Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
16.02.2006. Ольвия-пресс
Валерий Лицкай, министр иностранных дел ПМР
Доклад на международной научно-практической конференции «Международное право и реалии современного мира. Приднестровская Молдавская Республика как состоявшееся государство» (Тирасполь)
«Сегодня Приднестровская Молдавская Республика являет собой яркий символ единения приднестровского народа. Подтверждением этому стали недавние торжества по случаю 15-летия со дня образования республики.
Борьба за нашу республику вот уже 12 лет как перенесена в плоскость международной дипломатии. И сегодня наша республика не просто существует, а продолжает играть далеко не второстепенную роль в сложном процессе формирования новых геополитических реалий в данном регионе Европы.
Поэтому политическая игра, которая начинается с требований признать универсальность косовской модели, вовсе не обязательно будет иметь в своем продолжении попытки добиться такого признания. Зато вместо пресловутой независимости отчетливо прослеживается стремление уничтожить сам дух переговоров, поставить левый берег под полный контроль и построить высокую стену глухой обороны под знаком “статус-кво”.
Главной целью приднестровской внешней политики неизменно остается всемерное укрепление стабильности и безопасности в регионе.
В связи с этим, приоритетным направлением внешней политики Приднестровской Молдавской Республики на протяжении лет остается урегулирование отношений с Республикой Молдова.
Необходимость урегулирования взаимоотношений, стремление не допустить повторения вооруженного конфликта 92-го года предопределили спустя два года после окончания вооруженной агрессии Молдовы против Приднестровья начало переговоров с Республикой Молдова.
Кроме того, в этих целях был подключен посреднический потенциал Российской Федерации, Украины и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также механизм миротворческой операции, направленный на предотвращение нового конфликта. Более того, мы не сомневаемся, что в дальнейшем миротворческая миссия в существующем формате станет неотъемлемой составной частью общей системы гарантий итогов окончательного урегулирования.
Подчеркну, что все эти годы позиция Приднестровской Молдавской Республики в переговорном процессе основана на принципах мирного политического урегулирования, равенства сторон, принятия взаимосогласованных решений, отказа от применения силы или угрозы силой.
Сегодня процессу урегулирования без малого 12 лет. За этот период стороны разработали и подписали порядка 70 документов в различных сферах взаимодействия, шаг за шагом продвигаясь к окончательному урегулированию.
К маю 2001 года был выработан оптимальный механизм ведения переговоров.
Политические решения принимались президентами сторон в ходе встреч на высшем уровне. Документы к подписанию готовились экспертами. Политический блок разрабатывался в процессе деятельности комиссий по координации и обеспечению переговорного процесса, экономический – комиссиями сторон по социально- экономическим вопросам. Кроме того, было налажено эффективное взаимодействие профильных рабочих групп министерств и ведомств.
И уже с сентября 2001 механизм был демонтирован молдавской стороной. В ход были запущены сценарии экономического, политического и дипломатического давления на Приднестровье с целью принудить нашу республику к односторонним уступкам в принципиальных вопросах урегулирования.
В настоящее время переговорный процесс и отношения между Приднестровьем и Молдовой переживают наиболее сложный период в своей истории. Позиция Республики Молдова в переговорах вернулась к давно изжившей себя модели унитаризма.
Действиями руководства Молдовы разрушены существовавшие прежде переговорные механизмы, и доверие сторон сегодня находится на самом низком с 1992 года уровне.
Политикой РМ в отношении ПМР вновь стало одностороннее силовое решение приднестровского вопроса, использование рычагов экономического давления, методов информационных и дипломатических воин.
Вследствие затянувшегося кризиса в переговорном процессе страны-гаранты активизировали свои усилия по разблокированию диалога сторон. Инициативы Президента Ющенко, а также российские наработки, подготовленные в их развитие, мы рассматриваем, как стремление Украины и России внести серьезный вклад в достижение жизнеспособного и политически выверенного урегулирования, как важную основу, позволившую разблокировать переговоры и придать им новый импульс.
Вместе с тем, необходимо отметить, что свободная интерпретация и односторонняя реализация молдавской стороной отдельных положений украинского проекта поставили под угрозу срыва все инициативы Украины.
Выводы Парламента Молдовы из украинского плана произвольностью своих трактовок вызвали недоумение как в Приднестровье, так и в серьезных международно-политических кругах.
В целях прикрытия своей деструктивной позиции Республика Молдова развязала на Западе широкомасштабную пиар-кампанию по дискредитации ПМР, формированию пресловутого образа антидемократического образования и «черной дыры» по отношению к нашей республике.
При этом Молдова препятствовала должному согласованию и реализации в срок таких предложений Украины, поддержанных Приднестровьем, как направление наблюдателей и экспертов на выборы в Верховный Совет ПМР, ознакомительных миссий на промышленные предприятия Приднестровья и приднестровско-украинскую границу.
В этой ситуации особой благодарности заслуживает согласованная позиция стран-гарантов, Российской Федерации и Украины, зафиксированная в Совместном Заявлении Президентов от 15 декабря 2005 года, а также решение направить в Приднестровье совместную делегацию Совбезов РФ и Украины, для мониторинга промышленных предприятий.
Россия и Украина подтвердили приверженность ранее достигнутым договоренностям, необходимость продолжения переговоров между ПМР и РМ на равноправной основе, а также на экспертном и высоком политическом уровне опровергли голословные обвинения Молдовы в адрес ПМР, в производстве, продаже и контрабанде оружия.
Осенью 2005 года Приднестровье, после активных консультаций со всеми заинтересованными сторонами, выразило свое согласие на привлечение к пятистороннему формату переговоров Евросоюз и США, в качестве наблюдателей.
Мы рассматриваем появление новых участников в формате «5+2» как возможность для США и ЕС получить достоверную информацию из первых рук и составить объективное мнение о происходящих в регионе процессах.
Кроме того, на наш взгляд, опыт урегулирования конфликтов с использованием нестандартных подходов и новых моделей, накопленный ЕС и США, может быть использован и в процессе молдо-приднестровского урегулирования.
В пользу применения новых методов разрешения конфликтов настоятельно говорят и сложившиеся современные внешнеполитические реалии.
Уважаемые коллеги!
Наличие в мире открытых и «замороженных» конфликтов, а также необходимость их скорейшего разрешения заставили международное сообщество отказаться от доминирования принципа нерушимости границ над равновеликим правом народа на самоопределение.
Такой подход открыл возможность к более свободному моделированию формулы и принципов урегулирования.
Последними примерами являются:
- обретение независимости Восточным Тимором и государством Такелау;
- разрешение конфликта в Боснии и Герцеговине, урегулирование отношений между Сербией и Черногорией на основе договорного принципа;
- применение референдарного принципа на Кипре.
В настоящее время все внимание международного сообщества сконцентрировано на Косово.
Право народа на самоопределение, являющееся краеугольным камнем будущей «косовской модели» урегулирования, открывает путь к признанию независимости Косово.
При этом, важнейшее значение приобретает возможность одностороннего признания независимости региона, несмотря на позицию метрополии или бывшего административного Центра.
Появление «косовского прецедента» вызвало активную дискуссию в экспертном и международном сообществе. Внешним проявлением остроты проблемы стало появление тезиса о необходимости признания уникальности «косовской модели».
Необходимо отметить, что косовский прецедент с его односторонним признанием не будет являться чем-то уникальным – уже более 30 лет существует Турецкая Республика Северного Кипра, признанная только одним государством – Турцией – членом НАТО и кандидатом в ЕС, не претерпевшим серьезных трудностей из-за своей особой позиции.
Кроме того, существует Тайвань – непризнанное государство, член ВТО.
В Приднестровье, так же, как и в Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, пристально следят за событиями на Балканах. Мы едины во мнении, что модель разрешения конфликта в Косово и Метохии может оказать решающее значение для разрешения «замороженных конфликтов» на пространстве СНГ, открыв путь к окончательному урегулированию.
Однако любая модель урегулирования требует наличия у сторон конфликта политической воли и договороспособности – способности договариваться и твердо исполнять достигнутые договоренности.
Опыт переговоров и взаимодействия с Молдовой показывает, что и воля, и договороспособность являются в Кишиневе большим дефицитом.
Приднестровье последовательно стремится к урегулированию отношений с РМ исключительно мирными политическими средствами и открыто для равноправного конструктивного диалога с целью поиска форм мирного сосуществования Приднестровской Молдавской Республики и Республики Молдова, как двух равноправных государств на добрососедской основе. Лишь такой подход может являться реальным условием обеспечения безопасности, поддержания мира, укрепления взаимного доверия и сотрудничества, устойчивого социально-экономического развития двух стран.
Разработка конкретной модели государственно-правовых отношений Приднестровья и Молдовы должна учитывать существующую международную практику мирного урегулирования и базироваться на результатах всеобщего референдума, проводимого в Приднестровье на основе нашего действующего законодательства.
При этом важным условием реализации будущей модели государственно-правовых отношении Приднестровья и Молдовы должна стать всеобъемлющая система и механизм обеспечения внутренних и внешних гарантий.
В этой связи, на наш взгляд, существует необходимость выработки и заключения Соглашения о механизме гарантий, подписание которого сняло бы опасность возобновления вооруженного конфликта и сделало бы невозможным применение экономических блокад и других форм силового давления.
Существующий международный опыт урегулирования, а также новые наработки в этой области показывают, что устойчивое, долгосрочное разрешение существующих проблем может быть достигнуто только при учете интересов всех конфликтующих сторон, и в первую очередь, мнения народов, населяющих тот или иной конфликтный регион.
Мы все являемся свидетелями того, какие сложные и неоднозначные трансформации происходят сегодня в мире, и в этих условиях не должно быть места для недопонимания складывающихся реалий или самоуспокоенности.
Именно с осознанием этих процессов должна строить свою работу приднестровская дипломатия, от которой требуется максимальная гибкость и одновременно твердость в отстаивании и реализации государственных интересов на внешнеполитической арене.
В любых условиях краеугольным камнем нашей позиции является Конституция Приднестровья и воля его многонационального народа. Именно воля приднестровского народа, выраженная на всенародном референдуме, может являться основой любой модели урегулирования, залогом ее жизнеспособности, стабильного и эффективного функционирования.
Мы обязаны осознать, что никто не решит наших проблем, кроме нас самих. И мы их обязательно решим, если четко определим наши политические и экономические приоритеты, объединив наши силы и возможности».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |