Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
06.02.2006. Ольвия-пресс
С.Зайченко (Тирасполь)
«Только к утру
обнаружила правда пропажу
И подивилась, себя оглядев
делово.
Кто-то, уже раздобыв где-то черную сажу,
Вымазал чистую правду, а так ничего!
Правда смеялась, когда в нее камни бросали,
«Ложь это все, и на лжи одеянье мое».
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами ее!»
В.
Высоцкий
Еще летом 2001 года молдавский президент Владимир Воронин объявил, что без Приднестровья и его промышленного потенциала Молдова представляет собой «тело без рук и ног». С тех пор официальный Кишинев не оставляет попыток получить эти «руки и ноги», пытаясь любыми завладеть собственностью Приднестровье. Для решения этой задачи за прошедшие пять лет Ворониным было использовано все: лесть и обещания, шантаж и угрозы, привлечение Запада для применения политического давления и санкций, многочисленных блокад - экономических, дипломатических, телефонных, информационных, вплоть до провокаций в зоне безопасности. Но самым главным оружием проворонинского режима в этой борьбе была постоянная и повседневная ложь о приднестровской действительности. Ложь о контрабанде на приднестровско-украинской границе, о торговле наркотиками и живым товаром, о производстве и торговле оружием и о так называемой «черной дыре». Молдавские чиновники использовали все доступные международные трибуны для того, чтобы очернить Приднестровскую Республику и дискредитировать ее руководство.
Первой попыткой с помощью лжи организовать экономическую блокаду ПМР стало 1 сентября 2001 года, когда Воронин под предлогом вступления Молдовы во Всемирную торговую организацию (ВТО) распорядился изменить внешний вид таможенных печатей и ввести новые образцы сертификатов качества и происхождения товаров, не предоставив их копии ТПП Приднестровья. Тогда благодаря поддержке стран-гарантов Украины и России осуществить полную экономическую блокаду Приднестровья у Кишинева не получилось. С тех пор подобных попыток было немало. Экономический ущерб Приднестровью, конечно, был нанесен огромный. Но, тем не менее, Республика все же осуществляет свою внешнеэкономическую деятельность. Потери бюджета только в 2005 году составили более 50 млн. долларов США, что, естественно, негативно сказалось на обеспечении жизненного уровня пенсионеров и бюджетников.
В начале этого года Молдова предприняла очередную попытку захватить собственность Приднестровья, но сделать это решила руками Украины.
Подписывая 30 декабря 2005 года молдо-украинское межправительственное соглашение, согласно которому все приднестровские грузы, проходящие через украинскую границу, обязаны проходить таможенное оформление в республике Молдова, Тарлев акцентировал внимание украинского премьера только на том, что эта процедура легализирует приднестровский бизнес и предоставит ему целый ряд преференций на европейском рынке.
Какая отеческая забота!
Уже тогда секретарь Совета безопасности Украины, предчувствуя завуалированную угрозу приднестровской экономике, высказывал опасения о том, чтобы новые правила не ухудшили деятельность приднестровских предприятий. Вероятно поэтому (чтобы ложь не сразу была обнародована) молдавские чиновники долго держали в секрете детали поправок в 815 правительственное постановление. Появились они лишь 11 (!) января. Внесенные в него изменения подтвердили опасения Тирасполя.
Молдова нагло обманула Украину!
На совещании в Одессе замминистра экономики ПМР В.Ганин передает премьер-министру Ю.Еханурову пакет документов, подтверждающий этот обман, и заявляет, что молдавский документ ничего общего с экономикой не имеет и направлен на разрушение экономики ПМР.
24 января, обращаясь к участникам одесского совещания, премьер-министр Украины Юрий Ехануров предложил выслушать обе стороны - и Молдову, и Приднестровье. Он заявил, что вопрос нуждается в более детальной проработке и его обсуждении с участием Приднестровской стороны. С этой целью украинский премьер распорядился создать рабочую группу, которая совместно с представителями Кишинева и Тирасполя должна будет детально проанализировать эту проблему и найти взаимоприемлемое для двух сторон ее разрешение.
Итак, новые кишиневские правила прохождения приднестровских товаров через украинскую границу пока в силу не вступили. В Молдове по этому поводу разразился целый переполох: как посмел Киев сорвать так скрупулезно подготовленный воронинский план по установлению полного экономического контроля над Приднестровьем!
Официальный Кишинев уже успел обвинить Украину в том, что она якобы «отыграла назад» под давлением Москвы, и намерен, если верить российской газете «КоммерсантЪ», пожаловаться на непостоянство украинцев в Вашингтон и Брюссель, стремясь на Западе найти управу на Киев.
Браво! И это после того, как Украина фактически себе в ущерб собственным газом спасала республику от «замерзания», когда «Газпром» с 1 января прекратил поставку газа в Молдову. Это после того, как президент Воронин почти присягая на верность Киеву, заверяя В.Ющенко о непоколебимости и своей преданности единым с ним идеалам западной демократии и обещая в тесном с Украиной сотрудничестве «идти в Европу».
Обратите внимание – развитие отношений Кишинева с Киевом очень напоминают отношения Воронина с Москвой в начале своего президентства. Тогда он с апреля по август более десяти раз посещал Москву, встречался с президентом В. Путиным, клялся и божился перед ним в «верности и преданности» России, а взамен просил российского президента «предложить» гражданину РФ Игорю Смирнову покинуть Приднестровье. Он обратился к В.Путину и попросил Россию помочь разработать план урегулирования молдо-приднестровских отношений. Но скандальный (почему скандальный? – вопрос автора подборки материалов) план Меморандума «Козака» обнажил истинных хозяев. (Можно ли после этого говорить о надежности, предсказуемости и доверии такому государственному политическому лидеру?).
Очень интересен и тот факт, что Кишинев не стал жаловаться на Киев в ОБСЕ. А ведь именно эта международная организация обещала Воронину поддерживать все усилия Молдовы по урегулированию конфликта с Приднестровьеми те конкретные меры, что будут в перспективе предприниматься в Кишиневе для создания единого таможенного и экономического пространства. Оказывается, Воронин после нескольких «проколов» на саммитах ОБСЕ утратил веру в то, что эта международная организация ему поможет «надавить» на Украину, так как, по убеждениям кишиневских политиков, официальный Киев находится под влиянием Москвы. Другое дело – США, ЕС, НАТО.
США и ЕС уже поддержали Молдову. Что будет на границе, и какими печатями будет оформлен приднестровский экспорт – для них не главное. Главное, что Молдова резко усилила требования по выводу российских войск из Приднестровья и настаивает на изменении формата миротворческих сил в зоне безопасности на Днестре.
Выстоит ли Киев, покажет время. С одной стороны Европа и США, ЕС и НАТО, с другой – судьба 200 тысяч соотечественников в Приднестровье, надвигающиеся выборы в Верховную Раду Украины и не простые взаимоотношения с Российской Федерацией. Какой путь выберет Украина вопрос сложный. А пока Приднестровье должно решать свои проблемы самостоятельно.
Сегодня республика Молдова предлагает экономическим агентам ПМР сертификаты происхождения товара в обмен на временную регистрацию. В этом случае приднестровским предприятиям будут выдаваться сертификаты формы "С", которые не дают никаких преференций в торговле не только с Европой, но и со странами СНГ. В результате такое «благоденствие» со стороны Молдовы может привести к подрыву экономической безопасности ПМР. Во-первых, это вызовет резкое удорожание экспортной приднестровской продукции и негативно скажется на ее конкурентоспособности с вытекающим из этого негативом. Во-вторых, проблемы возникнут не только в экспортных операциях.
Не менее тревожная картина будет складываться в ситуации с импортом. Новый порядок пропуска и доставки грузов в Приднестровье (только через таможенные пункты РМ) предусматривает дополнительное обложение всех потребительских товаров (продукты питания, медикаменты, строительные материалы и др.) 20-процентным налогом на добавленную стоимость (НДС), акцизами и таможенными пошлинами, которые должны будут поступать в бюджет Молдовы. Естественно, это вызовет удорожание импорта в Приднестровье и рост потребительских цен практически на все товары (в том числе и первой необходимости) на приднестровском рынке. По словам заместителя министра промышленности ПМР Юрия Ганина, такой рост может составить до 30% и выше. К чему это может привести в условиях возможной остановки бюджетообразующих предприятий, догадаться нетрудно.
Лжет президент Молдовы и о том, что Кишинев обещает вернуть те суммы налогов, которые будут взимать с импортируемых товаров. Опыт говорит об обратном. По настоящее время Молдова не вернула Приднестровью ни копейки с тех таможенных поборов, что осуществляла с временно зарегистрированных приднестровских экономических агентов того времени. Не вернула она нам и давний долг в размере $24 млн., принадлежащих Молдавской ГРЭС. Правительство РМ «прикарманило» и те 6 млн. долларов США, которые правительство РФ в 2002 году перечислило ПМР за оказание коммунальных услуг ОГРВ. А может быть, в Кишиневе думают, что в Тирасполе забыли о тех 700 тыс. лей, которые Молдова должна АОЗТ "Тиротекс" с 2004 года? И таких примеров можно приводить еще множество.
Благодаря приднестровским дипломатам и экспертам ложь официального Кишинева была разоблачена и стала достоянием гласности, и правду о ней узнали в Киеве. Глава правительства Украины Юрий Ехануров, например, был просто удивлен, когда услышал доказательства тому, что так называемые «новые правила» пересечения украинских границ для товаров, следующих в Приднестровье, больно ударят по украинским экономическим агентам приграничных областей – Одесской, Николаевской и Винницкой.
Не меньшей ложью (в свое время) были пронизаны взаимоотношения Кишинева с Москвой. Не миновала эта участь и Киев во время президентства Л.Кучмы. Недобропорядочность и сегодня превалирует во взаимоотношениях Молдовы с Украиной.
По этому поводу я хочу отметить еще одну деталь. Министр экономики Молдовы Валерий Лазэр не случайно накануне встречи в Одессе высказал перед журналистами с глубоким замыслом мысль. Он заявил: "мы (официальный Кишинев – С.З.) вместе с украинскими коллегами придумали новую формулу и рады, что в Киеве, наконец-то, приняли верное цивилизованное решение. Молдова - член ВТО, а Украина туда стремится. Логично, что мы должны помогать друг другу".
Прежде чем комментировать Лазэра, напомню о том, что подобная договоренность между правительствами Украины и Молдовы была достигнута еще в мае 2003 года. Но бывший тогда президент Украины Л.Кучма, принимая во внимание тот факт, что Украина – гарант безопасности Приднестровья, наложил вето на документ, ущемляющий экономические интересы приднестровского народа.
Хочу напомнить реакцию Воронина на решение Л.Кучмы.
Во-первых, официальный Кишинев обвинил тогда Киев в том, что Украина якобы заинтересована в существовании в Приднестровье так называемого «криминального режима» и тесно с ним связана. По этой причине, утверждал тогда Воронин, Украина отказывалась устанавливать на своей территории совместные с Молдовой таможенные посты на границе с Приднестровьем, цель которых была та же – полная экономическая изоляция ПМР от внешнего мира. «Наехав» тогда на Киев, Воронин отменил свой официальный визит в Украину и демонстративно проигнорировал личное приглашение Л.Кучмы принять участие в торжествах, посвященных юбилею президента Украины. Короче говоря, в 2003 году официальный Киев получил от Воронина «плевок в лицо».
Во-вторых, летом 2003 года глава правительства Молдовы и лично ее президент, пытались шантажировать официальный Киев тем, что от Молдовы во многом зависит вступление Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО), членом которой РМ значится с 28 июня 2001 года. Дело в том, что при вступлении в эту организацию страна-кандидат на вступление в ВТО должна получить на то согласие всех членов этой организации и в первую очередь от приграничных соседей, у которых не должно быть существенных, в том числе и территориальных, к ней претензий.
Поэтому нынешнее напоминание В. Лазэра Украине о том, что «Молдова - член ВТО, а Украина туда стремится» и о том, «что мы должны помогать друг другу», говорит о том, что официальный Кишинев просто шантажирует Киев. Из этого и вывод: Молдова не может быть надежным, а главное, стратегическим партнером, потому что от нее можно в любой момент ожидать подвоха.
Этим объясняется и то, что Кишинев обратился с просьбой оказать давление на Киев не в ОБСЕ, а в Вашингтон и Брюссель. Решающим фактором при вступлении Украины в ВТО будет согласие на это США и стран Евросоюза, а не ОБСЕ. Расчет Воронина очень прост: если Вашингтон и Брюссель официально поддержат Кишинев, то современный Киев не посмеет идти на конфликт с соседней Молдовой и пойдет ей на уступки.
В заключении с удовлетворением можно отметить, что официальная Москва поняла, с кем имеет дело в Кишиневе, и предпринимает определенные шаги по упреждению полной экономической блокады ПМР.
Озабоченность Тирасполя по поводу грубого нарушения Молдовой Московского меморандуму 1997 года, закрепившему за Приднестровьем право на самостоятельное ведение внешнеэкономических связей, поддержана в Москве. А это уже говорит о многом. "Возникают вопросы, как все это будет реализовано. Нас заверяют (Москву – С.З.), что эти шаги не приведут к экономической блокаде, однако нововведения вызывают обоснованную настороженность", - заявил посол по особым поручениям МИД России Валерий Нестерушкин. При этом он отметил, что новый порядок оформления грузов может негативно сказаться и на экономических операциях российского бизнеса в Приднестровье.
После одесской встречи 24 января, комментируя приостановление введения новых молдавских правил таможенного оформления приднестровских грузов через Украину, российский дипломат недвусмысленно выразился: "Это, конечно, хорошо, что возобладал здравый смысл, но мы все же хотим выяснить, что же происходит на границе». На практике это означает, что Москва довольно серьезно относится к проблеме, связанной с возможной экономической блокадой ПМР.
Конечно, страны-гаранты приднестровской безопасности внесли весомый вклад по предупреждению полной экономической блокады Приднестровья, но главная заслуга в том, что блокада не состоялась, принадлежит политическому руководству Республики, которое предпринимает в этом направлении конкретные ответные шаги. Как предполагают приднестровские эксперты – это может быть вплоть до «выхода Тирасполя из переговорного процесса с Кишиневом". Глава государства ПМР по этому поводу вполне официально заявил, что возможные негативные последствия решения Кишинева могут напрямую отразиться и на судьбе переговорного процесса. «Не могут идти переговоры под экономическим, силовым или любым другим давлением, – сказал Игорь Смирнов. - Решение молдавских властей - это попытка посягнуть на приднестровскую собственность. Какие после этого могут быть переговоры?" – сделал заключение наш президент.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |