Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
05.02.2006. ИА REGNUM
Виталий Андриевский
Гагаузия или иначе Гагауз-Ери (Земля Гагаузия) располагается в южной части Республики Молдова. Всего в Молдове, согласно результатам последнее переписи населения, насчитывается около 150.000 гагаузов, большая часть из которых проживает на территории Гагаузской Автономии.
Гагаузы переселились в Южную Бесарабию сравнительно недавно, в начале 19 века из юго-восточных регионов Болгарии. С этнической точки зрения, гагаузы имеют смешанное тюркско-славянское происхождение. Большинство гагаузов исповедуют православие. Гагаузский язык принадлежит к тюркской языковой группе и весьма близок к турецкому. Однако, надо отметить, что гагаузы в настоящее время более часто и активно использует русский язык, которым практически все они владеют.
Общий кризис социальной и политической системы СССР в конце 1980-х - начале 1990-х годов создал благоприятные возможности для возрождения и активизации национального самосознания гагаузов. 19 августа 1990 года по инициативе лидеров национального движения Гагаузии была провозглашена Республика Гагаузия. Осенью 1990 года гагаузы избрали свою собственную Верховную Республиканскую Власть, которая установила самые тесные отношения с Приднестровьем. В Гагаузии были созданы свои национальные отряды милиции, установлены контрольные посты на главных въездах в регион.
Верховный Совет Молдавии, обеспокоенный происходящим, немедленно провозгласил все действия гагаузов "незаконными", после чего гагаузско-молдавские отношения сильно ухудшились. Власти Молдавии обвинили гагаузов в "пророссийских симпатиях". Гагаузы, в свою очередь, крайне насторожено отнеслись к тогдашней, откровенно прорумынской и антироссийской ориентации официального Кишинева. Правительство известного своими унионистскими настроениями и поддерживаемого Народным фронтом премьер-министра Молдавии Мирчи Друка сформировало отряды волонтеров для отправки на юг, однако, ввиду активных протестов Тирасполя, Москвы и Анкары до кровопролития дело, к счастью, не дошло.
В 1994 году после поражения на парламентских выборах Народного фронта Молдовы, отношения между конфликтующими сторонами несколько улучшились. В декабре 1994 года новый Парламент Молдовы, в котором большинство принадлежало АДПМ и "Социалистическому Единству", принял закон, касающийся легализации статуса населённых пунктов с преобладающим гагаузским населением. Таким образом, гагаузам вполне мирным путем удалось всё-таки получить статус "автономного территориального образования" (АТО), правда, весьма ограниченного в правах, в составе Республики Молдова. Закон "Об особом правовом статусе АТО Гагауз Ери" предусматривал избрание Народного Собрания Гагаузии и Башкана (главы) гагаузкой автономии.
Сегодня Гагаузия вновь переживает очень сложный этап своего исторического развития. По сравнению с 1994 годом на 7,5% сократилась численность её населения. Около 12 тысяч гагаузов находятся на заработках в других странах. Это официальная статистика, на самом же деле эта цифра гораздо выше. На 43,3% в автономии сократилось количество работающих. На 21,8% сократилась рождаемость на фоне все увеличивающейся смертности. Продолжает деградировать сельское хозяйство. Растут цены на продукты питания. Власть - и центральная, и местная - потеряла контроль над ситуацией. Если местная власть автономии что-то и делает, то, по мнению независимых экспертов, эти действия заключаются лишь в разворовывании бюджетных денег. Власть края погрязла в коррупции и своим административным вмешательством не помогает, а лишь мешает работать экономическим агентам.
Всё говорит о том, что ситуация в регионе окончательно дестабилизировалась. Гагаузское сообщество разделилось на три части. Одна его часть группируется вокруг действующей администрации автономии и башкана Георгия Табунщика, ставленника кишиневской команды президента Молдовы Владимира Воронина. Её, впрочем, даже нельзя назвать "партией власти", так как в Гагаузии, как и по всей Молдове, коммунисты практически не оказывают никакого влияния на экономические и социальные процессы, на формирование внутренней и внешней политики, хотя формально считается, что власть принадлежит "правящей партии" - ПКРМ. Если в Молдове вся власть принадлежит президенту Владимиру Воронину, то в Гагаузии - его наместнику, башкану Гагауз-Ери Георгию Табунщику.
Главная задача Г.Табунщика и его команды - это сохранение власти в своих руках. Любой ценой и любыми способами. Поэтому окружение Табунщика и родило проект, по которому башкан должен был избираться не всем народом, а, как это сейчас происходит в Молдове, лишь голосами депутатов Народного собрания. Любопытно, что "тайная вечеря", на которой обсуждался этот вопрос, была проведена в лесу, подальше от глаз гагаузской общественности, что дало повод оппозиции нынешней власти говорить о "карболийском (по названию леса) заговоре".
Однако этот вариант, по крайней мере, на этот раз, не прошел. Оппозиция дала понять, что она готова на любые меры, чтобы не дать нынешним законодателям закулисно решить проблему выбора башкана автономии. С этой позицией вынуждены были считаться не только власти Гагаузии, но и сам президент Молдовы. Владимир Воронин заявил, что изменения в законодательство Гагаузии необходимо вносить только путем проведения референдума. Однако, хорошо зная, каков характер взаимоотношений сегодня между народом Гагаузии и местной администрацией, можно с уверенностью утверждать, что никакого референдума не будет. Комментируя ситуацию с выборами башкана, оппозиционная гагаузская пресса писала: "Самым значимым событием третьей декады и в целом прошедшего года можно смело считать то, что народ Гагаузии доказал: он не мамалыга, которая не взрывается. Надо отдать должное и гагаузской оппозиции, которая, в отличие от молдавской, смогла отбросить в сторону внутренние разногласия ради общих целей и будущего автономии, в интересах всего населения".
Дни единоличного правления Табунщика сочтены, его время безвозвратно уходит и, с огромной долей вероятности, можно прогнозировать, что вместе с ним уйдет и его "коммунистическая команда". Голосование в марте прошлого года в Гагаузии во время общемолдавских парламентских выборов, когда коммунисты проиграли оппозиции, набрав всего около 30% голосов (на выборах 2001 года у них было более 80%!), показывает, что Гагаузия вышла из "красного пояса". Вероятно, навсегда. Надо отметить, что одной из главных причин того, что гагаузы не голосовали за коммунистов на выборах, является откровенно антироссийский курс молдавской власти после ноября 2003 года. В Гагаузии очень сильны пророссийские настроения, и это самым непосредственным образом отразилось на результатах голосования местного электората.
Вторая часть - это умеренная оппозиция. Её еще называют "объединенной оппозицией". Эта оппозиция представляет собой уникальное явление не только для самой Гагаузии и Молдовы, но и для других стран. В нее вошли все те, кто не приемлет нынешний правящий режим в Кишиневе и в Комрате. Она себя не делит на левых и правых, не обращает внимания на то, кто и в какие молдавские партии входит, несмотря на то, что эти партии на общемолдавской арене зачастую ведут между собой ожесточенные политические и идеологические войны. Лидер этой оппозиции - авторитетный и популярный мэр города Чадыр-Лунга Михаил Формузал, а организационно она объединились в общественном движении "Единая Гагаузия".
Власти автономии при поддержке официального Кишинева не оставляют попыток окончательно дискредитировать в глазах гагаузского сообщества Михаила Формузала, которого многие политические наблюдатели называют главным претендентом на пост башкана на предстоящих осенью выборах. Против чадыр-лунгского мэра уже возбуждено восемь (!) уголовных дел. Все в Молдове понимают, что все эти дела - это "плод фантазий" гагаузской власти, ибо, на самом деле, - это откровенное политическое преследование ведущего лидера оппозиции, но останавливать репрессивную машину ни кишиневские, ни комратские власти не собираются. Главная их цель - не допустить Михаила Формузала к выборам, так как сегодня у власти нет своего собственного кандидата, который мог бы его победить в честной электоральной борьбе.
Какие же цели ставят перед собой Михаил Формузал и команда его единомышленников? В первую очередь, это скорейший вывод Гагаузии из социально-экономического кризиса. Предполагается предложить и реализовать эффективную программу привлечение в регион иностранных инвестиций, расширить участие Гагаузии в различных международных проектах, снизить факторы грубого административного воздействия на бизнес-среду и производственный сектор, модернизировать инфрастуктуру. Вторая задача - это повышения эффективности управления автономии, что предусматривает реорганизацию административного аппарата управления и его значительное сокращение.
Михаил Формузал в силу разных причин (восемь уголовных дел, возбужденных против него властью, заставляют быть острожным), намеренно обходит в своих статьях и выступлениях политические вопросы, но можно предполагать, что, в случае своего избрания башканом, он будет активно защищать автономный статус Гагаузии и добиваться расширения полномочий региона, особенно в экономической сфере, а также добиваться усиления "восточного" пророссийского вектора внешней политики. В то же время, надо отметить, что Михаил Формузал из тех политиков, кто активно поддерживает государственность Республики Молдова и видит будущее своего края в составе единой Молдовы.
Тем не менее, построив всю свою политику на работе лишь с лично преданными ему людьми, нынешнее высшее руководство Молдовы делает все возможное, чтобы не допустить Михаила Формузала и его команду к власти в автономии. Однако, если эти усилия увенчаются успехом, то официальный Кишинев может попасть в ту же сложную ситуацию, которая уже была в стране в начале 90-х годов с Приднестровьем. Не пойдя на уступки нынешней умеренной оппозиции, кишиневская власть может своими руками привести в Гагаузии к власти радикальную оппозицию.
Это и есть третья часть гагаузского общества. К этой части эксперты относят первое поколение гагаузских политиков. В их числе: Иван Бургуджи, Михаил Кендигелян, Семён Топал, Георгий Стоматов, Леонид и Федор Добровы. С их именами связаны первые общественно-политические радикальные организации Гагаузии - "Бирлик", "Гагауз Халкы", "Миллет Санжысы", "Ватан". Во многом, благодаря именно их усилиям, Гагаузия стала автономией. Если команде Табунщика удастся убрать с политической арены Формузала и "Единую Гагаузию", а сделать это возможно только через репрессии, то народ может вновь повернуться к радикально настроенным политикам края. Нетрудно предугадать лозунги, с которыми радикалы пойдут на выборы. Вначале речь пойдет о федерации, в которой Гагаузия должна стать равным партнером Молдове и Приднестровью, а в дальнейшем нельзя исключать и выдвижения лозунга "За независимую Гагаузию!"
Гагаузия вновь стоит на перепутье. Реальны три возможных сценария развития ситуации. Первый: Кишиневская власть жестоко подавит оппозицию и насильно, "на штыках", посадит на пост башкана, сфальсифицировав выборы, очередного своего наместника. Однако долго такая ситуация продолжаться не будет. Народ Гагаузии непременно поднимется и свергнет марионеток. Результатом этого может стать приход к власти в крае радикальных оппозиционеров.
Тогда реализуется второй сценарий, который может привести к выходу Гагаузии из состава Молдовы. Однако возможен и благоприятный сценарий развития региона. Кишиневская власть прекратит давление на Гагаузию. Гагаузской оппозиции будут даны твёрдые гарантии, что выборы Башкана и Народного Собрания будут легитимными, а Кишинев не будет применять в их процессе свой административный ресурс. Будут прекращены гонения на гагаузских политических и общественных деятелей. Начнутся расследования по нарушениям законности, допущенным нынешней гагаузской властью, его результаты будут доведены до сведения общественности. Только от самого официального Кишинева зависит сегодня, станет ли Гагаузия новой горячей точкой на политической карте Молдовы, или же возобладают взвешенные, разумные подходы, и кризис, который имеет сегодня место в автономии, будет разрешен демократическими методами с учетом интересов всего народа Гагаузии и молдавской государственности. Хотелось бы, конечно, надеяться на лучшее.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |