Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
22 – 28.02.2006. ВПК
Алексей Матвеев
Москва настойчиво зовет Узбекистан в ОДКБ
На прошлой неделе Ташкент посетил председатель Госдумы Борис Грызлов. Выступая перед депутатами Олий Маджлиса (нижняя палата республиканского парламента), российский спикер признал, что РФ "ожидает возвращения Узбекистана к полномасштабному участию в работе Организации Договора о коллективной безопасности".
В начале февраля здесь же побывал генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. Так что визит Бориса Грызлова выглядит закономерной поддержкой усилий Кремля вернуть Узбекистан "в лоно" коллективной безопасности СНГ, которое он покинул в 1999 г. Напомним, Николай Бордюжа выезжал в Ташкент по приглашению президента Ислама Каримова. Но всеми ожидаемой заявки о вступлении Узбекистана в ОДКБ генсек так и не привез в Москву. Николай Бордюжа, комментируя итоги свой поездки, очень дипломатично подвел беседующих с ним журналистов к выводу, что Ташкент просто ждал информации об организации "из первых рук". Как следует из слов генсека, пока же Узбекистан "внимательно присматривается к деятельности ОДКБ, изучает нормативные документы". Иными словами, Ислам Каримов взял паузу, и не исключено, для того чтобы дороже оценить роль своей страны в системе коллективной безопасности СНГ.
Что же касается позиции самого Николая Бордюжи, то он ее изложил очень четко: "Организация рассматривает Узбекистан как мощный элемент системы безопасности в Центральной Азии. У Узбекистана есть мощные спецслужбы и боеспособная армия. Мы понимаем, что глобальное решение проблемы безопасности Центральной Азии без Ташкента невозможно". Действительно, Узбекистан не зря называют сердцем Центральной Азии. Многонаселенная, богатая энергоресурсами, природными ископаемыми (в частности, ураном) республика играет важную роль в международных отношениях. Хотя, конечно, авторитарные методы Ислама Каримова отвернули пока многие европейские государства от активного сотрудничества с Узбекистаном.
Эта страна, граничащая с Афганистаном, откуда нестабильность и наркопотоки устремляются в Россию и другие государства Европы, конечно же, представляет для европейского сообщества и Североатлантического альянса особый интерес. И уход из страны американской военной базы, дислоцированной в Ханабаде, не способствовал выполнению задач контртеррористической операции в Афганистане, которую проводят США и НАТО. Однако для геополитических интересов России исход американцев из Узбекистана, разумеется, воспринимается положительно. Ташкент пошел на беспрецедентное сближение с Москвой, подписав в декабре союзнический договор с Россией, а в январе вступив в ЕврАзЭС. У РФ, что легко просчитать, есть большие экономические интересы в этой стране. Скажем, Москва заинтересована в развитии Ташкентского авиационного производственного объединения. И совсем не случайно председатель ГД Борис Грызлов во время пребывания в Узбекистане объявил, что Россия готова оказать содействие в увеличении выпуска на этом заводе самолетов Ил-76ТД с новыми двигателями, а в перспективе может "приватизировать этот самолетостроительный комплекс".
Не исключено, что у Москвы есть еще несколько интересных предложений экономического характера, от которых Исламу Каримову, как говорится, трудно будет отказаться (взаимовыгодные ядерно-технические и энергетические проекты). Проблем у Узбекистана хватает. Согласно открытой информации, опубликованной в СМИ, страна тратит на национальную оборону более 800 млн. долл. в год (для сравнения: Казахстан и Азербайджан - по 600 млн. долларов). Но лишь значительные расходы на оборону, спецслужбы и правоохранительную деятельность позволяют Исламу Каримову контролировать государство. Однако волнения, происшедшие в мае 2005 г. в Андижанской области, свидетельствуют о том, что держать ситуацию приходится жесткими методами с помощью регулярной армии, которая в данном случае выполняет полицейские функции. Большой военный бюджет отрицательно сказывается, конечно, на социальной сфере.
Несложно сделать вывод, что дальнейшие непомерные траты Узбекистана на содержание войск создадут большие проблемы экономике страны и населению. Надо заметить, что при всех значительных расходах на оборону кардинального перевооружения узбекской армии не произошло, а основные траты приходятся на содержание войск - зарплату, снабжение продовольствием, имуществом и т.п. Москва уже очень конкретно намекнула Ташкенту, что согласна поставить современное оружие и военную технику, но по льготным ценам это возможно только в случае вступления Узбекистана в ОДКБ. Встречные шаги Ташкента уже заметны. В ближайшее время ожидается возвращение Узбекистана в Объединенную систему ПВО СНГ. Об этом сделал специальное заявление заместитель главкома ВВС России Айтеч Бижев: "Узбекистан, который ранее вышел из состава Объединенной системы ПВО стран СНГ, сейчас вновь активизирует свое взаимодействие с нами. И не исключено, что в ближайшее время Узбекистан вернется". А еще Ташкент согласился поддержать ОДКБ в решении проблем постконфликтного устройства Афганистана. Так что интеграционные процессы на маршруте Москва-Ташкент уже не остановить.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |