Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
08.02.2006. Политком Ру
Сергей Михеев
Назначение нового посла Казахстана в России демонстрирует снижение интереса Астаны к отношениям с Москвой после того, как Россия выполнила свою роль, поддержав Нурсултана Назарбаева на очередных выборах и подписав исторический договор о границах. Это одно из первых реальных подтверждений давно ходивших слухов о том, что после выборов внешняя политика Казахстана качнется в сторону Запада.
1 февраля 2006 года назначен новый посол Казахстана в России. Это случилось сразу после окончания саммита ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге, который стал заключительным аккордом в работе бывшего казахстанского посла Крымбека Кушербаева. Он был назначен послом в Россию в 2003 году. Для многих это назначение казалось понижением в должности. Ведь Кушербаев занимал достаточно значимое место в казахстанской политической элите.
Он родился в 1955 году. Окончил Казахский политехнический институт по специальности инженер-строитель. Доктор наук. Много лет возглавлял министерства, курирующие вопросы образования, культуры, здравоохранения, спорта, науки. Работал в аппарате кабинета министров РК и заместителем руководителя аппарата правительства РК. Был пресс-секретарем и руководителем пресс-службы Президента РК. В 2000-2003 годах был акимом (губернатором) Западно-Казахстанской области (регион, богатый газом). На этой должности в том числе тесно работал с российской стороной, так как область граничит с Россией, а казахстанский газ из этого региона перерабатывается на предприятиях "Газпрома". С 2003 года - Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Российской Федерации, с мая 2004 года - Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Республике Армения, Финляндской Республике по совместительству.
Однако на самом деле Кушербаева отнюдь не понизили, а бросили на весьма важный участок работы в преддверии президентских выборов 2005 года. Для Назарбаева эти выборы, скорее всего, стали последними в его долгой политической карьере. Крайне важно было обеспечить их успешное проведение. Особенно на фоне "цветных революций" в некоторых постсоветских странах. Было совершенно очевидно, что однозначная поддержка со стороны России является одним из основных условий успеха. Это было важно как минимум по трем причинам. Во-первых, с точки зрения отношений с Западом по вопросу о возможной реализации в Казахстане "цветного" сценария. Во-вторых, с точки зрения симпатий русского населения Казахстана, которое в итоге вошло в костяк наиболее лояльного электората, поддержавшего Назарбаева. В русских регионах у штабов Назарбаева не было практически никаких проблем. Оппозиция в основном опиралась и опирается сейчас на южных казахов. В-третьих, позиция России вкупе с аналогичной позицией Китая как двух великих соседей Казахстана в принципе играла для противников Назарбаева отрезвляющую роль и сдерживала их активность.
С вопросом выборов увязывалась и проблема подписания договора о границах, который для Казахстана имеет действительно историческое значение. Этот договор закрепляет новую независимую казахстанскую государственность в столь обширных границах, в которых она не существовала никогда ранее. Кроме того, окончательно решился и вопрос о северных и восточных областях Казахстана, которые многими в России считались спорными территориями. Доля славянского населения в этих регионах исторически очень велика. На момент распада СССР славян здесь было значительно больше казахов. Не секрет, что в начале-середине 90-х именно здесь базировалась и русскоязычная оппозиция Назарбаеву, впоследствии разгромленная не без помощи из Москвы. Подписание договора о границе стало одной из ключевых тем избирательной кампании Назарбаева осенью 2005 года. Такой подарок Кремля сыграл заметную роль в масштабной пиар-кампании казахов, выходящей за рамки выборов, по поводу того, что Казахстан вышел на принципиально новый уровень позиционирования в мире.
По крайней мере, эти два направления, несомненно, были в числе наиболее приоритетных задач работы Кушербаева в России. В том числе для этого Кушербаев, не имевший ранее опыта дипломатической службы, был направлен в Москву. Надо сказать, что он развил бешеную активность, изрядно утомив этим значительную часть российской элиты. Конечно, роль посла не стоит преувеличивать, но так или иначе поставленные цели были достигнуты, после чего Кушербаев получил назначение на весьма "хлебный" пост акима (губернатора) Мангистауской области.
В неформальной казахстанской политической иерархии такое назначение считается повышением, и его можно расценивать как награду за успехи, достигнутые в Москве. Мангистауская область богата нефтью. Кроме того, сейчас в самом Мангистау (бывший Шевченко) разворачивается масштабный проект модернизации морского порта, через который планируется наладить поток танкерных перевозок через Каспий для закачки казахстанской нефти в известный трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан в обход российской трубопроводной системы. Таким образом, место областного Акима - это весьма перспективное и прибыльное назначение.
Впрочем, говорят, что завершение бурной деятельности Кушербаева в Москве не обошлось без неприятных сюрпризов для многих его российских партнеров. Посол инициировал массу совместных проектов и всевозможных заказов, ко многим из которых внезапно потеряв интерес, как только стало известно о его новом назначении. По слухам, теперь казахстанское посольство осаждают печальные ходоки, безуспешно пытающиеся вытрясти причитающиеся им гонорары и робко интересующиеся о судьбе так громко начинавшихся проектов. К сожалению, такой стиль работы характерен для многих чиновников как в Казахстане, так и на постсоветском пространстве в целом. Можно было бы на это не обращать внимания, если бы нередко мелкие личные обиды не становились в итоге причинами заметно более крупных политических или экономических последствий.
Так или иначе, но Кушербаев покинул Россию, а на его место назначен Жансеит Туймебаев. С 1999 года по 1 февраля года нынешнего он являлся шефом Протокола президента Республики Казахстан. До этого занимался научной и преподавательской деятельностью. Распад Союза встретил в должности доцента Казахстанского госуниверситета. Правда, с 1993 года Туймебаев работал в системе казахстанского МИДа, а затем недолго в посольстве РК в Турции, но отнюдь не на ведущих должностях. Судя по биографии нового посла, он не имел опыта управленческой деятельности на крупных государственных постах и не руководил экономикой. Кроме того, он никогда не занимался вопросом отношений с Россией и, вероятно, только сейчас будет входить в курс дел на новом направлении работы, столь отличающемся от работы шефа протокола, которой он занимался последние семь лет.
Новому послу можно искренне пожелать успехов, но при всем уважении к нему, вне всякого сомнения, по сравнению с Кушербаевым можно говорить о явном снижении статуса посла Казахстана в России. Оно и понятно – стратегические задачи выполнены, и в ближайшие годы такой жизненной надобности в горячей дружбе с Москвой у Астаны уже нет. По всей видимости, это только первое из ряда предстоящих событий, которые подтвердят ходившие еще летом и осенью в Астане слухи о том, что после выборов пророссийский вектор во внешней политике Казахстана ослабнет и значительно усилится вектор прозападный.
В принципе это было бы логично предположить. Казахстан, как и все постсоветские страны, лавирует между Западом и Россией, пытаясь усидеть на двух стульях, а заодно извлекая из этого свою выгоду. Первые признаки поворота также можно было разглядеть и в визитах в Астану высокопоставленных американцев в период избирательной кампании осенью 2005 года. Не исключено, что там обсуждались и вопросы внешнеполитических приоритетов Казахстана. С точки зрения Астаны, такое балансирование, прикрытое пропагандистской завесой, является залогом непотопляемости. Интересно, что на Западе казахи пытаются вести не менее интенсивную пиар-кампанию, чем в России, пытаясь убедить уже западную общественность в том, что Казахстан однозначно ориентируется на западные демократии. К примеру, казахи регулярно выкупают целые полосы (правда, на правах рекламы) в "Вашингтон пост" и других авторитетных западных изданиях.
Такое балансирование, несомненно, соответствует о внешнеэкономических интересах Казахстана, который, несмотря на все свое декларируемое расположение к России, объективно заинтересован в снижении своей зависимости от российских транспортных систем, и в первую очередь от наших трубопроводов. По крайней мере, интересам Казахстана отвечает диверсификация путей доставки своего главного экспортного продукта (нефти и газа) зарубежным покупателям. И в этом смысле совершенно не случайными были недавние встречи Назарбаева с руководством "цветных" Украины и Грузии, несмотря на явное несоответствие политических взглядов столь разных режимов. Теперь, когда от России Казахстан получил, все, что он хотел, самое время вспомнить о тех, кто не без успеха претендует на роль управляющих современного мира.
Возможно, и в Москве все это отлично понимали и предвидели. Однако в любом случае намечающийся поворот Астаны должен еще раз показать нам, что к любым заверениям в вечной дружбе надо относиться очень осторожно и поверять их в первую очередь реальными делами. Пиар не должен подменять действительность, а дорогие подарки в политике стоит делать только в том случае, если есть основания ожидать соответствующей отдачи. В последние годы нетрудно было заметить, что политика примитивной купли-продажи разных лидеров на постсоветском пространстве сталкивается, мягко говоря, с большими проблемами.
Впрочем, не стоит и сгущать краски. Все-таки пророссийский вектор в казахстанской внешней политике не может совсем зачахнуть по чисто геополитическим причинам. Огромному, но малонаселенному Казахстану, подпираемому с юга и востока не всегда дружественными, но всегда очень непростыми соседями, не обойтись без России. Причем ближайшее обострение дружеских чувств может быть не за горами. Назарбаев в любом случае в ближайшие семь лет (а, возможно, и раньше) должен решить вопрос о передаче власти каким-либо преемникам. С большой вероятностью можно предположить, что этот процесс может сопровождаться обострением внутриполитической борьбы и усилением внешнеполитического давления с самых разных сторон. В этой ситуации Астане вновь понадобится надежный северный союзник, которого бывает так легко убедить в вечной дружбе. Да и объективно говоря, исторически так сложилось, что казахам гораздо проще найти общий язык с русскими, чем с кем-либо еще.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |