Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
02.03.2006, "Газета"
Михаил Мошкин
В распоряжении "Газеты" находятся представленные Министерством обороны проекты двух соглашений между Россией и Грузией о порядке вывода российских военных баз.
В течение ближайшей недели премьер-министр Михаил Фрадков должен подписать постановления, затем они попадут к президенту. Судя по тому, что Михаил Саакашвили в последнее время не выступает с требованиями немедленного вывода российских войск, Тбилиси устраивают условия, предложенные Москвой.
Если соглашения будут подписаны, российские военные базы в Батуми и Ахалкалаки начнут "функционировать в режиме вывода". "Первой на выход" станет 62-я российская военная база в Ахалкалаки. Эвакуация тяжелой военной техники отсюда должна быть завершена до конца 2006 года. Окончательно базу закроют не позднее 31 декабря 2007 года.
Затем наступит черед 6-й военной базы в Батуми. Вывод этой базы и управления Группы российских войск в Закавказье запланирован на 2008 год. Имущество поделят по принципу "все, что можно вывести - ваше, что останется - наше". Недвижимость российских военных баз и объектов передается Грузии.
Нынешние соглашения - результат долгого торга. 25 декабря 2003 года министр обороны Сергей Иванов, встречаясь со спикером парламента Грузии Нино Бурджанадзе (в то время, после "революции роз", она занимала пост и.о. президента), настаивал на том, что для вывода российских войск требуются 11 лет. Грузинская сторона утверждала, что для вывода войск достаточно двух-трех лет. В марте 2005 года грузинский парламент единогласно принял предельно жесткую резолюцию с требованием вывода войск до 1 января 2006 года. Несколько дней спустя Сергей Иванов озвучил новые условия Москвы: для вывода военных баз потребуется не менее 3--4 лет.
В течение года Москве и Тбилиси удалось достичь компромисса, плодом которого могут стать нынешние соглашения. Некоторые эксперты расценивают этот договор как явно несвоевременную уступку Грузии.
"Логика российской стороны мне непонятна, - заявил "Газете" директор Института стран СНГ, депутат Госдумы Константин Затулин. - Политически несвоевременно заниматься этим вопросом, когда грузинское руководство готовится к силовым акциям против Южной Осетии и Абхазии. Если кто-то в МИД и Минобороны считает, что, подмахнув соглашения, Грузия прекратит давление на Абхазию и Южную Осетию, то он заблуждается".
Некоторые статьи соглашения действительно звучат довольно двусмысленно. При желании Тбилиси может попытаться подвести под эти пункты положение миротворцев в Абхазии и Южной Осетии. Но очевидно, что присутствие миротворцев базируется на совершенно иных договоренностях и не может быть изменено без согласия всех сторон конфликтов: Грузии, Абхазии, Южной Осетии. Основываясь на нынешних соглашениях, Тбилиси вряд ли удастся добиться вывода российских миротворцев, которые по-прежнему являются мощным инструментом российской политики на Кавказе. А значит, поводов для беспокойства имперски настроенных граждан России нет.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |