Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
02.23.2006, Нарва
Виталий ШКОЛА
«Ответственное и горькое решение, но с экономической точки зрения – рациональное», - эти слова депутата Татьяны Заруцких о закрытии Юхкентальской школы можно поставить эпиграфом ко всем дебатам по этому вопросу. Честно говоря, даже не дебатам, а усиленным оправданиям депутатов и чиновников друг перед другом. Решение о закрытии школы было принято давно, вариантов не было. Все это прекрасно знали и практически единодушно проголосовали «за», но фарисейское желание «народных избранников» и «власть предержащих» сохранить лицо заставляло их как бы очень сожалеть о вынужденном шаге.
К какому-то здравому смыслу попытался призвать оппозиционный депутат Афанасьев, но добился лишь технического перерыва, взятого правящей коалицией для некоторых поправок в тексте постановления.
Собственно, неважно, кем были высказаны эти призывы, они, как оказалось, несут в себе рациональное зерно, а именно: при реорганизации школ учебному заведению потребуется лицензирование. А чем, как не реорганизацией, можно назвать слияние Юхкентальской и Кренгольмской школ? Юрист Горуправы Петр Някк достаточно долго говорил о нескольких путях и формах такой реорганизации, а Елена Тороквей, вице-мэр по образованию, ссылалась на п.49 Закона об основной школ и гимназии, где говорится, что такое решение вправе принимать муниципальная власть. Что ж, и Закон имеет место, и разные пути существуют, только вот ключевое слово в Законе - РЕОРГАНИЗАЦИЯ, какие бы формы она не принимала. А следовательно – лицензирование, которое может оказаться как для Кренгольмской, так и для любой другой из нарвских школ проблематичным. Ведь это понятие, как удалось выяснить, включает в себя целый комплекс различных проверок, от санитарно-технического состояния здания до лицензирования компьютерных программ и пресловутого языкового вопроса. Если же школа не получает лицензию, она теряет право работать по государственным программам.
И ни для кого не секрет, что многие из нарвских школ и гимназий такую проверку могут и не пройти. Единственная школа, которая полностью соответствовала хотя бы сантехническим нормам – Юхкентальская, о чем не раз заявляли в прессе и ее директор Ирина Трошкина, и председатель попечительского совета школы Андрей Варгунин. Но именно эту школу и закрыли. Факт свершившийся.
16 февраля 2006 года в Юхкентали школе прошло родительское собрание, на котором родителей извещали о решении Горсобрания.
- Каждому родителю вручалось два документа. Один они подписывали и оставляли в школе, другой – брали с собой. Документы были переведены на русский язык, потому что не все родители владеют эстонским, - рассказала завуч школы Алла Зюсько.
Документ, предъявляемый родителям был такого содержания: «В связи с реорганизацией, путем слияния Нарвской Юхкентальской школы с Нарвской Кренгольмской гимназией и с прекращением действия Нарвской Юхкентальской школы и слиянием с Кренгольмской гимназией идет извещение родителей. Вашему ребенку гарантировано место в Кренгольмской гимназии. Документы вашего ребенка будут переданы в Кренгольмскую гимназию в конце 2005/2006 учебного года. В случае, если вы желаете отправить своего ребенка в другую школу, вы должны забрать его документы, подписав соответствующее заявление.»
- Родители очень обеспокоены, очень нервничают и переживают за судьбу детей. На собрании в 10 классе после объяснения ситуации директором школы этот документ был подписан. А в 11 классе родители подписывать отказались, - сообщила завуч. – 11 класс – один год остался до окончания гимназии, проблемы будут очень большие. Ребята переживают за то, как их примут в других школах. На данный момент ситуация достаточно сложная. Мы ожидали, что на собрание придут представители Отдела культуры, но никого не было, пришлось объяснять все классным родителям, директору и мне.
Если педагоги введут себя достаточно корректно и стараются по мере сил держать себя в руках, то вот родители, чьи дети сейчас стали заложниками принятого решения, реагируют на это достаточно эмоционально.
Владимир, отец девятиклассницы: «Разве не нарушение законных прав моей семьи в том, что я должен сдергивать с учебы ребенка, проучившегося здесь 9 лет, только потому, что «наверху» принято решение о закрытии? Я своего согласия на это не давал!»
Игорь, отец двоих учеников: «Ну что нас за дураков держать? Всем ясно, что кому-то из «крутых» понравилось это место! А дети… Что им дети, раскидают, родители подсуетятся. Обидно!»
Инна, мама семиклассника: «Я сама заканчивала эту школу и ребенка привела сюда вполне сознательно, хоть и живем мы сейчас на другом конце города, на Раху. И многих здесь знаю, кто так же сделал. Даже одноклассников своих. Мы любим Седьмую школу, и наши дети любят! У нас отняли любовь!»
Важная сторона вопроса: не подставят ли власти таким своим «горьким, но необходимым» решением остальные учебные заведения города? Ведь на очереди - школа №6, которую хотят слить с Йоальской. Далее по «Сценарию развития сети муниципального образования Нарвы», грядет целая сеть РЕОРГАНИЗАЦИЙ, а следовательно – лицензирований. И непредсказуемо, чем это может кончиться.
А ведь впереди – Реформа образования 2007 года… И снова в Нарве начнется новая волна борьбы на всех уровнях за сохранение в русскоязычном городе русских школ, за возможность дать детям образование на родном языке. И в первых рядах это борьбы будут народные избранники, с такой легкостью закрывающие эти школы сейчас. Только что-либо изменить будут уже не в силах…
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |