Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
27.02.06, «Версия»
Руслан Горевой
Де-факто Россия становится империей. В первую очередь это выражается в том, что мы опять пытаемся влиять на внутреннюю политику всего постсоветского пространства. Нам не только не всё равно, кто пришёл к власти в соседней стране, но мы уже готовы активно вмешиваться, помогать союзникам, мешать противникам. Иногда это заканчивается скандалом, но не ошибается тот, кто ничего не делает.
В марте на Украине и в Белоруссии пройдут выборы, результаты которых трудно переоценить. Новоизбранные депутаты Верховной рады смогут назначать премьер-министра, а тот, в свою очередь, фактически станет первым лицом государства. Роль президента Виктора Ющенко будет существенно ограничена. В Белоруссии — президентские выборы. Фаворит — действующий глава республики Александр Лукашенко. «Но он останется президентом лишь в том случае, если не произойдут некие экстраординарные события, — утверждает бывший министр сельского хозяйства Белоруссии Василий Леонов. — В политической тусовке ходят слухи о готовящемся покушении на Лукашенко».
Что ждёт Россию после выборов у наших ближайших соседей? Об этом мы беседуем с депутатом Государственной думы, руководителем Института стран СНГ Константином Затулиным.
– В марте на территории СНГ ожидается два важных политических события: выборы президента Белоруссии и депутатов Верховной рады Украины. Изменятся ли отношения России с этими странами после выборов? Какие сюрпризы нас ожидают?
— Мы ждём того, что к власти на Украине и в Белоруссии придут политики, которые исходят из приоритетности отношений с Россией. Я не вижу ничего предосудительного в том, что Россия, её политики, общество, имеет какие-то симпатии и антипатии в избирательных кампаниях, которые проводятся за пределами Российской Федерации. Мы имеем своё мнение о происходящем внутри страны и должны иметь такое же мнение о происходящем за её пределами. Было бы странно, если бы мы высказывали симпатию тем, кто выступает с русофобских позиций.
В Белоруссии при всех трудностях и огрехах предшествующего периода у нас есть стабильный партнёр. Президент Лукашенко идёт на выборы, и мы не заинтересованы в том, чтобы власть в Белоруссии драматическим образом изменилась. Мы знаем о планах, которые существуют. Я имею в виду не планы конкурировать с Лукашенко, политическая конкуренция — это естественно. Речь о планах свержения президента и дестабилизации обстановки в Белоруссии, которые разрабатываются на Западе.
— Один из лидеров белорусской оппозиции, человек, приведший Лукашенко во власть, бывший министр сельского хозяйства республики Василий Леонов, утверждает, что ему известно о готовящихся планах физического устранения действующего президента Белоруссии.
— Существовали и в 80-е годы были преданы гласности планы ЦРУ, которое пыталось устранять многих политических лидеров. Некоторые из них выжили, некоторые оказались жертвами этих заговоров. Я не исключаю, что такого рода планы могут разрабатываться и в отношении Лукашенко.
Он на сегодняшний день сильная политическая фигура, он пользуется поддержкой значительной части белорусского общества. Возможно, в результате излишнего рвения членов избирательных комиссий какую-то часть голосов ему и припишут, но даже без этого мы не видим другого политика в масштабе Белоруссии, который мог бы так же успешно, как Лукашенко, руководить страной. Это объективно. Сами лидеры оппозиции, мне кажется, признают, что никаких шансов на победу они не имеют.
— Тогда возникает вопрос: будут ли оппозиционеры согласны признать это и после выборов?
— В отличие от кучмовской Украины, с её слабым, коррумпированным, потерявшим авторитет режимом, в Белоруссии режим достаточно прочный. И, конечно, могут быть провокации, направленные на то, чтобы вызвать гражданское противостояние, чтобы пролилась кровь в Минске, а затем с помощью средств массовой информации довести ситуацию до точки кипения. То есть, раз выборы ничего не сулят, можно попытаться дестабилизировать ситуацию после выборов.
— А что нас ожидает в связи с украинскими выборами?
— На Украине в результате года своего правления «оранжевая власть» серьёзно подорвала доверие к себе своего собственного электората.
Одна часть которого — протестный электорат — действительно верила в то, что на майдане рождается демократия и что приход к власти Виктора Ющенко повлечёт за собой положительные изменения. Но о какой демократии может идти речь, когда в первом полугодии прошлого года, ещё до того, как развалиться, «оранжевая власть» продемонстрировала свой оскал — попыталась довести своих политических оппонентов до сумы и тюрьмы.
Но была и другая часть электората, которая, может быть, и не против демократии, но для которой, как сказал недавно Ющенко, «Украина превыше всего».
Для того чтобы как-то консолидировать вокруг него избирателей, в блоке Ющенко «Наша Украина» ничего лучшего не придумали, кроме того, чтобы доводить разного рода российско-украинские проблемы до точки кипения. Отсюда претензии к Черноморскому флоту, захват маяков...
Но такими способами нынешняя украинская власть не имеет шансов привлечь к себе противников «оранжевой революции». Ставка делается исключительно на избирателей, настроенных антироссийски и националистически.
— И что ждёт Ющенко после парламентских выборов?
— Ющенко, как мне кажется, заранее готовится к провалу своих сторонников на выборах. Его советники предлагают ему «примерить сапоги Бориса Ельцина» образца 93-го года. То есть бороться не столько за победу своих сторонников, сколько дискредитировать парламент и законодательную власть как таковую. Единственным выходом для Ющенко признаётся попытка так манипулировать во время и после выборов, чтобы политические фракции в Раде были распылены, чтобы никто и ни с кем в этом парламенте не мог договориться и, таким образом, перед парламентариями всегда бы маячила возможность роспуска.
В этих условиях возможно дискредитировать политическую реформу и добиться передачи основных властных функций парламенту и премьер-министру ввиду недееспособности Рады и угрозы национальной безопасности.
А вопросом национальной безопасности можно представить всё, что угодно. Куриный грипп, экологию...
Я жду, что что-то подобное произойдёт: к примеру, будет раскрыт заговор с целью отторжения Крыма. Чем не повод для принятия каких-то мер?
— А вы полагаете, что крымские политики о подобном никогда не задумываются?
— Крымская элита являет собой довольно жалкое зрелище.
И этому есть объяснение: ни один регион Украины на протяжении всех лет независимости никогда не находился на таком подозрении у Киева, как Крым. Никогда и нигде амбиции региональных политиков не укрощались так жестоко, как в Крыму. Никого не «прессовали» с такой изощрённостью. Начиная с расправы с законно избранным президентом Крыма Юрием Мешковым уничтожались всякие попытки местных политиков «высунуться».
В результате такого своеобразного «воспитания» в крымской политической элите выжили наименее ценные и наиболее приспособленные. Нынешняя элита — чемпион по рептильности, она наполнена двурушниками и перебежчиками. Возникла такая коррумпированная совхозно-санаторная мафия, дерущаяся из-за киосков, ларьков и пансионатов. И, надо заметить, в своих устремлениях она радикальным образом расходится с устремлениями населения полуострова.
Есть и такой крымский политический феномен — «ряженые». Люди, выдающие себя за тех, кем они не являются. Я назову только две политические силы, которые доказывают населению полуострова, что они — лучшие друзья России, по сути, ими не являясь. Это Блок Куницына и партия «За Союз» Льва Миримского.
— Каков ваш прогноз: чего нам ждать после выборов в Белоруссии и на Украине?
— В Белоруссии вряд ли произойдёт что-то неожиданное, хотя попытки физического устранения Лукашенко исключить нельзя. Что касается Украины, всё возможно: не только распад Украины, но, к сожалению, и распад России. Но оснований для распада Украины всё-таки больше.
Вопреки мнению украинских националистов, в России нет никаких планов, связанных с расколом или распадом Украины. Представим, что Украина расколется. Она расколется аккурат таким образом, как при голосовании 2004 года, когда юго-восток проголосовал за Януковича, а запад и центр — за Ющенко. В этом случае Киев останется с западом, а не с востоком. Всё последнее время, начиная с 50-х годов, Киев усиленно заселялся выходцами с Западной Украины. Тогда западноукраинскую интеллигенцию переселяли в Киев «для перевоспитания». Сегодня в Киеве есть бизнесмены, журналисты, политики, которые связывают своё будущее с Европой, с Западом. Но если Киев останется «на той стороне Днепра», то в игре с Западом под названием «найди сепаратиста» сепаратистами объявят население Восточной Украины. А восточная часть Украины неизбежно будет апеллировать к России, и Россия будет вынуждена поддержать её устремления, навлекая на себя риск конфронтации с Западом, который, конечно же, будет категорически против этого.
Вопрос в том, в какой мере сегодняшняя Россия в состоянии выдержать такую конфронтацию? Не думаю, что этот план сегодня приемлем для России. Другой план желателен: чтобы голос восточных регионов Украины звучал громче. Это был бы компромисс, и выражен бы он был в идее федерального устройства Украины, которая предоставляет и западу и востоку одинаковые права на самоуправление. Безусловно, у России есть очень серьёзная заинтересованность в том, чтобы русский стал на Украине вторым государственным языком. Государственность русского языка на Украине не угрожает независимости и государственной целостности. Не угрожает же государственность английского языка в Канаде и США тем, что эти страны вновь станут колониями Великобритании.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |