Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Отдел Белоруссии Института стран СНГ
Введение
19 марта 2006 года в Республике Белоруссия в третий раз пройдут выборы главы государства. Ранее президентские выборы проводились в 1994 г. (прошли в два тура) и в 2001 г. Победу неизменно одерживал Александр Лукашенко. Центральная комиссия по проведению выборов и республиканских референдумов в качестве кандидатов в президенты Белоруссии на выборах – 2006 зарегистрировала нынешнего президента РБ Лукашенко Александра Григорьевича (собрал в свою поддержку 1 903 069 подписей), лидера Белорусской социал-демократической партии («Громада») Козулина Александра Владиславовича (собрал 143 382 подписи), председателя Либерально-демократической партии Белоруссии Гайдукевича Сергея Васильевича (144 663 подписи) и «единого» кандидата от оппозиции, выдвиженца от БНФ и партии «зеленых», формально «беспартийного» Милинкевича Александра Владимировича (183 179 подписей).
1. Степень готовности властных структур к президентским выборам
По сути, все содержание предвыборного периода выражалось в формировании двух политических объединений – одного оппозиционного, состоящего из противников действующего президента, и пропрезидентского.
Президентская администрация достаточно четко представляла стоящие перед ней в контексте очередных выборов задачи. Глава государства, вероятно, заранее принял решение о переносе президентских выборов на более ранний срок с тем, чтобы упредить консолидацию структурной оппозиции и провести их в благоприятной международной обстановке. Об этом свидетельствовало активное начало предвыборной гонки, когда в Минске был организован самый масштабный в истории независимой Белоруссии парад Победы, который затмил помпезные торжества по случаю 60-летия освобождения Белоруссии в 2004 году. Для Александра Лукашенко важно было подчеркнуть единение нации вокруг президента, а также, в расчете на внешнюю политическую аудиторию, продемонстрировать лояльность белорусской армии и ее способность к защите «свободной, независимой Беларуси», готовность к отражению любой агрессии.
В условиях, когда Белоруссия Западным альянсом фактически «приговорена» к очередной цветной (или джинсовой) революции президент Александр Лукашенко и его ближайшее окружение большие надежды возлагают на верность и поддержку со стороны армии и других силовых структур. Действительно, белорусский генералитет отличается верностью республиканскому руководству и лично президенту. Вариант угрожающего для политического руководства развития событий, при котором армия, милиция и спецслужбы не примут в них участия на стороне властного режима, белорусской «горкой» даже не рассматривается. Президентская администрация убеждена в том, что командование вооруженных сил и других силовых ведомств будет послушным исполнителем ее политических решений.
Лукашенко как основной кандидат в президенты опирается на мощную политическую структуру, предназначенную для осуществления и удержания высшей власти, - многочисленную и сплоченную группу управленцев и политиков, ядром которой выступает президентская администрация, контролирующая все ветви власти в республике. Этот консолидированный отряд чиновников не образует, подобно практике многих других стран, узаконенную политическую организацию для представления своих интересов, но функционирует в тесной координации и имеет все черты и основные характеристики правящей партии.
Одной из главных функций этой группировки является мобилизация чиновников высшего и среднего уровней, пропрезидентских общественно-политических организаций и их членов для поддержки устоявшегося в республике политического режима с его идеологией и социально-экономическим порядком, который носит личностный характер. Поэтому главная цель этого объединения – помощь президенту Лукашенко в осуществлении власти и проведении его политической линии, что предполагает обращение к широким массам.
Объединение чиновников, политиков и общественных деятелей вокруг президента опирается на государственные ресурсы, правовую базу, дающую огромные полномочия главе государства, и включает в себя разветвленный аппарат президентской администрации, министерства и ведомства, Национальный банк Беларуси, судебную систему, региональные исполнительные органы, депутатский корпус Национального собрания, а также общественные организации – Федерацию профсоюзов Белоруссии (около 4 млн. членов), Белорусский республиканский союз молодежи и другие общественно-политические организации, созданные по воле президента. Сам глава государства, как представляется, посчитал, что координация и сама деятельность элементов данной структуры поддержки единого кандидата в президенты от власти настолько сильны и эффективны, что не требуют создания и формализации в правовом поле некой президентской партии и вполне достаточны для достижения убедительной победы на выборах.
Правящая партия Белоруссии действует в условиях авторитарного режима и она, в отличие от оппозиционных групп, не ориентирована на генерирование политических альтернатив, на выявление перспектив позитивного развития и конкретных общественных потребностей. Главное для правящего класса состоит в сохранении существующей политической структуры, созданной для удержания его полного контроля над всеми сферами политической и социальной жизни, экономической и финансовой деятельностью, собственностью на субъекты хозяйствования, средства производства. Члены правящей группировки озабочены, конечно, не столько пролонгацией и укреплением власти президента, сколько, главным образом, обеспечением собственной служебной, политической карьеры и своего материального благосостояния, привилегированного положения, что возможно только при сохранении президентского кресла за Лукашенко.
Условные члены этого политического объединения поддержки режима, не имеют устойчивых убеждений, а сама их организация – ясной программы. Не испытывают они и потребности в создании центрального органа, поскольку его функции по выработке стратегии и тактики действий объективно выполняет единолично президент Белоруссии. Правящий класс республики имеет одно призвание – следовать политическому курсу, начертанному Александром Лукашенко. В сущности, его организация выстроена по принципу клиентелы. В случае потери президентом Лукашенко своей власти, это внешне мощное и сплоченное объединение моментально распадется.
Это объединение неотделимо от государственного аппарата республики, представляя особые, специфические интересы правительственных структур, которые далеко не всегда совпадают с общественными ожиданиями. В правящем лагере республики заметных и ярких политических фигур нет. На официальном политическом поле Белоруссии доминирует фигура президента Александра Лукашенко, ну а все остальные аппаратчики предпочитают прятаться за его спину, выставлять ответственными за проводимый курс и конкретные решения администрацию главы государства, другие высшие государственные органы. Поэтому сохраняется опасность того, что любые крупные неудачи правительственной политики в международных отношениях, экономике и социальной сфере накануне выборов автоматически будут поставлены в вину действующему президенту, заметно снизив его привлекательность в глазах потенциальных избирателей.
Модель государственного устройства, сложившаяся в период правления Александра Лукашенко, только внешне имеет черты демократической республики в ее классическом понимании, но ее идейное содержание имеет заметные, специфические отличия. Приходится признать, что пока ввиду недостатка демократической культуры организация белорусского государства базируется преимущественно на личной воле президента, а не на формально-правовых принципах.
В предвыборной гонке важная роль всегда отводится Всебелорусскому народному собранию. Собираемое по воле государственно-политического руководства республики оно предназначено для придания «народности» решениям властной элиты, главным образом о пролонгации или усилении власти, расширении прав и функций президента, а также для одобрения политического курса Александра Лукашенко. Всебелорусское народное собрание, работа которого всегда достаточно полно освещается в средствах массовой информации республики, используется правящим классом в качестве весомого (пусть и неконституционного) фактора общественной поддержки, позволяющего высшим чиновникам государства выступать и действовать как бы от лица всего народа Белоруссии.
Стоит отметить, что политика самого белорусского лидера привела к тому, что в структуре управления государством чиновничий аппарат превратился в абсолютно безликую и третичную субстанцию, не стоящую между президентом и обществом. Стремление Лукашенко убеждать и находить общий язык с народом зачастую приводило к игнорированию особых интересов белорусской бюрократии. Александр Лукашенко всегда полагался на собственные идеи о государственном благе, довольно консервативные, традиционалистские (и уже в силу этого позитивно воспринимавшиеся большинством белорусов).
Консолидация правящего лагеря, объединившегося вокруг действующего главы государства, была успешно завершена к исходу его второго президентского срока. Лукашенко не только сконцентрировал в своих руках всю полноту политической и социально-экономической власти, контроль за средствами массовой информации, заручился доверием правящей элиты, но и добился широкой общественной поддержки.
Белорусский народ проинформирован о достижениях республиканской экономики, в сфере укрепления стабильности национальной валюты и сдерживанию инфляции, а также об успехах в выполнении социальных программ. Сформирована точка зрения, согласно которой Белоруссия теперь в состоянии рассчитывать на свои собственные силы, а следовать в фарватере политики внешних сил уже нет никакой необходимости. В экономике государство, опираясь на промышленность, прежде всего, нефтехимические и другие крупные предприятия, трубопроводы и национальную валюту, способно формировать и проводить независимую экономическую политику.
Темпы экономического роста, если исходить из официальных данных, впечатляющи, СМИ Белоруссии постоянно подчеркивают наличие устойчивой тенденции хозяйственного подъема. Глава государства не только пообещал в год президентских выборов довести объемы сдачи жилья до 4,2 млн. кв. метров, но и увеличить денежные доходы населения, подняв уровень средней заработной платы до 300 долларов США. Обозначенная планка средней зарплаты в целом отвечает ожиданиям граждан, которые в республике никогда не были высокими. Правда, не скрываются и существенные недостатки – рост стоимости товаров и услуг повседневного спроса, наличие в республике множества убыточных предприятий, фактический провал программы привлечения внешних инвестиций, невыполнение отдельных параметров социально-экономического развития в прошлом году. Но то, что недостатки не скрываются, и о них открыто говорит президент, вызывает определенное доверие населения к власти. Большинство белорусских граждан убеждено в правильности внешней и внутренней политики президента, оптимальности социально-экономической модели, отстаиваемой Александром Лукашенко.
Кроме того, в общественном сознании фактически утвердился тезис о том, что глава государства со своим выверенным политическим курсом и авторитетом якобы не нуждается в поддержке со стороны партий и общественных организаций, как республики, так и внешних сил. Сам Лукашенко по этому поводу прямо сказал: «уникальность ситуации в Белоруссии состоит в том, что я никому ничего не обязан».
В контексте президентских выборов-2006 правящая партия, используя государственные финансовые, информационные, правовые, материально-технические и административно-кадровые ресурсы, строила свою кампанию, опираясь не на отдельные слои общества и большие электоральные группы, а сразу апеллируя ко всем избирателям республики. Это объясняется тем, что в стране с сильной и жесткой президентской властью, каковой является Белоруссия, правящий класс позиционирует себя как выразитель общенациональных интересов, идей стабильности, социального согласия и равенства всех белорусских граждан. Был запущен процесс осознания электоратом причастности к позитивному большинству («МЫ»). Все остальные политические силы республики, не согласные с курсом Лукашенко и объединившиеся под знаменем борьбы с ним, выставляются как враждебное спокойному развитию Белоруссии меньшинство («они», «эти»).
Правящий класс республики стремился перед президентскими выборами дезорганизовать ряды оппозиции, скомпрометировать ее лидеров, подавить окончательно неправительственные СМИ. Путь поиска компромисса властных структур со слабыми группами оппозиции на этих выборах был отвергнут. Это было объяснено тем, что оппозиция окончательно скомпрометировала себя контактами с Западом, в финансовом и организационно-техническом плане поддерживается им. Оппозиционные партии, по мнению Минска, настолько ослабли и потеряли общественную поддержку, что вести с их руководством диалог просто непродуктивно. Кроме того, сложилось убеждение, что структурированная оппозиция развалится после поражения на выборах и вообще в обозримой перспективе исчезнет.
Накануне и после президентских выборов 2001 года еще сохранялась, пусть и небольшая, возможность перехода Белоруссии к частичным реформам, если не политическим, то хотя бы в экономике и социальной сфере. В тот период Александр Лукашенко явно колебался в этом вопросе. В преддверии выборов-2006 ситуация совсем другая. Глава белорусского государства вполне уверовал в правильность своего политического курса, в жизненность выбранной экономической модели, преимущества которой не устает подчеркивать. Поэтому субъективных импульсов к потенциальной трансформации социально-экономического порядка в республике не имеется, но есть настойчивое желание со стороны верхов законсервировать существующее положение вещей, сохранить стабильность. Раз нет потребности в проведении реформ, нет и стремления администрации разделить ответственность за их болезненные последствия (а их уже в Белоруссии не избежать) с общественными организациями, профсоюзами, оппозиционными партиями, парламентом. Поэтому реальный диалог с представителями общественности властям уже не нужен.
Сам Александр Лукашенко выступает против слома административно-командной системы, объясняя это опасностью разгула неформальных институтов – олигархических, мафиозных, коррупционных и других. По сути, системная трансформация не стоит в политической повестке Минска. Белорусское общество малоактивно и безынициативно, общественные организации беспомощны и утратили всякое влияние на формирование политического курса правящего класса. Граждане Белоруссии формально принимают участие в принятии важных государственных решений (имеют право участвовать в плебисците, выборах), однако действительное их воздействие на этот процесс невелико.
В этих условиях значительное преимущество по сравнению с другими претендентами на кресло главы государства получает действующий президент Александр Лукашенко. Все официозные средства массовой информации Белоруссии ежедневно работали и продолжают работать на повышение рейтинга главы государства, на позитивное восприятие электоратом политической программы Лукашенко. Александр Лукашенко не сходит со страниц правительственных газет и журналов, его деятельность широко освещается радиостанциями республики, на интернет-сайтах, а главное – президент постоянно присутствует в телевизионном эфире. Благодаря этому он предстает избирателю в качестве самого популярного политика, мудрого государственного деятеля и защитника национальных интересов и простых граждан.
В ходе избирательной кампании основу корпуса сборщиков подписей и агитаторов за Лукашенко составили представители Федерации профсоюзов Белоруссии, Белорусского республиканского союза молодежи, Коммунистической партии Белоруссии, Белорусского общества «Знание» (фактически является структурным подразделением т.н. идеологической вертикали), что позволило охватить агитацией за действующего президента практически все предприятия и учреждения республики. Эти организации составили и основу корпуса наблюдателей за выборами со стороны властей. В основу агитации за действующего президента предложено положить два основных посыла: социально-экономические и культурные достижения Белоруссии за последние 12 лет (с 1994 г.) и развитие союза с Россией. В последнем случае было выявлено стремление показать личные заслуги Лукашенко в строительстве суверенного, независимого белорусского государства и защите национальной экономики от «хищных российских олигархов». Предвыборная официозная агитация отличалась также нагнетанием ненависти к «олигархическому империализму», выявлением его «ставленников и пособников».
Весь комплекс предвыборных мероприятий, осуществленный президентской администрацией, следует признать весьма удачным и эффективным, органично учитывавшим специфику и особенности белорусского электората. Это позволяет администрация президента твердо рассчитывать на «триумфальный» результат выборов 19 марта, который должен быть, по мнению ряда высокопоставленных чиновников, не менее чем у лидера Казахстана Назарбаева (91,6%).
2. Особенности процесса сплочения оппозиционных групп
С весны прошлого года заметно возросло внешнее давление на режим Александра Лукашенко со стороны Евросоюза и США. Демонстративные шаги Брюсселя и Вашингтона в этом направлении привели к активизации политической активности в Белоруссии. Энергичнее стала действовать белорусская оппозиция. Главный объект критических нападок оппозиционеров – президент Александр Лукашенко. Особенное раздражение в среде оппозиционных политиков вызвало ежегодное послание Лукашенко белорусскому народу, с которым тот выступил 19 апреля 2005 года. Послание посчитали популистским, бездоказательным и лишенным конструктивности. Фактически обструкция, устроенная посланию главы государства оппозицией, была первым шагом оппозиционных партий, вступивших в предвыборную президентскую гонку.
Представители ряда оппозиционных партий республики совершили ряд рабочих визитов в США, Германию, Францию, Польшу, Чехию, Литву и другие государства. Лидеров белорусской оппозиции Анатолия Лебедько, Валентина Вечерко, Сергея Калякина, Станислава Шушкевича, а позже и «единого» кандидата Александра Милинкевича – тепло принимали не только отдельные парламентарии и высокопоставленные чиновники этих государств и общеевропейских институтов, но и некоторые их руководители (например, канцлер Германии), подчеркивая, что видят в них «представителей свободного белорусского народа». Это внимание к посланцам карликовых политических партий Белоруссии (в ОГП, например, менее 3 тысяч активистов), не имеющих широкой поддержки населения, весьма символично. По сути, такие действия со стороны Запада должны были продемонстрировать политикам и всему белорусскому обществу твердое намерение Западного альянса перейти от дежурного партнерства с группами оппозиционного спектра к более решительным шагам по смене «диктатора» Александра Лукашенко.
Трансформация политического строя в Белоруссии под руководством западного международного сообщества, при этом, планировалась как открытый процесс. Об этом, в частности, свидетельствует призыв к ЕС спикера сейма Республики Польша Влодимежа Чимошевича – «действовать открыто, как и в случае с Украиной», который он декларировал, принимая белорусских оппозиционеров в Варшаве. В этом же контексте следует рассматривать заявление в Вильнюсе госсекретаря США Кондолизы Райс о том, что для Белоруссии, где правит «последняя диктатура в центре Европы», настало время для перемен. Райс был указан и метод трансформации – единение оппозиции с гражданским обществом, и конкретный временной отрезок для подобных изменений режима в республике, который должен завершиться честными и прозрачными выборами президента Белоруссии в 2006 году.
Оживление после демарша Кондолизы Райс испытали не только белорусские оппозиционеры, но и лидеры Украины и Грузии, которые поспешили в Кишиневе на встрече стран-членов ГУУАМ, выразить свою готовность содействовать развитию «демократических» процессов в Белоруссии. После скоординированных резких заявлений представителей и институтов Евросоюза и госсекретаря США в адрес белорусского режима второе дыхание обрели не только белорусские оппозиционеры первой и второй волны, но и «обновленцы», партии и группы, сформированные на скорую руку из крыльев и фракций старых партийных структур. Резко увеличилось число умеренных и внепартийных политиков, которые уже не ограничивались мягкой критикой и старательным дистанцированием от президента и его администрации, но решительно и публично позиционировали себя в качестве противников курса правящей элиты.
Так, бывший председатель Совета Республики Национального Собрания, экс-президент Национальной академии наук Белоруссии академик Александр Войтович, несмотря на свой преклонный возраст, вступил в предвыборную борьбу на стороне оппозиции. Смелее повели себя некоторые бывшие парламентарии и высокопоставленные чиновники, некоторые отставные генералы белорусской армии. В борьбу за кресло президента вмешались новые политики, среди которых наиболее заметен бывший ректор Белорусского госуниверситета Александр Козулин, лидер БСДП («Грамада») и общественно-политического движения «Воля народа».
В самом начале октября 2005 года в Минске прошел форум оппозиционных групп, на котором состоялось голосование по кандидатуре представителя от «демократических сил» на предстоящих выборах президента Белоруссии. Проведение столь представительного конгресса оппозиционных партий и организаций говорит об известном успехе в консолидации структур белорусской оппозиции. В итоге «единым кандидатом» от оппозиции был избран выдвиженец БНФ (формально партии БНФ и «зеленых»), почти никому не известный культуролог, руководитель «Фонда содействия региональному развитию» из Гродно Александр Милинкевич.
Вряд ли стоит считать Александра Милинкевича опасным соперником для действующего президента Белоруссии. Ставленник БНФ Милинкевич, является достаточно возрастным политиком (ему скоро исполнится 59 лет), но, несмотря на это, вплоть до своего выдвижения он не имел серьезного политического опыта и ясной политической, предвыборной программы. Последняя начала готовиться под него специальной командой политтехнологов структурной оппозиции только этой зимой. Александр Милинкевич не способен перетянуть на сторону оппозиции симпатии электората, поскольку этому мешают его связь с БНФ, тесные политические контакты с Западом, декларирование отказа от построения союзного государства или союза с Россией, а также намерение лишить русский язык статуса государственного.
Своего четкого видения внешней политики республики единый кандидат не имеет, приоритетом для него якобы являются нейтралитет и национальный суверенитет Белоруссии, некое международное балансирование республики между Востоком и Западом. Однако вся деятельность Милинкевича в рамках предвыборной кампании свидетельствует о его явном стремлении сближаться исключительно с Западным альянсом.
Нет у «единого» и широкой общественной поддержки. Сам Милинкевич в лагерь своих сторонников занес только обиженных властью мелких и средних предпринимателей, а также членов протестантских общин. С таким минимальным спектром социальной поддержки всерьез надеяться на успех в избирательной кампании, когда главный соперник - действующий президент Александр Лукашенко, просто наивно. Понимая это, Александр Милинкевич не обещал своим политическим соратникам и сочувствующим оппозиции избирателям победы на предстоящих президентских выборах. «Единый», таким образом, еще до президентских выборов снял с себя всякую ответственность за результат участия объединенной оппозиции и ее кандидата в них.
В Белоруссии устойчивых политических традиций нет, а опыт политической жизни накапливается медленно, замедленными темпами идет и развитие политического плюрализма. Авторитарная бюрократическая система сдерживает эти процессы, верхушка чиновничества проявляет нетерпимость к любым формам проявления оппозиционности, несогласия с политикой государственно-политического руководства республики. Однако обстановка в Белоруссии вполне спокойная и стабильная, а политическим группам оппозиции при отсутствии действительно массовых протестных движений не удастся «раскачать» внутриполитическую ситуацию. Процесс интеграции разнородных оппозиционных структур на платформе свержения Лукашенко и его сторонников, вроде бы начался, но его нельзя квалифицировать как широкий, всеобъемлющий и бесконфликтный.
Активисты оппозиционных партий явно не спешат встать в первую шеренгу борцов против нынешнего президента, а большая их часть вообще прибегла к выжидательной тактике. На политическом небосклоне оппозиции нет ни авторитетной партии, которая могла бы взять на себя бремя лидерства, ни харизматического политика, которого бы значительные электоральные слои признали в качестве альтернативного и приемлемого кандидата, способного отодвинуть на второе место президента.
Трудно будет оппозиционным силам Белоруссии выполнить основную инструкцию госдепа США, которая требует на первом, подготовительном к смене режима Лукашенко этапе создания коалиции оппозиции с гражданским обществом. Оппозиционные структуры широкой поддержки населения никогда не имели, в том числе и потому, что их программы предусматривают либеральные социально-экономические реформы. Активная же часть населения республики реформ явно опасается, особенно связанной с ними угрозы безработицы и роста цен. Пожилые люди также не одобряют потенциальные либерально-демократические и хозяйственные новации, курс на введение свободных рынков и частной собственности, поскольку все это, по их мнению, неизбежно приведет к свертыванию государственной социальной помощи и ликвидации имеющихся льгот, а также к активизации преступности и расслоению общества на бедных и богатых.
Оппозиция резко критикует президента и правительство республики за провалы в экономике, возлагает на них ответственность за нарушение гражданских прав и свобод, за удушение СМИ. Эта политика позволяет оппозиционным партиям надеяться на привлечение части белорусского электората на свою сторону. Однако большинство белорусского общества довольно консервативно настроено, одобряет программы социальной помощи и поддержки населению, которые осуществляет руководство Белоруссии, выступает за твердый порядок и государственный контроль. Белорусы (не без воздействия официозных средств пропаганды) в своей массе спокойно реагируют на жесткие меры правительства и силового блока в отношении той же оппозиции, поскольку считают, что эти действия помогают сохранить общественное спокойствие и стабильность государства, направлены на обеспечение национальной безопасности.
Цифры, статистические данные, рапорты правительства о достижениях в экономике, внешней торговле и успехах в укреплении национальной валюты, преподносимые республиканскими СМИ, а также реальная социальная помощь, которой в Белоруссии уделяется повышенное внимание, убеждают население в том, что руководство республики достаточно компетентно, заботится об его нуждах и выбрало верный путь развития экономики, повышения благосостояния граждан.
Александр Лукашенко ограничивает возможности граждан проявлять свою политическую активность, но в общественном сознании белорусов осознанного, твердого убеждения в необходимости добиваться права выражения собственной политической воли пока не присутствует. Реальные социальные льготы, а они существенны в республике, для многих гораздо более привлекательны, чем абстрактные призывы оппозиции строить демократическое государство по западным образцам. Кроме того, нельзя упускать из виду той атмосферы страха и подозрительности, которая присутствует в сегодняшней белорусской действительности, диктуя соответствующий (пассивно-выжидательный) вариант поведения большинства.
Белорусская оппозиция так и не поднялась до понимания того, что ряду категорий населения (работникам государственного аппарата, офицерам спецслужб и силовых ведомств, журналистам официальных СМИ и др.) необходимо получить гарантии того, что после прихода к власти в Белоруссии нового правящего класса они не станут преследоваться и их права не будут ограничиваться по причине сотрудничества с администрацией Лукашенко.
Призывы оппозиции расследовать преступления нынешнего режима, дать правовую оценку деятельности правительства, чиновников воспринимаются вышеуказанными категориями как угроза и в их адрес. Действующий президент, напротив, всегда подчеркивает, что «этих людей (сторонников Лукашенко) не одна тысяча, и я их должен защитить». Кроме того, в специфических условиях Белоруссии государственные служащие опасаются, что на смену одной правящей группировке, при которой удавалось делать карьеру, повышать свой статус, придет другая – либерально-бюрократическая, явно стремящаяся к замене старых чиновников идейными сторонниками оппозиции. Поэтому оппозиционным партиям трудно рассчитывать на симпатии огромной и очень важной по значимости группы избирателей, получить признание и поддержку с их стороны.
В последнее время в «отрицательном» образе белорусской власти появились дополнительные штрихи. Если ранее обвинения в основном касались нестандартной с точки зрения Запада избирательной системы и истории с пропавшими оппозиционерами, то в настоящее время официальному Минску все чаще вменяют «гонения национальных групп и меньшинств». В основном это касалось «притеснений» польской общины и «антисемитизма» на государственном уровне.
Польское население (400 тыс.) крайне неравномерно распределено по территории Белоруссии и в основном сосредоточено в Гродненской области, на западе Витебской и Минской областей, а также севере Брестской области. Помимо «официальных» поляков существует еще определенная часть населения (т.н. белорусы-католики, порядка нескольких сот тысяч), которые имеют пропольское сознание. Они ориентированы на Варшаву и Ватикан, значительная часть из них считают себя поляками (хотя при переписи населения обозначали себя как белорусы). В общей сложности польского и пропольского населения в Белоруссии до 15%.
Поэтому у ряда политиков и политтехнологов, озабоченных свержением Лукашенко, возник соблазн создать в западных областях Белоруссии обширную инфраструктуру польского влияния, которая при определенных условиях могла бы стать основой для моделирования в этих регионах религиозно-этнического конфликта. Польша, как представляется, прилагает значительные усилия по формированию в Белоруссии польского общественно-политического и научного (в области гуманитарных наук) «лобби». Особую активность в этом направлению проявляют действующий при посольстве Польши в Минске Польский институт, а также католический орден иезуитов. Попытки со стороны антипрезидентских сил раскрутить проблему преследования в Белоруссии национальных меньшинств, прежде всего, этнических поляков, скорее всего, не прекратятся.
Белорусская оппозиция на президентских выборах не смогла выступить единым фронтом. Другой кандидат в президенты из двух оппозиционеров, получивших удостоверения от Центризбиркома, - Александр Козулин не поддерживается структурной оппозицией, которая даже хотела выставить его как выдвиженца президентской администрации, якобы получающего там финансовые средства. В отличие от Милинкевича лидер БСДП высказывается против дестабилизации обстановки в Белоруссии, отдает должное Лукашенко как хорошему руководителю государства. Тем не менее, Козулин предложил действующему президенту уйти в отставку, т.к. по его мнению, командные методы управления государством и обществом себя полностью исчерпали. Во внешней политике Александр Козулин выступил за укрепление союза с Россией по модели Евросоюза.
3. Вероятные сценарии развития политической ситуации
Президентские выборы и связанные с ними действия различных политических сил, практически никак не отражаются на общественной жизни Белоруссии. По степени напряженности, а она крайне низка, нынешняя президентская кампания не идет ни в какое сравнение с предыдущими. Многие в Белоруссии просто не видят смысла менять главу государства, вполне привыкли к Александру Лукашенко. Во многом благодаря такому подходу в обществе практически отсутствует какое-либо предвыборное напряжение. Весовые категории соперников слишком разнятся, и говорить о какой-либо серьезной конкуренции двух кандидатов от оппозиции с действующим президентом просто не приходится.
Конечно, нынешний белорусский лидер уже не может без серьезных оговорок заявлять о выполнении своих предвыборных обещаний, данных народу в 2001 году, основу которых составляли намерения провести реформы в экономике, расширить демократические свободы и совершить решительные шаги на пути строительства Союзного государства. После предшествующих выборов был избран иной, как тогда казалось, более простой и эффективный путь. Из администрации президента «ушли» (были отправлены в отставку или переведены на другую работу) сторонники тонких политических технологий и управляемой демократии. Ставка была сделана на прямое администрирование, как в сфере экономики, так и в области общественно-политических отношений. Подобные методы были избраны и для управления средствами массовой информации, которые вне зависимости от принадлежности, политической направленности и используемого языка должны были способствовать упрочению «суверенности и независимости» Белоруссии.
Однако монополизация со стороны правящей группировки всех рычагов власти и управления, бюджетных и иных ресурсов, навязывание выгодных режиму правил политической, избирательной игры уверенно делает ее объединение с другими пропрезидентскими организациями победоносным в ходе процесса очередного переизбрания президента Лукашенко. Опыт последней избирательной кампании 2001 года в Белоруссии неумолимо свидетельствует, что на выборах президента побеждает тот кандидат, который, по убеждению большинства избирателей (а их в этом убедили СМИ и собственный социальный опыт), «наш» и обязательно должен победить.
Безусловно, в Белоруссии присутствует недовольство части населения, вызванного отсутствием либеральных политических преобразований и постоянным расширением полномочий президента и исполнительной власти. Однако большинство белорусов пока не проявляет заинтересованности в проведении каких-либо радикальных реформ. Потенциальные избиратели убеждены в том, что, отдавая свой голос за нынешнего президента, олицетворяющего твердый порядок и государственный контроль, они голосуют за свои интересы, которые режим Лукашенко защищает, предоставляя всем равную опору на закон.
Увеличение государственных доходов, достигнутое в 2004 – 2005 гг. за счет повышения налоговых поступлений, таможенных пошлин и акцизов, простого экономического роста, значительно укрепили позиции президентского лагеря. Недостаток иностранных инвестиций (вместе с кредитами их объем в 2005 г. составил всего 2,4%) купировался привлечением собственных средств белорусских организаций (61,1%) и бюджетными вливаниями в реальный сектор экономики. Вот почему попытки оппозиции «раскрыть глаза народу» на ошибочную экономическую политику президентской администрации и правительства республики наталкиваются на непонимание. Тем более, что официальные средства массовой информации убедили население в том, что Белоруссия уже достигла «экономического суверенитета», а ее хозяйственные комплекс развивается быстрыми и устойчивыми темпами.
Большую роль играет и программа масштабной социальной помощи, которую последовательно проводит нынешний президент. Значительный рост ВВП и политика постоянной социальной поддержки граждан Белоруссии, определенное повышение личных доходов свидетельствуют, с точки зрения белорусов, об эффективности централизованного управления государства и правильности президентского курса.
Учитывается при этом и то обстоятельство, что Александр Лукашенко не останавливается и перед жесткой чисткой и даже «посадкой» высокопоставленных управленцев своего бюрократического аппарата, обязанности чиновников которого тоже строго регламентированы. Сложилось понимание того, что Лукашенко объективен и стремится к тому, чтобы никто (все равно, из оппозиции или из властных структур) не приобрел чрезмерного влияния в политической жизни, не был позиционирован вне закона. Избирателями позитивно воспринимается и то, что главный кандидат от правящего класса предпринимает усилия по защите белорусского общества и государства от размывания в условиях глобальной цивилизационной, идеологической и информационной войны, которую развязал против Белоруссии Запад.
Действующего президента накануне выборов твердо поддерживает не менее 65% потенциальных избирателей, так как в их представлении Александр Лукашенко – успешный и активный политик, хороший хозяйственник, всегда добивающийся своих целей даже в неблагоприятных условиях внешней среды. Явка на выборах 19 марта 2006 г., скорее всего, будет очень высокой (порядка 90 – 92%).
Но важнее не одержать победу на выборах, а сохранить власть после них. Время покажет, насколько удалось Александру Лукашенко убедить белорусов в том, что президент и группа окружающих его высших чиновников являются народным правительством, имеющим историческую перспективу. Консерватизм, этатизм самого Лукашенко, проводимый им курс на «успокоение», сдерживание глубоких реформ во всех сферах жизни государства породили то сегодняшнее состояние белорусского общества, которое можно охарактеризовать как государственное безделие. Многолетние усилия президентской администрации, потраченные на превращение государства в некий обезличенный трудовой «муравейник», функционирующий под пристальным контролем президента, увенчались успехом лишь частично. Застой в экономике, политике и социально-культурной сфере объективно привел к появлению элементов упадничества в обществе, снижению культурного и профессионального уровня населения.
По большому счету навязанная белорусскому обществу администрацией Лукашенко модель экономики, консервирующая фактически систему советского типа, политика превращения человека в пассивный объект манипулирования со стороны властей, в «винтик» системы не соответствуют интересам и убеждениям значительной части населения. Политические последствия такого рода процессов очевидны – появляются узлы противоречий и социальной нестабильности, которые могут стать локомотивами движения к радикальным экономическим и социальным реформам.
Что касается оппозиционных групп, то они действительно отражают какие-то отдельные грани общественного недовольства, вызванного главным образом причинами экономического свойства. Однако решительно политизировать эти негативные настроения социума, придать им необходимый протестный масштаб, а тем более разогреть ситуацию до революционного брожения слабая белорусская оппозиция просто не в состоянии.
Лозунг перемен, с которым оппозиционные партии начали свою предвыборную кампанию, пока не востребован массами, скорее отпугивает электоральные слои, поскольку белорусам гораздо ближе популистский консерватизм и призывы к стабилизации президента Александра Лукашенко. Доверие к главе государства, институтам власти и национальной денежной единице пока еще не исчерпано.
В условиях белорусских политических реалий, существующей избирательной системы относительного большинства и судебной практики единому кандидату на пост президента от партии власти – Александру Лукашенко – не потребуется идти на второй тур голосования, поскольку он победит уже по результатам первого. Что касается проблемы фальсификации итогов голосования, то она будет актуальна только в случае, если президентские структуры попытаются представить победу Лукашенко как абсолютную, «триумфальную».
В целом, следует ожидать, что апелляции оппозиции к Западу будут сопровождать не только предвыборную кампанию, но и усилятся сразу после оглашения итогов выборов. Оппозиция в ходе и после оглашения результатов выборов, скорее всего, заявит об их фальсификации со стороны властей, как на этапе предварительного голосования, так и на этапе сведения результатов на окружном и республиканском уровнях. В качестве аргументации фальсификации итогов волеизъявления избирателей будет использоваться предвыборный рейтинг единого кандидата Милинкевича (превосходивший рейтинг Лукашенко), полученный якобы в результате репрезентативных социологических опросов электоральных групп в различных территориях. В еще большей степени будут использованы оппозицией и результаты опроса в день выборов избирателей, покидающих участки голосования.
Часть оппозиционных лидеров ориентирована на установление «правового государства» при активной помощи иностранных государств и международных организаций силовым, неправовым путем. Действительно, международное положение Белоруссии таково, что и власть и оппозиция не могут не брать во внимание внешний фактор. Международное положение Белоруссии продолжает неуклонно ухудшаться. Становится все более очевидным, что правительственный курс внешней политики, основанный на ошибочном, как представляется, прогнозе о стратегии ведущих держав и блоков мира в трансформации международной политической системы и роли самой Белоруссии в ней, не позволил добиться поставленных целей.
Объективно Белоруссия теряет свои позиции и авторитет на международной арене, не смогла восстановить свое членство в Совете Европы. Лишилась Белоруссия возможности расширить свое присутствие (включая экспорт рабочей силы) на рынках развитых стран и получать от них постоянную финансовую подпитку. Последствия этих антибелорусских мер косвенно отражаются и на России, поскольку сохраняется риск превращения союзной Белоруссии в структурный барьер, препятствующий расширению присутствия России на общеевропейском рынке и интеграции ее в торгово-экономическое и кооперационное пространство Евросоюза.
В отношениях Минска с Европейским союзом и Соединенными Штатами Америки напряженность только усилилась. В последнее время попытки давления этих политических тяжеловесов на Белоруссию стали более откровенными и интенсивными. При этом к Белоруссии применяются не просто пресловутые двойные стандарты, но специальный подход, состоящий в выделении республики среди всех остальных стран Европы в качестве страны с диктаторским режимом.
Последнее обстоятельство позволяет ЕС и США планировать и применять по отношению к Белоруссии весь арсенал политических, экономических, финансовых и иных мер, предусмотренный для изоляции и последующей ликвидации диктатур. Альтернативой является демонстрация Белоруссией своей приверженности демократическим принципам и ценностям западного сообщества, соблюдению прав человека. Пока же Белоруссию оставили не только вне процесса общеевропейской интеграции, но и вне рамок концептуальных программ взаимоотношений Евросоюза с его странами-соседями. Белоруссия, в которой президентская предвыборная кампания близится к финишу, официально попала в число государств, не соответствующих «европейским стандартам». В Страсбурге на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы была, как известно, принята очередная резолюция, в которой осуждается белорусский режим. В резолюции подчеркивается, что накануне президентских выборов ситуация в Белоруссии ухудшилась, и свобода слова попирается. Документ прямо направлен на изоляцию режима Александра Лукашенко, на потенциальное введение визовых ограничений для правительственных чиновников Белоруссии. Предусмотрены в резолюции и меры по замораживанию банковских счетов и других финансовых активов президента Лукашенко и представителей правящей элиты республики. Все это свидетельствует и о крахе белорусской стратегии поэтапного выправления отношений с Евросоюзом, и о пробуксовке последней инициативы Минска о начале нового этапа политического диалога с ЕС.
Что касается США, то эта страна фактически блокирует процесс вступления республики во Всемирную торговую организацию по чисто политическим соображениям, использует свое влияние в международных организациях (включая ОБСЕ) для усиления давления на политический режим Белоруссии, выделяет финансовые средства для поддержки «демократических сил» Белоруссии.
Концентрация усилий по свержению режима Лукашенко предполагает, видимо, развертывание революционного процесса в столице Белоруссии и других крупных городах – Гомеле, Гродно, Бресте… При этом учитывается, что наиболее политически и социально активная часть населения республики проживает в больших городах, а для успешного развертывания революции достаточно будет «раскачать» ситуацию в Минске. Поэтому потенциальная революция предстанет как «урбанистическая», тратить средства и усилия на пропагандистскую работу среди сельского населения Запад не будет.
Главное внимание при подготовке слома аппарата власти будет уделено провоцированию раскола в белорусском обществе по различным линиям: этнической, религиозной, экономической, территориальной, а также по отношению к внешним вызовам. Помимо дальнейшего раздувания проблемы притеснения белорусских поляков, будет предпринят ряд шагов по «раскручиванию» близкой ей темы возможного территориального раздела республики. В оппозиционной среде и в СМИ, вещающих на территорию республики из-за рубежа, начнется утверждение идеи отделения западных регионов Белоруссии, отличающихся якобы западноевропейской ориентацией и тесными хозяйственными, культурными и другими связями с ЕС, с последующим включением их в состав Польши, или приданием им особого автономного статуса под эгидой Евросоюза.
Одновременно, как предполагается, будет инициироваться раскол внутри правящего класса Белоруссии, в том числе и путем нагнетания атмосферы безысходности, страха, недоверия и подозрительности в стане высших управленцев. Работа с отдельными чиновниками, недовольными личным правлением Лукашенко, включающая в себя различные обещания и посулы в случае свержения действующего президента, будет дополнена активным распространением информации и просто слухов о переходе тех или иных заметных функционеров его администрации и правительства в «лагерь революции».
Уже довольно длительное время на Западе целенаправленно формируется отрицательный образ Республики Беларусь как страны-изгоя, в которой грубо попираются все мыслимые права человека. Основную роль в создании подобного облика играет оппозиция, которая поставляет за рубеж соответствующие сведения. Так, например, в начале октября текущего года «единый кандидат» в президенты от оппозиции Александр Милинкевич заявил в интервью австрийской газете «Die Presse», что в Белоруссии скоро «наступит поворотный момент, когда население больше не захочет мириться с существующим гнетом». Ну а французской «Liberation» было заявлено, что белорусской общество поражено страхом и «за контакты с оппозицией можно лишиться работы или быть крупно оштрафованным».
Несмотря на заявления Милинкевича о том, что «оппозиция революций не планирует», в ночь с 19 на 20 марта, возможно, будут предприниматься попытки организации «актов массового неповиновения» с возможными человеческими жертвами. В любом случае, отдельные политические группы на Западе уже высказали заинтересованность в подобном ходе событий. Депутат Европарламента от Латвии Алдис Кушкис, например, заявил на слушаниях в Конгрессе США (01.02.2006): «Если во время выборов мы увидим, что в жертву принесены, не только права и свободы человека, но и человеческие жизни, мы должны приложить совместные усилия по исключению Белоруссии из ОБСЕ и отданию Лукашенко под европейский суд».
Белорусские власти серьезно относятся к возможным массовым беспорядкам и надо ожидать, что будут приняты самые серьезные меры по предотвращению беспорядков и, самое главное, жертв среди манифестантов. Не исключено, что будут предприняты действия по упреждающему интернированию руководящего звена оппозиционных структур. Помимо Минска, возможна организация массовых выступлений и в Гродно.
Вместе с тем, белорусские власти используют в своих интересах нагнетание международной напряженности вокруг Белоруссии. Необходимость принятия, например, государственной стабилизационной программы со стороны президентской администрации подчеркнута путем «раскручивания» угрозы внешнего вмешательства во внутриполитические дела суверенной республики, а также признания нелегитимными всех иных (кроме команды Лукашенко) внутриполитических центров генерации идей государственного развития. Более того, именно борьба с этими враждебными внешними акторами рассматривается как одна из главных задач президента «третьего срока» - Александра Лукашенко, гаранта спокойствия и защитника белорусского независимого государства. Кроме того, Лукашенко сознательно ведет дело к тому, чтобы постепенно подменить такие базовые ценности, как права, свободы человека, «неотъемлемым» правом нации на самоопределение и независимость, которое стало теперь рассматриваться как приоритетное.
В целом и на Западе, где наиболее последовательно критикуют белорусскую вертикаль, есть понимание, что соперничать с Александром Лукашенко в борьбе за кресло президента ни один возможный кандидат не сможет, а результаты выборов позволят ему продлить на очередной срок свои властные полномочия. Поэтому уже сегодня в ряде средств массовой информации западных стран еще не состоявшиеся президентские выборы в Белоруссии объявляются нелегитимными, а Лукашенко – незаконным президентом. Сами выборы-2006, и в этом нет никаких сомнений, не будут официально признаны ни Вашингтоном, ни Брюсселем.
Никаких заметных предпосылок для выражения всеобщего недовольства в Белоруссии пока не наблюдается. Нет и трех главных причин для цветной революции – политической слабости верховной власти на фоне социальной напряженности, наличия раскола внутри правящей элиты, а также эффективного вмешательства внешних сил во внутриполитическую ситуацию на стороне оппозиции.
В Белоруссии до тотального разложения системы государственного управления и загнивания всего государственного организма пока не дошло. Лукашенко успешно осуществляет ряд социальных программ, которые в значительной степени способствуют укреплению внутренней безопасности государства. В языковом вопросе белорусские власти проводят уравновешенную и реалистичную политику. Учитывая это, прогнозировать в ближайшей перспективе победу сторонников «западноевропейской цивилизации» в результате революции, поддержанной извне, нельзя, для этого нет достаточных оснований.
4. Выборы в Белоруссии и позиция России
Основной кандидат в президенты Александр Лукашенко сумел заручиться поддержкой двух из пяти ведущих ядерных держав мира – КНР и России.
Россия в столь трудное время для Белоруссии заняла позицию, резко отличную от позиции Вашингтона и Брюсселя. Глава российского государства дал своему белорусскому коллеге гарантии сохранения в год президентских выборов льготных цен на поставки в республику природного газа из России в необходимом республике объеме (21 млрд. куб. м по цене 46,68 долларов США/ 1 тыс. куб. м). Кроме того, Путин заверил белорусских партнеров в том, что Кремль готов и далее оказывать Белоруссии поддержку на международной арене. Президент России Владимир Путин на своей ежегодной пресс-конференции заявил о поддержке Белоруссии - не режима Александра Лукашенко, а «братского нам белорусского народа». Особенно значимо для белорусской стороны прозвучало заявление вице-премьера, министра обороны России Сергея Иванова, который, исходя из того, что обе страны строят Союзное государство, подтвердил намерение России сотрудничать с Белоруссией в сфере обороны и поддерживать совместную группировку войск. Сергей Иванов в Мюнхене на международной конференции по вопросам политики и безопасности подчеркнул, что российская сторона отрицательно относится к возможности возникновения беспорядков после президентских выборов в Белоруссии и считает необходимым «сделать все, чтобы их не было».
Министерство иностранных дел России обратило внимание на недопустимость представлять Белоруссию в качестве какой-то проблемной зоны в плане демократии и под этим предлогом пытаться исключить ее из процессов международного сотрудничества. Кроме того, МИД РФ в Москве недвусмысленно заявил спецдокладчику комиссии ООН по правам человека по Белоруссии Адриану Северину о том, что считает строительство Союзного российско-белорусского государства неотъемлемой частью общеевропейского интеграционного процесса.
Таким образом, действующий президент Белоруссии Александр Лукашенко выполнил главную задачу накануне выборов - заручился поддержкой союзной России в плане обеспечения оборонного потенциала, безопасности республики и поставок энергоресурсов по льготным ценам в 2006 году. Сама позиция России по отношению к союзной Белоруссии делает иллюзорными надежды оппозиции в этой стране на развертывание революции с помощью определенных сил на Западе.
Запад намеренно демонстрирует свое «непонимание» позиции России, состоящей в поддержке Белоруссии. При этом в США и в Евросоюзе осознают, что политическое, да и экономическое давление на Лукашенко только со стороны западных стран и их союзников из числа стран СНГ не имеет каких-либо серьезных перспектив. Чтобы блокада Белоруссии состоялась, необходимо вовлечение в международный антибелорусский фронт России.
Белорусский президент по проблеме соблюдения прав человека подвергается ожесточенной критике и санкциям со стороны Западного альянса, к чему последний призывает присоединиться и Россию. И не просто присоединиться, а поставить всю свою политику, экономические отношения с Белоруссией, включая льготы и финансовую помощь, в зависимость от соблюдения руководством республики прав и свобод человека. Думается, что в этих обстоятельствах России не стоит ставить знак равенства между Белоруссией и администрацией Лукашенко. Кремлю ни в коем случае не следует отказываться от потенциальной интеграции с республикой в угоду призывам западного сообщества, действующего на международной арене исходя из пресловутых двойных стандартов.
Пока судьба интеграции России и Белоруссии остается неясной. Но любая революция по западному сценарию в Белоруссии зачеркнет все надежды на создание единого государства. Напротив, потенциальное геополитическое лидерство России, основанное на консолидации российского общества, успехах экономики, военно-стратегическом могуществе и классическом национализме (подобном североамериканскому, итальянскому, германскому), позволит сделать привлекательным идею федерации для ее бывших исторических частей, прежде всего Белоруссии и Украины.
Россия не может допустить отказа от идеи интеграции с Белоруссией, от активной, последовательной внешней политики по отстаиванию своих национальных интересов по периметру своих границ. Пассивно выжидать, надеясь на политический нейтралитет и независимый, любезный России курс государственных новообразований в постсоветской зоне, как показал опыт, просто наивно и недальновидно – вакуум неизбежно заполнят другие силы, далеко не дружественные российскому государству.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |