Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
30.01.2006. БелГазета
Сергей Жбанов
Время СНГ и ЕЭП прошло. Наступает эпоха ЕврАзЭС - локомотива интеграции на постсоветском пространстве. Таков главный итог внеочередного заседания межгосударственного Совета ЕврАзЭС, на котором страны-участницы дали согласие на присоединение Узбекистана к экономическому сообществу.
С тех пор как членство в СНГ перестало быть гарантией льготных цен на российский природный газ, президенты постсоветских стран-участниц мгновенно утратили интерес к этой некогда многообещающей интеграционной конструкции. Еще более короткая и бесславная судьба выпала на долю Единого экономического пространства (ЕЭП) - детища Владимира Путина.
Всего год назад ЕЭП называли чуть ли не альтернативой Евросоюзу. Эти нескромные сравнения имели место в то время, когда Россия щедро раздавала авансы Украине и Беларуси в виде перехода на новый порядок взимания НДС. Но как только Украина заявила о своем стремлении в настоящий ЕС, а потом и в НАТО, республике строго дали понять: участие в ЕЭП также не является гарантией дешевого газоснабжения. А в Госдуме РФ даже заговорили об отмене принципа взимания НДС по стране назначения в торговле с Украиной.
Отсюда и критика, которой подверг Александр Лукашенко эти интеграционные образования, очень быстро исчерпавшие себя. Белорусский президент отметил бесполезность таких структур, как СНГ, назвав его «своеобразным президентским клубом», и тут же обратил внимание на наличие аналогичных проблем в ЕЭП. Теперь Лукашенко возлагает на ЕврАзЭС великую миссию по спасению идеи интеграции на постсоветском пространстве.
Истоки внезапно вспыхнувшей любви к евроазиатскому сообществу понять нетрудно. Российско-украинский газовый конфликт заставил многие страны вплотную заняться проблемой диверсификации поставок энергоносителей. И ЕврАзЭС позволяет даже Беларуси рассматривать подобные варианты. Для реализации такого проекта новых идей не требуется - достаточно вспомнить инициативы президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, давно уже настаивающего на формировании свободного транзитного коридора для поставок местного сырья и энергоносителей в Европу.
Теперь этот проект оказался востребован и президентом Беларуси, предлагающим для начала согласовать тарифы на транзитные перевозки внутри сообщества. Согласовать тарифы «на межгосударственном уровне» - значит добиться от России их снижения, сделав выгодными настолько, чтобы транспортировка нефти, газа и других товаров стала экономически целесообразной, позволяя всем членам сообщества получать максимальную прибыль.
Решение проблемы поставок энергоносителей из Азии является наиболее важным стимулом для заинтересованного участия Беларуси в работе ЕврАзЭС. По сообщению «Интерфакса», правительство республики уже утвердило соглашение о совместной разработке топливно-энергетического баланса стран - членов ЕврАзЭС, который создаст правовую основу для поставок в Беларусь нефти и газа из этих стран. Но остается еще техническая сторона проблемы, поскольку Россия ссылается на ограниченные возможности транзита энергоносителей.
Очевидно, что жизнеспособность нарисованного проекта целиком зависит от воли России. Так происходило в СНГ и ЕЭП. Точно так же должны развиваться события и в ЕврАзЭС. На долю России опять выпадает почетная и затратная миссия по спонсированию проекта путем снижения транзитных тарифов. Иначе Беларусь к сотрудничеству охладеет, а Армения и Украина так и останутся в статусе посторонних наблюдателей сообщества.
Кроме этого, Лукашенко предлагает странам ЕврАзЭС создавать таможенный союз. Белорусский президент даже подталкивает страны - участницы сообщества к тому, чтобы до 1 января 2007г. согласовать 80% таможенных тарифов и в течение 2007г. подписать соглашение. Причин этой поспешности Лукашенко не скрывает: «Вступление в ВТО не идет так быстро, как этого хотелось бы, и искусственно тормозится по политическим мотивам». Вот и появится хоть какая-то альтернатива участию Беларуси в ВТО.
Среди стран - членов ЕврАзЭС наиболее реальные перспективы стать членом ВТО до 2007г. имеет только Россия. У других стран эти шансы ничтожны, а поэтому и риск развала, как в ЕЭП, минимален. В правительстве Беларуси теперь не боятся вступления России в ВТО.
Подписанное главами двух государств «Совместное заявление о взаимопонимании по вопросам вступления ВТО» не только избавило МИД от ВТОфобии, но дало основание Антону Кудасову, начальнику управления регулирования внешнеэкономической деятельности МИД Беларуси, заявить, что «одной из основных целей вступления в ВТО является сохранение и упрочнение союзного государства Беларуси и России». Ни больше, ни меньше.
Впрочем, еще год назад Кудасов придерживался несколько иного мнения: «Единое экономическое пространство потеряет смысл, если страны будут одновременно готовить соглашения в рамках «четверки» и договариваться с ВТО или третьими странами об открытии своих рынков, не согласовывая степень открытости с другими участниками ЕЭП. При таком сценарии может произойти приток товаров, который пока не прогнозируется, что создаст потенциальную угрозу для производителей стран «четверки».
Теперь Кудасов уверен, что «условия взаимной торговли между Беларусью и Россией не только не ухудшатся, но и будут улучшаться». В общем, времена меняются, и теперь, когда Россия согласовала степень своей будущей «открытости» с главным союзником на постсоветском пространстве, спокойному сну в Беларуси уже ничто не помешает. Главную цель совместного заявления - «поставить присоединение к ВТО на службу союзного государства» - можно считать достигнутой.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |