Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
07.02.2006 Белый Пароход (Киргизия)
Азамат Тынаев
Пятничное обращение президента к членам парламента недвусмысленно показало: кто-то должен отступить. Достаточно агрессивно-наступательный тон оратора, без малейшего намека на самокритику, не оставляет сомнений в том, что это предлагается сделать оппозиционно настроенной части депутатского корпуса. И в этом смысле, речь президента, может быть, не самое лучшее решение. С депутатами, оппозиционность которых объясняется только желанием покрасоваться перед телекамерами в надежде повысить свой рейтинг, поскольку других способов утвердить свою популярность у них попросту нет, можно было бы договориться по-другому. А вот "идейных" парламентариев, желающих сокрушить в Кыргызстане президентскую форму правления, просто так на испуг не возьмешь. А вот раззадорить и вызвать обратную реакцию – запросто.
ЛУЧШЕ ПЛОХОЙ МИР, ЧЕМ ХОРОШАЯ ВОЙНА
Недаром спикер Омурбек Текебаев всячески предостерегал своих единомышленников от скоропалительных комментариев. Политическая месть – это блюдо, которое принято подавать холодным. "Наш ответ Чемберлену" по-парламентски ожидается недели через две. Нет сомнений в том, что это будет программный обличительный документ, в котором будут воедино собраны все доказательства неэффективной деятельности нынешней президентской администрации. Не исключено, что в результате в там полетят некоторые головы, ибо недостатков и упущений в ее работе действительно не счесть, и президент будет просто обязан принести политические жертвы – таковы законы жанра.
Вопрос в том, что взамен потребует президент? Ответить кадровой рокировкой парламент просто не может – никто ведь не сдаст своего мандата, чтобы превратиться в политического ссыльного. Значит, будут нужны уступки в идеологических позициях. Сделать это проще простого. Необходимо лишь отказаться от намерения провести в этом году референдума по вопросу государственного правления. Что примечательно, еще неизвестно, кто от этого выиграет больше. При всем уважении к главному стороннику парламентской формы Кубатбеку Байболову, не факт, что народ обязательно предпочтет его вариант. Нельзя сбрасывать со счетов и пресловутый административный ресурс, способный показать даже стопроцентное желание всех кыргызстанцев завтра же переселиться на Марс.
Жогорку Кенеш слишком уязвим еще по одному параметру. Львиная доля его членов состоит из вчерашних высокопоставленных государственных чиновников, которым не надо объяснять, что есть высшая государственная необходимость. А если эфемерные словеса будут подкреплены чем-то более осязательным, то президентскому лагерю не составит труда убедить большинство парламента, что сохранение президентского правления – и есть та самая необходимость. В конце концов, депутаты - тоже люди, и их может напугать волна насилия, поднимающегося в республике.
Весьма кстати появилось и сообщение о докладе директора Национальной разведслужбы США Джона Негропонте. Его квинтэссенция – предупреждение о возможных переворотах в странах Средней Азии в результате борьбы кланов за власть. Среднеазиатскими странами принято называть Туркмению, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан, то есть всю Центральную Азию за исключением Казахстана. Нетрудно догадаться, что самым слабым звеном здесь является Кыргызстан, потому что жесткий авторитаризм Ислама Каримова и Эмомали Рахмонова, не говоря уже о тоталитарном строе Туркменбаши, не позволяют говорить об угрозе переворота в их странах в ближайшее время.
НЕ БУДИТЕ СПЯЩУЮ СОБАКУ
Уже не в первый раз мы наблюдаем разногласия между участниками тандема. Последний случай, когда критика премьер-министра со стороны президента была беспрецедентной, опять заставил аналитиков заняться предположениями, когда же союз самых крупных политиков даст окончательную трещину. Хотя, по здравому суждению, такой исход самый нежелательный, поскольку это будет трещиной не только в их взаимоотношениях, но во внутриполитической обстановке вообще. Ситуация, когда Феликс Кулов находится во власти, должна более устраивать даже его недругов, поскольку так с ним в любом случае проще будет договориться. Но если премьер-министр подаст в отставку, то ему одна дорога – в оппозицию, и тогда найти с ним общий язык будет гораздо труднее, если вообще возможно.
При таком варианте загадывать дальнейшее развитие не представляется возможным. Рейтинг популярности Феликса Кулова подобен Фениксу, восстающему из пепла. Он может неожиданно упасть, что сейчас наблюдается, но так же может и стремительно взлететь. Ведь у нас всегда любят гонимых героев. Никто не утверждает, что оказавшись вне стен "Белого дома", ФШК тут же станет собирать под знамена своих многочисленных сторонников и объявит власти политическую вендетту. Но сам факт его отсутствия в высших эшелонах власти сильно ослабит ее позиции, и придаст другим оппонентам Курманбека Бакиева новый импульс для активизации. Существующий расклад сил показывает, что пока ни одна сторона не имеет явного преимущества над другой. И не возникнет ли в будущем ситуация, при сохранении существующего паритета, когда и президент, и его политические противники для выхода из тупика будут вынуждены обратиться к Феликсу Кулову за посредничеством?
Сейчас, когда президент спешно расчищает пространство для своих политических маневров, самым предсказуемым ходом для него было бы создание партии власти. Сначала местные политологи утверждали, что ставка будет сделана на Топчубека Тургуналиева. Однако это было бы слишком примитивно, к тому же в последнее время слишком заметно стремление главы государства взять курс на дистанцирование от наиболее одиозных фигур в своем окружении. Ходят слухи, что в "Белом доме" недавно высадился десант московских политтехнологов, специалистов в области партийного строительства. Ничего нового, что не было бы известно в практической политике, они не предложат. И как ни крути, партия власти таковой и останется, в меру показушной, в меру коррумпированной, в меру дееспособной. Так что сохранению тандема альтернативы нет, поскольку его ресурс жизнеобеспечения почти неисчерпаем.
Единственным слабым звеном в треугольнике президент–премьер-парламент остается кабинет министров. По прошествии времени видно, что выбор главных персонажей исполнительной власти оказался совершенно неудачен. Президент всем министрам с великодушием отпустил один год для демонстрации результатов. Но уже сейчас понятно, что звезд с неба это правительство не хватает, настолько оно не креативно, настолько оно бездарно. Ничего принципиально нового министрами до сих пор не предложено, каждое ведомство действует по инерционной силе, заложенной прежними руководителями. Коррупция в государственных органах продолжает цвести, и руководителями не предпринимаются реальные шаги по ее искоренению. Как долго будет сохраняться нынешнее статус-кво – неизвестно. Может, намеченное на 14 февраля поведение итогов работы правительства за 2005 год принесет какие-то сюрпризы?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |