Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Российские вести 01 - 08 февраля 2006
Вячеслав Николаев
"После развала Советского Союза Центральная Азия быстро превратилась в арену сражений различных геополитических сил. С юга на регион давили исламские радикалы, обозначил свое присутствие Запад, в первую очередь, США. Сохранила свое традиционное влияние и Россия. Романтические мечты некоторых лидеров государств этого региона, что им удастся самостоятельно прорваться в XXI век, улетучились как эфир. Нужно было делать непростой, но исторический выбор. Президенту Узбекистана Исламу Каримову не пришлось "наступать на свою песню". Опытнейший государственный деятель, блестяще знающий Россию и ее нынешние реальные геополитические возможности, он решил не искушать судьбу и стать партнером России, ее стратегическим союзником и таким образом выиграть будущее для своей страны."
Идя навстречу друг другу
Радикальный ислам, даже после появления в Афганистане войск США и их западных союзников, продолжает оставаться мощной политико-религиозной силой. Пояс нестабильности ныне охватывает огромное геополитическое пространство - от Морокко до Синьдзяна, от Сомали до Филиппин. Он захватил и Центральную Азию - Узбекистан, Киргизию и Таджикистан. Поэтому для аналитиков было очевидно, что рано или поздно именно на этом плацдарме могут развернуться самые драматические сюжеты борьбы исламского экстремизма с так называемыми светскими режимами. Идея создания "большого халифата" уже давно витает в воздухе. Только проблема заключалась в том, как поведут себя в такой ситуации активно действующие внешние игроки: поддержат нынешние светские режимы в Центральной Азии или будут способствовать их ослаблению, чтобы позже выступить в роли "третейского судьи".
Для Запада исламизация региона могла дать только повод для более активного вмешательства в ход событий и возможность для широчайшего геополитического маневра. Россия, у которой буквально под носом случилась бы нешуточная битва, рисковала многим. Поэтому она поддерживала режим президента Узбекистана Ислама Каримова, ведущего борьбу против исламского экстремизма уже на своей собственной территории.
Странным образом вели себя США. Получив возможность иметь в Узбекистане военную базу в рамках международных антитеррористических соглашений в связи с ведением боевых действий в Афганистане, они поспешили выступить с лозунгом так называемой "демократизации государств региона", что на практике означало начало процесса "цветных революций". В Киргизии такой сценарий сработал, но не совсем так, как желали в Вашингтоне. В Узбекистане вообще дело дошло до вооруженного противостояния. Речь идет об известных событиях в Андижане.
Президент Ислам Каримов дал им следующую официальную оценку. Было объявлено, что правительственные силы столкнулись с сопротивлением исламских радикалов, а сами столкновения названы дерзким терактом. В то же время Ташкент высказался против международного расследования, что вызвало резкую реакцию Запада. Он напомнил, что в Узбекистане есть представительства ОБСЕ, ООН. Более того, президент Узбекистана тогда отметил: "Мы считаем, что ООН - это единственная организация, которая может участвовать в любых расследованиях в любой стране и выносить свои решения".
Для расследования теракта была создана оперативная группа из числа сотрудников МВД, НСБ и прокуратуры. "Весь сценарий андижанских событий был тщательно подготовлен, оружие было завезено из-за пределов Узбекистана до начала нападения", - сделала заключения прокуратура. Президент Узбекистана также заявил, что к событиям в Андижане были причастны исламские радикалы: "Убежден, все, что произошло в Андижане, не обошлось без серьезной подготовки и того опыта, который боевики накопили в Афганистане и других "горячих точках". Президент Каримов напомнил, что Ферганская долина - это регион, откуда вышли лидеры исламских радикалов, в том числе Тахир Юлдашев и Джума Намангани. Поэтому все попытки дестабилизировать ситуацию в этом регионе без их вмешательства не обходятся.
Событиям в Андижане предшествовал политический инцидент в Москве, на празднествах по случаю дня Победы, куда был приглашен и президент Узбекистана Ислам Каримов, рассказывал один из лидеров узбекской оппозиции Бахадур Рахмонов. По его словам, это якобы явилось одним из определяющих звеньев в цепи последующих событий. В Москве после парада Победы предстояла встреча Каримова с американским президентом Джорджем Бушем. Узбекской стороной был подготовлен целый пакет предложений, который если бы и не был принят, то хотя бы прояснил ситуацию. Однако американский президент демонстративно отказался от встречи с Каримовым и даже не пожелал поздороваться ним.
Так ли это было или нет, сказать сегодня трудно. Но фактом является то, что Москве удалось предупредить президента Узбекистана о грядущих событиях в Андижане, и Ташкент успел вовремя эффективно среагировать. Да и сам Рахмонов позже признал, что на сей раз в Узбекистане проявил себя так называемый "внешний фактор". Речь шла о Западе в целом, и в первую очередь США.
В данном случае загадочным остается другой сюжет. Запад, если судить по последующей его реакции и публикациям в СМИ, был информирован о готовящемся "андижанском кризисе" и, несмотря на свое "стратегическое сотрудничество" с Ташкентом в борьбе с международным терроризмом, сделал вид, что ничего не происходит. Он пожелал застать Ислама Каримова врасплох.
Представим себе, что замысел террористов удался. Вероятно, тогда в Ташкенте пришла бы к власти выпестованная Западом так называемая "либеральная оппозиция". Но ей вряд ли бы удалось надолго удержать власть. И тогда начался бы процесс исламизации всего региона в самой непосредственной близости от границ России. Неужели именно такого хода развития событий добивался Джордж Буш со своей командой? Поэтому, когда Президент Ислам Каримов попросил американских военных убраться со своей территории, многие в Вашингтоне расценили эту акцию как провал своей политики в Центральной Азии. Внешнеполитические реверансы, предпринятые в то время Москвой и Западом, - всего лишь дань дипломатическому этикету и не меняют оценки событий.
Количество переходит в качество
Вскоре в печати появились сообщения со ссылкой на "высокопоставленный источник" в Кремле о том, что Россия намерена кардинально изменить свою политику на пространстве Содружества, и это касается не только и не столько ее отношений со странами СНГ, сколько с США и государствами Евросоюза. Суть нового направления политики заключается в том, чтобы отношения Москвы с Вашингтоном и европейскими структурами на территории бывшего СССР приобрели цивилизованный характер. У нас хватит терпения, говорил "источник", чтобы объяснить своим партнерам по СНГ, что Москва не собирается восстанавливать советскую империю. Так выбивался один из серьезных аргументов у Запада, начавшего квалифицировать политику Москвы на постсоветском пространстве как "реанимацию империи".
А дальше последовали уже хорошо прогнозируемые шаги Ташкента. 25 января нынешего года он подписал соглашение о своем вступлении в ЕврАзЭС. По оценке многих аналитиков, это стало логичным продолжением той смены геополитической ориентации, которая произошла еще в мае 2005 года при подавлении мятежа в Андижане и попытке давления на Узбекистан сначала со стороны Евросоюза, а потом и США. Тогда западные страны, по большому счету, не оставили Узбекистану иного выбора, кроме как возобновить отношения с государствами, которые исторически являлись его партнерами, и искать у них поддержки. Это касается не только России, но и ближайших соседей Узбекистана в Средней Азии. По сути, ЕС и Госдепартамент США вытолкнули Узбекистан в ЕврАзЭС, и винить в этом геополитическом проигрыше им следует только самих себя.
Россия в данном случае, безусловно, усиливает свои позиции, и включение Узбекистана в ЕврАзЭС - это еще один последовательный шаг в укреплении нашего влияния в Центральной Азии. В постсоветской Азии на данный момент существуют два ведущих государства - Казахстан и Узбекистан. Туркмения, несмотря на ее газовые запасы, и тем более горные республики Таджикистан и Киргизия являются все-таки партнерами второго плана. Они менее интересны в экономическом плане и с геополитической точки зрения имеют гораздо меньшее значение. Хотя, конечно же, сотрудничество с ними также необходимо. Узбекистан - это второе "плечо" Центральной Азии, и с учетом того, что Казахстан исторически является достаточно надежным партнером России, поворот во внешней политике Узбекистана, в которой раньше присутствовала и антироссийская риторика, можно рассматривать как несомненный успех и расширение поля для маневров российской политики и бизнеса.
После подписания в конце прошлого года союзного договора между Москвой и Ташкентом и особенно теперь, после вступления Узбекистана в ЕврАзЭС, для крупного российского бизнеса в этой стране открываются достаточно широкие перспективы. Произошедшее можно также рассматривать и как следствие переориентации российской власти в подходах к внешнеполитическим вопросам. Теперь во внешней политике России преобладает прагматический подход. Сейчас и "Газпром", и "ЛУКОЙЛ", и "Русский алюминий", и крупные российские предприятия, работающие в области пищевой промышленности, получают очень серьезные возможности для укрепления на большом и достаточно емком узбекском рынке. И хотя покупательная способность населения этой страны пока довольно низкая, Узбекистан - это половина населения постсоветской Азии. В Казахстане сейчас проживают немногим более 15 млн. человек, а в Узбекистане уже на данный момент - более 26 млн., и, согласно прогнозам, к 2030 году его население увеличится до 50 млн. человек. Если Узбекистан сможет изменить свое экономическое законодательство и сделать его более приспособленным к сотрудничеству в рамках ЕврАзЭС, а такое стремление, совершенно очевидно, у узбекского руководства присутствует, то Россия сможет вывести на новый уровень экономическое сотрудничество между двумя странами. И речь идет не только, конечно, об экономике. Как бы то ни было, Исламу Каримову теперь становится спокойнее и дальше вести вперед Узбекистан. Вместе с Россией.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |