Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О некоторых тенденциях политико-правового развития СНГ на современном этапе

Андреева Г.Н.

(Продолжение, начало в номере 139 от  февраля 2006 г.)

Советом глав государств–участников СНГ в Казани 26 августа 2005 года было принято Решение о Концепции согласованной пограничной политики государств-участников Содружества Независимых Государств. Этим решением она была утверждена, а Совету командующих Пограничными войсками совместно с заинтересованными органами государств, подписавших Решение, и органами Содружества Независимых Государств поручено подготовить и внести в установленном порядке соответствующие предложения по реализации указанной Концепции. При принятии Решения государства-участники исходили из того, что существующая геополитическая реальность вызывает необходимость тесного объединения усилий государств-участников СНГ в области защиты национальных интересов в экономической, политической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной и иных сферах обеспечения безопасности государств-участников СНГ; на государственных границах государств-участников сосредоточен спектр их государственных и межгосударственных интересов, составляющих основу национальной безопасности каждого из них, обеспечение которой основывается на механизмах коллективного решения ключевых проблем; жизненно важными для государств-участников являются устойчивые и надежные государственные границы, защита и охрана которых представляет собой главное условие, гарантирующее национальную безопасность государств-участников; совместная деятельность в пограничной сфере осуществляется на основе принятой государствами-участниками системы взглядов на согласованную (скоординированную) работу институтов государственной власти, направленную на обеспечение пограничной безопасности.

В документе указывается, что Концепция представляет собой систему официально принятых взглядов на основные направления обеспечения безопасности, а также реализацию национальных интересов в пограничной сфере, развитие и углубление пограничного сотрудничества. Таким образом, анализ положений Концепции позволяет оценить, к насколько тесной интеграции в данной области готовы государства-участники СНГ.

Согласно Концепции согласованная пограничная политика как часть внешней и внутренней политики государств-участников направлена на построение целостной системы обеспечения пограничной безопасности, предупреждения и пресечения посягательств на суверенитет и территориальную целостность государств-участников, охраны и защиты их государственных границ. Стратегической целью согласованной пограничной политики является защита в пограничных пространствах общих и национальных интересов государств-участников, обеспечение безопасности личности, общества и государства.

В Концепции получили отражение главные приоритеты при реализации стратегической цели согласованной пограничной политики:

- сотрудничество в обеспечении надежной безопасности государств-участников, сохранении и укреплении их суверенитета и территориальной целостности;

- принятие совместных мер в соответствии с международными договорами о предотвращении военной опасности, кризисов и конфликтов в пограничных пространствах государств-участников;

- совместное противодействие терроризму и иным проявлениям экстремизма, организованной преступности, незаконной миграции, незаконному обороту наркотиков и прекурсоров и иным современным вызовам и угрозам безопасности;

- создание благоприятных условий социально-экономического подъема приграничных территорий, роста благосостояния и духовного развития населения как важнейшего условия обеспечения национальной безопасности государств-участников;

- сотрудничество в проведении политических, дипломатических, специальных и других акций на государственных границах и приграничных территориях, способствующих укреплению дружественных отношений между государствами.

Защита интересов государств-участников в пограничной сфере предусматривает осуществление комплекса политических, дипломатических, оперативных, военных, режимных, правовых, административных, финансовых, пограничных, правоохранительных, социальных и иных мер. В Концепции особо выделены такие меры, как: международно-правовое оформление государственных границ и обеспечение их неприкосновенности; прогнозирование возможных угроз интересам государств-участников, своевременное выявление, отслеживание и пресечение их эскалации, оперативное доведение объективной информации до субъектов пограничной политики; контроль за соблюдением всеми физическими и юридическими лицами непосредственно на государственных границах и в пограничных пространствах установленных законами режимных норм, правил, требований, принятых обязательств в соответствии с интересами государств-участников.

Согласованная пограничная политика государств-участников осуществляется в пограничных пространствах, охватывающих их государственные границы, пункты пропуска через государственные границы и связанные с ними объекты внутри государств, приграничные территории, определяемые национальным законодательством, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории внутренних вод и территориального моря, воздушное пространство, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону.

Субъектами согласованной пограничной политики государств-участников являются их органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, организации и отдельные граждане. Объектами согласованной пограничной политики выступают национальные интересы государств-участников в их пограничном пространстве.

В качестве основных принципов согласованной пограничной политики государств-участников в Концепции заявлены следующие принципы: взаимное уважение суверенитета, равенства и территориальной целостности государств-участников; нерушимость государственных границ и мирное разрешение спорных пограничных вопросов; всестороннее сотрудничество в защите и охране государственных границ государств-участников; уважение прав и свобод человека и гражданина; признание важности совместных решений в вопросах охраны государственных границ, комплексного подхода к реализации и защите государственных интересов в пограничных пространствах государств-участников.

В Концепции подробно перечислены основные задачи согласованной пограничной политики государств-участников, назовем некоторые из них: обеспечение на основе международных договоров и национального законодательства интересов и безопасности государств-участников на их государственных границах и приграничных территориях; гармонизация и унификация национального законодательства по обеспечению пограничной безопасности; осуществление межгосударственного сотрудничества в предотвращении военной опасности, кризисов и конфликтов в пограничных пространствах; обеспечение территориальной целостности и национального суверенитета; совершенствование взаимодействия в охране государственных границ, в том числе проведение совместных командно-штабных и тактических учений пограничных (региональных) управлений, групп войск и соединений пограничных ведомств, вооруженных сил и других воинских формирований, привлекаемых к охране смежных участков государственных границ государств-участников; пресечение терроризма и иных проявлений экстремизм; разработка и осуществление комплексных мероприятий по противодействию разведывательно-подрывной деятельности специальных служб третьих стран на внешних границах государств-участников; предотвращение попыток международной изоляции отдельных государств-участников со стороны определенных иностранных государств и военно-политических блоков; оказание помощи населению приграничных территорий при ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий и другие.

Основными направлениями согласованной пограничной политики государств-участников согласно Концепции являются собственно обеспечение пограничной безопасности государств-участников (создание и совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов власти, отдельных граждан приграничных территорий, а также устанавливающей ответственность за нарушения и ущерб в этой сфере; приоритетное развитие системы обеспечения пограничной безопасности на основе разработки и реализации государственных целевых и комплексных программ; своевременное прогнозирование развития обстановки на государственных границах и в приграничных территориях, организация и совершенствование взаимодействия органов государственной власти и управления, общественных и иных организаций в сфере их деятельности в интересах охраны государственных границ и обеспечения стабильного положения на них, формирование новых подходов к реализации системы комплексной защиты интересов населения приграничных территорий и обеспечения безопасности государственных границ государств-участников с учетом современных вызовов и угроз) и обеспечение национальной и коллективной безопасности государств-участников на государственных границах с другими государствами, а также социально-экономическое развитие приграничных территорий, подъем благосостояния их населения, являющиеся важнейшими факторами поддержания общественной и политической стабильности; осуществление международно-правового оформления государственных границ государств-участников, на принципах взаимного уважения суверенитета и их территориальной целостности, мирного, ненасильственного разрешения пограничных вопросов; развитие государствами-участниками на всех уровнях пограничного сотрудничества, направленного на последовательное углубление координации деятельности и взаимодействия при решении задач обеспечения охраны государственных границ; формирование и развитие системы научных знаний в области пограничной политики, обеспечивающей фундаментальную теоретическую проработку и комплексное решение проблем, связанных с защитой как национальных интересов каждого государства-участника, так и пограничной безопасности всех государств-участников.

Выделены приоритетные задачи исследований в области обеспечения согласованной пограничной политики. К ним отнесены: учет влияния геополитического фактора на защиту национальных интересов государств-участников; разработка политических, социально-экономических, военно-технических, методологических и иных аспектов пограничной безопасности; выработка механизмов и путей мирного решения существующих пограничных проблем.

Раздел III Концепции посвящен взаимным обязательствам государств-участников в области согласованной пограничной политики. В Концепции подчеркнуто значение приоритета партнерства в стратегии и политике национальной безопасности («приоритет партнерства в стратегии и политике национальной безопасности государств-участников позволяет поддерживать необходимую готовность к адекватному парированию и пресечению любых посягательств на национальные интересы».)

В целях дальнейшего развития пограничного сотрудничества в области взаимных обязательств предусмотрено: обеспечение национальной и коллективной безопасности государств-участников на государственных границах; сближение нормативно-правовой базы государств-участников; содействие в развитии деловых добрососедских отношений с сопредельными государствами; совершенствование правовых режимов в пунктах пропуска через государственные границы государств-участников; совершенствование форм и методов сотрудничества государственных структур, участвующих в совместном противодействии терроризму и иным проявлениям экстремизма, организованной преступности, незаконной миграции, незаконному обороту наркотиков и прекурсоров и иным современным вызовам и угрозам безопасности; содействие и оказание взаимной помощи в решении экологических и гуманитарных проблем, предупреждении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; взаимное сотрудничество в совершенствовании материально-технической базы обеспечения безопасности в пограничной сфере.

Намеченная в Концепции широкая программа мер по обеспечению согласованной пограничной политики государств-участников Содружества независимых государств не имеет, однако четкого материально-технического и финансового обеспечения, поскольку в Концепции по этому вопросу содержится только положение общего характера о том, что оно «осуществляется в порядке и на условиях, определяемых государствами-участниками».

Отсутствует четкий и эффективный механизм контроля за реализацией положений Концепции. Согласно Концепции контроль за исполнением решений, принятых в рамках Концепции, осуществляется на национальном уровне государств-участников.

Анализ хода выполнения Концепции и подготовка информации Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества Независимых Государств возложен на Совет командующих Пограничными войсками совместно с Исполнительным комитетом СНГ на основе информации, представляемой государствами-участниками, а также органами Содружества.

Содержащийся в Концепции механизм реализации ее положений предусматривает: выработку согласованных подходов к вопросам обеспечения коллективной и национальной безопасности, пограничной политики и сотрудничества пограничных и иных ведомств государств-участников; разработку целевых государственных (межгосударственных) комплексных программ по формированию систем обеспечения пограничной безопасности на государственных границах государств-участников; выполнение положений международных договоров, межгосударственных программ по пограничным вопросам, заключенных в рамках СНГ; разработку предложений по совершенствованию сотрудничества в материально-техническом обеспечении; укрепление и развитие дружеских связей пограничных ведомств государств-участников, их сотрудничества в области культуры, спорта и ветеранского движения.

В отличие от Концепции согласованной пограничной политики государств-участников Содружества Независимых Государств, рассчитанной на неопределенный срок, Концепция военного сотрудничества государств–участников Содружества Независимых Государств, также утвержденная в Казани 26 августа 2005 года, нацелена на сотрудничество на определенный период, а именно до 2010 г. Реализация Концепции военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств до 2010 года возложена на Совет министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств.

Целью Концепции военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств до 2010 года является расширение и дальнейшее развитие военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств на многосторонней основе. В Концепции указывается, что она «определяет общие взгляды государств-участников СНГ на принципы, основные направления, формы и систему обеспечения развития военного сотрудничества на многосторонней основе через министерства обороны, органы военного управления государств-участников СНГ, а также органы координации и взаимодействия военного сотрудничества Совета министров обороны государств-участников СНГ, осуществляющие свою деятельность на постоянной основе».

Развитие военного сотрудничества государств-участников СНГ в период до 2010 года осуществляется на основе принципов: уважения суверенитета государств-участников СНГ и неукоснительного соблюдения их национального законодательства, принципов и норм международного права; укрепления доверия в военной сфере, координации усилий в соблюдении международных договоренностей в вопросах разоружения и контроля над вооружениями в соответствии с изменениями геостратегической обстановки; координации позиций в решении вопросов сокращения и ограничения вооружений, нераспространения оружия массового поражения и технологий его изготовления; координации усилий в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма; оказания помощи государствам-участникам СНГ при разработке проектов национальных законодательных актов в области борьбы с международным терроризмом; совместного предотвращения и урегулирования конфликтов; устранения возможных противоречий во взаимоотношениях, обеспечения мирного и добрососедского развития государств-участников СНГ.

Намечены основные направления развития военного сотрудничества в военно-политической области, в военной области, в военно-технической области, в военно-научной области, в области миротворческой и антитеррористической деятельности,  в области военно-исторической работы и геральдического обеспечения, в социально-правовой и гуманитарной областях, в области военно-промышленной кооперации и интеграции оборонных предприятий в области экспорта ВВТ. Следует отметить, что в отличие от предыдущей Концепции здесь действительно предусмотрены многочисленные мероприятия, осуществляемые совместно. В их числе отметим: создание единого оборонного пространства в рамках СНГ; совершенствование форм и методов организации и проведения совместных мероприятий оперативной подготовки вооруженных сил государств-участников СНГ; проведение мероприятий по созданию и развитию совместных (объединенных) военных систем (кроме объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ); совершенствование системы совместного боевого дежурства по противовоздушной обороне, управления воздушным движением и контроля за порядком использования воздушного пространства государств-участников СНГ; совершенствование объединенной системы ПВО на основе развития соответствующих национальных систем, объединенных единой системой управления, формирование региональных систем ПВО с переходом от координации применения сил и средств ПВО к управлению ими с единого регионального командного пункта, а также единства требований к боевой готовности, боевой и оперативной подготовке органов управления и войск; взаимодействие в области совершенствования системы информационно-аналитического обеспечения безопасности полетов авиации вооруженных сил государств-участников СНГ; дальнейшее совершенствование объединенной системы ПВО, организация охраны воздушного пространства, управления воздушным движением, контроля за порядком использования воздушного пространства государств-участников СНГ; разработка и реализация совместных научно-технических и исследовательских программ и проектов; создание системы межгосударственной каталогизации предметов снабжения вооруженных сил государств-участников СНГ; оснащение войск и органов управления, выполняющих задачи противовоздушной обороны (контроль за порядком использования воздушного пространства и управление воздушным движением), ВВТ на основе согласованной военно-технической политики; использование единых критериев при оценке боевой готовности ВВТ; использование единых технических нормативных правовых актов при разработке, производстве и ремонте вооружения и техники; совместное использование полигонов вооруженных сил государств-участников СНГ для проведения испытаний образцов ВВТ; создание системы обмена военно-технической информацией; дальнейшую интеграцию в области создания совместных предприятий по ремонту ВВТ, находящихся в эксплуатации в государствах-участниках СНГ, а также центров (лабораторий) для метрологического обеспечения эксплуатации и ремонта ВВТ; участие в осуществлении совместных научно-исследовательских программ и проектов; обеспечение создания совместных военно-научных творческих коллективов на временной и долгосрочной основе; проведение совместных семинаров, научных конференций, рабочих встреч и выставок, изучение по взаимной двусторонней договоренности возможностей участия ученых, экспертов НИО и ВУЗов третьих государств или международных организаций в программах и проектах, реализуемых в данной форме сотрудничества; унификация основополагающих уставных документов вооруженных сил государств-участников СНГ; разработка совместных военно-исторических трудов, подготовка сборников документов и материалов по военно-исторической тематике; создание единого Классификатора и Каталога оборонной продукции, производимой государствами-участниками СНГ; восстановление и развитие военно-промышленной кооперации и интеграции оборонных предприятий государств-участников СНГ, в том числе в области разработки, производства, ремонта, модернизации и последующего технического обслуживания ВВТ; создание межгосударственных финансово-промышленных групп по разработке, производству, ремонту и техническому обслуживанию ВВТ; привлечение научного потенциала государств-участников СНГ к совместной разработке новых образцов военной техники и техники двойного назначения, военной техники 5 - 6 поколений.

Однако и в этой Концепции нет четкой проработки вопроса об источниках обеспечения этих мероприятий. Материально-техническое, финансовое и иное ресурсное обеспечение совместных мероприятий, направленных на реализацию Концепции, осуществляется заинтересованными государствами-участниками СНГ по договоренности в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах на соответствующие цели, а также за счет внебюджетных источников. Финансирование целевых программ в рамках Концепции осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и финансирования межгосударственных целевых программ Содружества Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 года.

Контроль исполнения решений, принятых в рамках Концепции, военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств до 2010 года, также как и Концепции согласованной пограничной политики государств-участников Содружества Независимых Государств, осуществляется на национальном уровне государств-участников СНГ. Анализ хода выполнения Концепции и подготовка информации Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ возложен на СМО СНГ совместно с Исполнительным комитетом СНГ на основе информации, предоставляемой государствами-участниками СНГ, а также органами Содружества.

Характерно также, что в структуре данной Концепции отсутствует раздел о механизме реализации ее положений (В Концепции согласованной пограничной политики государств-участников Содружества Независимых Государств такой раздел есть: V. «Механизм реализации положений Концепции»). Вместо него включен раздел VI. «Координация выполнения решений о развитии военного сотрудничества».

Положения о координации выполнения решений о развитии военного сотрудничества предусматривают: выработку согласованных подходов к вопросам обеспечения совместной и национальной безопасности государств-участников СНГ; разработку целевых государственных (межгосударственных) комплексных программ по формированию и развитию систем национальной безопасности государств-участников СНГ; выполнение положений международных договоров, межгосударственных программ по вопросам военного сотрудничества государств-участников СНГ; анализ реализации ранее принятых решений о развитии военного сотрудничества на многосторонней основе. Очевидно, что часть из этих положений не имеет прямого отношения к обеспечению координации, а является обязанностью государств-участников (как, например, выполнение положений международных договоров).

(Окончание в номере 142 от 15 марта 2006 г.).

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ