Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
27.02.2006. НГ-Дипкурьер
Владимир Мухин
После вступления в ЕврАзЭС Узбекистан вытесняет Украину с рынка производства тяжелых военно-транспортных самолетов
Российско-узбекский Договор о союзнических отношениях, похоже, наполняется конкретным содержанием. В то время как страны Евросоюза и США объявили Ташкенту экономическую блокаду, активные инвестиционные проекты в экономику страны начинает внедрять Россия. И в первую очередь здесь, конечно, Москву интересует авиапромышленность Узбекистана, которая производит тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76. Как сообщил "НГ" главный редактор информационного агентства "Фергана.Ру" Даниил Кислов, в ближайшее время ожидается прибытие в узбекскую столицу влиятельных бизнесменов и представителей Федерального агентства по промышленности ("Роспрома"), которые продолжат начатые в закрытом режиме еще в ноябре 2005 года переговоры по приватизации государственного акционерного общества "Узбекское Ташкентское авиационное производственное объединение им. Чкалова" (ГАО ТАПОиЧ).
Этому визиту, как известно, предшествовала поездка на этой неделе в Ташкент делегации Государственной Думы РФ во главе с ее спикером Борисом Грызловым. В ходе визита в Узбекистан думцы посетили и ГАО ТАПОиЧ. И как заявил там Грызлов, Россия готова оказать содействие в расширении производства на ташкентском объединении самолетов Ил-76ТД с новыми, отвечающими мировым стандартам авиационными двигателями, а также приватизировать этот самолетостроительный комплекс.Примечательно, что реакция президента Узбекистана Ислама Каримова на такие заявления спикера ГД РФ была исключительно доброжелательной. Местные информагентства сообщили, что во время встречи с Грызловым Каримов высказал удовлетворение по поводу последовательного развития сотрудничества между Узбекистаном и Россией в соответствии с принципами союзнических отношений.
Как известно, вопрос о вхождение ТАПОиЧ в авиационную корпорацию Илюшина поднимается перманентно на протяжении всей постсоветской истории. Однако только сейчас он входит, как говорится, в решающую фазу. Правда, как заявил недавно руководитель "Роспрома" Борис Алешин, речь уже идет не о вхождении ТАПОиЧ в фирму Ильюшина, а о том, чтобы его акции приобрела создаваемая в России Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).
По мнению Даниила Кислова, именно сейчас и начинается активная работа по приватизации ТАПОиЧ российскими авиастроителями. "Уже ясно, что никакого переноса сборки самолетов Ил-76 в Воронеж не будет", – считает главред "Ферганы.Ру". О российско-узбекской кооперации в области производства тяжелых самолетов свидетельствуют и подписанные российской стороной в 2005 году взаимовыгодные контракты с Иорданией и Китаем. В общей сложности, скажем, для ВВС КНР, необходимо на ТАПОиЧ собрать 38 военно-транспортных самолетов на сумму более $1,5 млрд. По признанию гендиректора ГАО ТАПОиЧ Вадима Кучерова, его завод полностью готов к серийному производству тяжелых "Илов" и для Российской армии. Это подтверждает и главком ВВС Владимир Михайлов. По его словам, в период до 2015–2020 годов основу парка самолетов ВТА как по численности, так и по боевым возможностям примерно на 70% будут составлять самолеты Ил-76. При этом Михайлов недавно дал понять, что аналогичный российско-украинский военно-транспортный самолет Ан-70 в том виде, в котором он существует сейчас, не нужен Российской армии. Таким образом, Москва как бы показывает, кому сейчас отдает предпочтение в военно-техническом сотрудничестве, – конечно, Узбекистану, с кем имеются союзнические отношения.
Между тем после слов Михайлова о "ненужности" Ан-70 для ВВС РФ в Киеве, похоже, началась тихая паника. Гендиректор Киевского государственного авиационного завода "Авиант" Олег Шевченко заявил, что Россия сейчас преднамеренно сдерживает развитие программы по созданию самолета Ан-70. При этом Шевченко считает, что было бы предпочтительнее, если бы Россия вообще "вышла из этой программы" и Киев нашел бы мощных инвесторов, чтобы завершить испытания и начать производство своего, уже чисто украинского Ан-70. Однако Москва сейчас противится этому. И внешнеполитический подтекст здесь виден невооруженным взглядом. По экспертным оценкам, в разработку программы Ан-70, который реализуется Россией и Украиной на основании межправительственных соглашений от 1993 года и 1999 года, уже вложено около 5 млрд. долларов. В соответствии с соглашениями Россия финансирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки при создании самолета Ан-70 на 72%, Украина – на 28%. Нужно вложить всего несколько миллионов долларов, чтобы запустить Ан-70 в серийное производство. Однако Москва от таких шагов пока отказывается, отдавая предпочтение военно-техническому сотрудничеству с Узбекистаном.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |