоруссии и России. Именно на это настроена высшая белорусская власть. И дело здесь, конечно, не в экономических или политических интересах собственно Республики Белоруссия, которые требуют как раз-то обратного. Проблема в том, что нынешний белорусский президент пока еще не готов воспринимать как должное необходимость периодического обновления властного «олимпа», как минимум для того, чтобы интересы общества и государства не подменялись личными потребностями высших должностных лиц.
Объективной потребностью интеграции является сближение уровней социально-экономического развития двух стран, приведение к одному типу правовых и экономических систем. Реальное воссоединение Белоруссии и России неизбежно потребует помимо прочего проведения демократизации общественной жизни в республике, хотя бы до уровня, имеющего место в России. А это в свою очередь повлечет за собой формирование более-менее самостоятельного политического класса, призванного в итоге стать не только одним из гарантов необратимости процесса белорусско-российской интеграции, но и своеобразным барьером на пути авторитаристских тенденций в белорусской политической жизни.
Формирование в Белоруссии реального политического класса на собственно белорусской почве в настоящее время, по всей видимости, не представляется возможным, в том числе, и по причине отсутствия в республике сколько-либо самостоятельных политических партий и дееспособного «третьего сектора». Часть партий и общественных организаций (прозападного толка) хоть и неплохо организованы, но полностью зависят от внешней спонсорской помощи. В настоящее время эти структуры в полном составе, от коммунистов из Партии коммунистов Белорусской (ПКБ) до либералов (Объединенная гражданская партия) и националистов (Белорусский народный фронт) брошены на поддержку «единого кандидата от оппозиции» Александра Милинкевича.
Еще хуже в смысле самостоятельности политических структур дела обстоят в пропрезидентском лагере. Там осталась только одна мало-мальски дееспособная партия – Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ). Остальные (Республиканская партия, Белорусская патриотическая партия и др.) фактически прекратили свое существование, так как не смогли преодолеть постоянно возрастающие формально-правовые требования со стороны министерства юстиции РБ и в целом белорусского законодательства.
Из всех партий, составлявших пропрезидентский блок, только КПБ пользуется поддержкой со стороны администрации президента РБ, остальным (как было заявлено: «вследствие экономии») было отказано в таковой. Результат: КПБ - на плаву, остальные – «ушли на дно». Существует еще Аграрная партия, но и она в полуобморочном состоянии.
И дело, конечно, не в том, что в Белоруссии не находится деловых людей способных или желающих оказывать помощь тем или иным (тем более пропрезидентским) политическим силам. Просто белорусской бюрократией не приветствуется никакая (в том числе и в поддержку Александра Лукашенко) общественно-политическая активность, так как она, по мнению высших идеологических чиновников, в какой-то момент может выйти из-под контроля. Для пущей надежности был издан специальный указ президента, запрещающий белорусским предприятиям (независимо от формы собственности) оказывать любые виды спонсорской помощи. В результате пропрезидентская (как, впрочем, и любая другая) общественная самодеятельность оказалось сведенной к минимуму.
В ходе текущей предвыборной кампании (да и, в целом, в проведении своей политики) Александр Лукашенко опирается исключительно на государственный аппарат, воплотив не раз провозглашавшийся им самим принцип: «Мне не нужны посредники между мной и народом». Однако стремление избавиться от «посредников» в лице партий и общественных объединений на деле оборачивается полной бюрократизацией общественно-политической жизни, на все проявления которой требуются разрешения властей. Без санкции администрации президента РБ белорусский гражданин (за редким исключением) практически не может стать ни депутатом Национального собрания, ни быть избранным делегатом на Всебелорусское народное собрание, ни даже вести агитацию в поддержку Александра Лукашенко.
Становление институтов гражданского общества в республике сдерживается отсутствием финансовой и материально-технической базы. И здесь не поможет спонсорская помощь иностранных фондов и государств по рецепту оппозиции. Белорусским структурам гражданского общества нужны собственные источники, которые возникнут только в случае широкого развития национального бизнеса, финансовой и технической поддержки государства, заинтересованного не на словах, а на деле в генезисе демократии.
В Белоруссии практически нет независимых радио и телевизионных каналов вещания, тираж неправительственных СМИ ограничен, доступ в Интернет имеют менее 15% жителей. Президент РБ Александр Лукашенко полностью контролирует радиовещание, печатные СМИ и все три общенациональных телеканала, включая спутниковое телевещание, однако ориентирует их не на развитие демократии и повышение гражданской активности общества, а на отражение внешних «информационных атак». В значительной степени белорусское законодательство о СМИ копирует негативные черты сербского закона о публичных средствах информации 1998 года. Роль средств массовой информации в общественно-политической жизни республики за последние пять лет упала, возможность представлять в эфире и на страницах газет различные точки зрения сузилась.
Созданием механизмов и процедур, инициирующих движение к демократии и верховенству закона, в республике никто, похоже, не занимается. Пока высшая бюрократия Белоруссии убеждена в том, что сила государства - в концентрации в своих руках максимума полномочий и собственности, в установлении полного контроля за всеми ветвями власти и во вмешательстве в дела общественно-политических организаций.
Сам Александр Лукашенко выступает против слома административно-командной системы, объясняя это опасностью разгула неформальных институтов – олигархических, мафиозных, коррупционных и других. По сути, системная трансформация не стоит в политической повестке Минска. Белорусское общество малоактивно и безынициативно, общественные организации беспомощны и утратили всякое влияние на формирование политического курса правящего класса. Граждане Белоруссии формально принимают участие в принятии важных государственных решений (имеют право участвовать в плебисците, выборах), однако действительное их воздействие на этот процесс невелико.
На наших глазах Республика Белоруссия как государство неудержимо утрачивает общенародный характер, обретая черты исключительно госаппарата, стоящего над обществом. И такое положение более чем устраивает чиновничий класс. В этом-то и состоит главная причина высокой степени консолидации госчиновников вокруг личности действующего президента и упорное отстаивание «суверенитета Республики Беларусь», понимаемого как их собственная независимость от какого-либо контроля как со стороны Москвы (в случае создания общего государства), так и со стороны белорусского общества. Поэтому такое понятие как «суверенитет» вменяется почитать как наивысшую ценность каждому белорусскому гражданину.
Под подобное положение дел подводится и соответствующее идеологическое обоснование, в основе которого лежит утверждение о спасительной роли нынешней власти в отношении белорусского государства и его граждан. Так в редакционной статье «Добро должно быть с клыками?» в газете администрации президента РБ «Советская Белоруссия» (2.02.2006 г.) утверждается, что в начале 1990-х годов тогдашнее руководство Белоруссии «Шушкевич-Кебич-Богданкевич уже занесло руку для подписания соглашений, которые неминуемо вели к реанимации Западного края. Кукушка истории в 1993 году куковала последние дни фактической независимости юной Беларуси. Но наступил 1994 год и в центральном вопросе бытия – сохранении суверенитета – президент справился с труднейшей задачей без БНФ, примерившего было на себя лавры мучеников и подвижников «национальной идеи».
Таким образом, белорусским официозом по всем правилам мифотворчества создается легенда: несчастную красавицу (Белоруссию), окруженную алчными злодеями (Москва, Варшава), спасает от гибели герой (первый президент), призванная освятить предстоящую абсолютизацию суверенитета, основанного на принципе «государство – это аппарат».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |