Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
22.02.2006, Маркетинг и Консалтинг
Грузинское руководство ставит под угрозу мирное урегулирование на Кавказе
То, что сегодня происходит в Грузии, точнее в ее властных структурах, даже не истерия. Это театр абсурда. Театр, где главное действующее лицо почему-то все время вздымает руки к небу и беспрестанно кричит, надрывая голосовые связки. А еще сучит ножками и посылает громы и молнии в адрес коварных соседей. По закону жанра вот-вот бабахнет висящее на стене ружье…
Не удивительно, что у таких актеров находятся благодарные почитатели, как когда-то они нашлись у небезызвестного ефрейтора Шикльгрубера, вознамерившегося поставить на колени весь мир. Другое дело, что рано или поздно представление заканчивается, занавес закрывается. И тогда у зомбированного народа наступает отрезвление, появляются вопросы о причинах нищенской жизни и беспросветного существования.
Но пока официальный Тбилиси на «пропагандистском подъеме». 15 февраля состоялось заседание парламента Грузии, на котором была предпринята попытка пересмотреть статус российских миротворцев. Особую озабоченность вызывает заявление председателя Комитета по обороне и национальной безопасности Гиви Таргамадзе, который заявил, что Грузия должна быть готова к войне и выдворить силовым методом оккупационные российские войска со своей территории. Шумиха, поднятая грузинскими законодателями, явно рассчитана на дезинформирование мировой общественности и дискредитацию Российской Федерации в целом и ее Вооруженных Сил.
Более того, как стало известно, грузинские парламентарии, прежде чем принять такое решение, усиленно проводили консультации со своими западными стратегическими партнерами, хотя и не получили одобрения. Что касается цели, то она очевидна: любыми путями привлечь внимание ОБСЕ, ООН, ЕС, НАТО, указать России на якобы неэффективное выполнение миротворческой миссии. И под этим предлогом добиться расширения формата Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Попросту говоря, вышвырнуть российских миротворцев и ввести войска НАТО.
За всем этим уже виден сценарий развития событий по югославскому варианту. Но не все так просто, как могло показаться грузинским парламентариям, принявшим подобное решение с подачи президента Михаила Саакашвили. Дело в том, что Смешанные силы обладают международным мандатом, который выдан ООН.
Лишь эта организация вправе оценивать, насколько эффективно миротворцы выполняют свою миссию в зоне конфликта, и принимать соответствующие решения. Поэтому одного желания грузинской стороны явно недостаточно.
Международное право обязывает россиян находиться в зоне грузино-осетинского конфликта до окончательного его урегулирования. И изменение мандата миротворцев возможно лишь в случае согласия всех конфликтующих сторон. В данном случае позиция Южной Осетии хорошо известна: она категорически против вывода российских миротворцев. Это особо подчеркнул в ходе «круглого стола», состоявшегося в минувшую пятницу в Центральном доме журналиста, депутат Государственной Думы директор института стран СНГ Константин Затулин.
Но если бы только принятием «миротворческого» постановления отличились государевы мужи Грузии на прошлой неделе. Министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава в эфире «Рустави-2» назвал Российскую Федерацию фашистским государством. А это уже, как говорится, удар ниже пояса, непозволительный просто для приличных людей, не говоря о власти предержащих.
Удивительно, но через пару дней как ни в чем не бывало этот самый министр прилетает в Москву и… встречается с официальными лицами. «Скажите, пожалуйста, мы себя уважаем или нет? — задал вопрос залу Затулин. — Если официальное лицо Грузии делает такое заявление, называя нашу страну фашистской, то без извинений оно не может ступить на российскую землю». Значит, никакие российские официальные лица не имеют права от лица государства с ним разговаривать. К сожалению, в Москве сделали вид, что не слышали подобных публичных оскорблений.
Давно уже очевидно: нынешняя государственная власть Грузии — это безответственные с точки зрения интересов безопасности и мира в регионе политики. Они уверовали, что лишь таким путем можно чего-либо добиться от России, приперев ее к стенке. И стенка эта — российские миротворцы в зоне грузино-осетинского конфликта. Но неужели кто-либо сомневается, что если сегодня мы уберем своих миротворцев из Южной Осетии, завтра не возникнет аналогичная ситуация в Абхазии? Хотя в Южной Осетии миротворцы находятся на основе Дагомысских соглашений 1992 г., а в Абхазии — на основе последовавшего потом решения Совета глав государств СНГ.
Нельзя не учитывать и то, что нынешнее руководство Грузии поставлено при прямой поддержке Запада и финансируется Западом. На 2/3 государственный бюджет Грузии состоит из экономической помощи Запада, оттуда же и деньги, которые получают министры, депутаты, президент. Не удивительно, что Грузия не может отвечать за свои слова. Кто за девушку платит — тот ее и танцует. Поэтому разговаривать с этими людьми всерьез на самом деле довольно сложно до тех пор, пока они не получат отпор. А его следует дать, считает Затулин, если нарушается мир в регионе и грозит опасность миротворческому контингенту.
Но как отнестись к тому, что около 100 российских военнослужащих-миротворцев (не говоря уже о мирных жителях Абхазии) погибли только в зоне грузино-абхазского конфликта? Впрочем, есть примеры, как в таких случаях действуют и должны действовать миротворцы в других зонах конфликта. Необходим жесткий ответ. Ничего другого, к сожалению, после всего, что произошло, просто не приходится ожидать.
Кстати, такой отпор однажды уже был продемонстрирован в одном из конфликтов. В Приднестровье в 1992 г. точно так же самовозбуждались молдавские националисты, имевшие дело с «козыревыми и компанией». Они считали, что в России утрачены воля и понимание того, что вообще происходит. И пошли войной на Тирасполь, Бендеры. Но после того как 14-я армия провела артподготовку, там до сего дня не было пролито ни одной капли крови. Урок пошел впрок.
К сожалению, в Грузии забыли и о том, что еще в XVIII веке стоял вопрос: быть ей или не быть. Тогда такого государства, как Грузия в масштабах нынешних границ, не существовало. А были различные царства, порою враждовавшие между собой. Но возник вопрос о существовании не этих царств, а грузинского народа в целом. В 1796 г. пришедший с мусульманского Востока враг взял Тбилиси и вырезал грузинское население, осквернил храмы, город сжег. Единственное, что тогда осталось в нем, так это серные бани. Государственный совет несколько раз решал: принимать Грузию в состав России или нет. Но мольба, просьбы христианского народа перевесили сомнения. И вот через 200 лет вместо благодарности получили упреки в том, что мы , мол, только и ждали, как бы «хапнуть, оккупировать» Грузию.
Конечно, М. Саакашвили может найти себе (уже нашел) покровителей на Западе и в США. Но что их интересует в Грузии? Может, разрушенные сельское хозяйство и промышленность? Стремление поднять благосостояние народа, треть которого фактически живет в РФ и зарабатывает себе здесь на пропитание? Их интересует только то, что Грузия — ворота к нефтеносному Каспийскому морю и Центральной Азии, своеобразный коммуникационный коридор. Не через Россию, Китай или Иран, а через Кавказ можно получить туда доступ. Это и есть единственный товар, которым сегодня приторговывают тут. То есть своим геополитическим положением. И этот торговый интерес совпадает с американским: чтобы нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан ничего не угрожало.
Но тогда какое отношение к этому имеют Южная Осетия, Абхазия, которые находятся в стороне, и где от 80 до 90% жителей — граждане России, имеющие на руках российские паспорта. Эти люди добровольно связали свою будущую судьбу с Россией. Значит, у М. Саакашвили остается лишь один выход: военный реванш. Он сегодня и раскручивается в очередной раз. Вот только мешают этому российские миротворцы. Отсюда искусственное нагнетание военного психоза, российско-грузинский газовый скандал, бесконечные провокации в отношении наших миротворцев…
На фоне деструктивных, недружественных шагов официального Тбилиси и безапелляционной антироссийской риторики Москва по всем каналам тщетно пыталась призвать своего импульсивного южного соседа к порядку. Президент России, Государственная Дума, МИД, Минобороны РФ неоднократно обращали внимание грузинской стороны на необходимость соблюдения норм международного права, дипломатического этикета и правил вежливости в межгосударственных отношениях. Но чем уважительнее подходят к вопросу Кремль и Смоленская площадь, тем наглее и развязнее действуют грузинские политики. Причем тон задают главные грузинские «миротворцы» и «демократы», члены правительства и депутаты Окруашвили, Хаиндрава, Бурджанадзе, Таргамадзе.
Если М. Саакашвили и его окружение маниакально хотят войны с Южной Осетией, то остановить их могут только твердость и сила. Пока же ясно одно: период, когда обстановка в зоне грузино-югоосетинского конфликта сохраняла тенденцию к относительной нормализации, окончен. Более того, недавняя попытка спровоцировать вооруженный инцидент с участием миротворцев, когда к месту обычного ДТП оказались стянутыми 500 грузинских военных в полной боевой амуниции, а потом были захвачены трое российских офицеров, свидетельствует о том, что грузинское руководство взяло курс на обострение отношений и с Россией. Но при этом М. Саакашвили должен помнить об одном: военно-политические последствия таких демаршей могут быть весьма неприятными, и в первую очередь для самой Грузии.
Как сказал на «круглом столе» в ЦДЖ заместитель главкома Сухопутных войск генерал-лейтенант Валерий Евневич, миротворцы как выполняли поставленные перед ними задачи, так и выполняют. И будут выполнять независимо от того, что заявляют в Грузии те или иные должностные лица. «Нам их заявления совершенно безразличны, — подчеркнул Евневич. — У нас есть свой президент, парламент, есть министр обороны, который ставит задачи. Мы усилили режим службы в условиях бесконечных провокаций. А наши солдаты оказались гораздо выдержаннее того же господина Окруашвили (министра обороны Грузии), который на посту оскорблял их. Выдержку проявили и задержанные российские офицеры. Их прятали в каком-то сарае, надев на голову мешки, не допуская к ним ни консула, ни иного представителя российской власти. Повторю: лишь выдержка российских миротворцев предотвратила непредсказуемое развитие событий».
Понятно, что Тбилиси ведет себя подобным образом, лишь полагаясь на поддержку США. Но эти ожидания могут не оправдаться, так как, судя по недавним заявлениям министра обороны США Дональда Рамсфелда в интервью германской газете «Хандельсблат», Пентагон не исключает применения военной силы против Ирана. В этом случае США, вероятно, используют территорию Грузии для развертывания там временных баз своих ВС. И, следовательно, будут заинтересованы в сохранении стабильности в Закавказье.
…Понятно, что приглашенные на «круглый стол» в ЦДЖ представители органов государственной власти России, члены дипломатического корпуса, миротворцы, деятели науки и искусства, журналисты профильных СМИ в ходе дискуссии высказывали различные предложения по выходу из тупика. Все они имеют право на жизнь при условии конструктивного диалога с Грузией. Но, как известно, лошадь, закусившую удила, остановить очень непросто.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |