Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10.03.06 , Новый Регион
Елена Маргвелашвили
Известный православный публицист, профессор Московской духовной академии, диакон Андрей Кураев рассказал «Новому Региону» о проблемах религиозной жизни на Украине.
«Новый Регион»: Можно ли говорить о том, что Русская Православная теряет свои позиции на Украине?
Андрей Кураев: Украинские православные ногами проголосовали за единство церкви, несмотря на давление галицийско-киевских элит: информационных, властных, финансовых. Все-таки большинство православных украинцев остаются в храмах московской патриархии. У Русской Православной церкви на Украине свыше 12 тысяч приходов, у различных раскольников-националистов, если их сложить вместе, получается 4,5-5 тысяч. Есть еще один показатель. Речь идет о монашестве. Ни один из исторически существовавших монастырей на Украине не поддержал Филарета и не пришел к нему. У раскольников и националистически окрашенных церквей на Украине нет монашества. Я считаю, что это очень серьезный знак. Это значит, что та версия православия, которая совпадает с украинским национализмом, не может вдохновлять людей на жертвенное служение. Это ставит Киевский патриархат буквально в тупиковое положение, учитывая, что православный народ доверяет в основном монашеству и ориентирован на мнение монастырей.
«Н.Р.»: То есть ситуация не изменилась за годы независимости и после оранжевой революции?
А.К.: Успокаиваться этим нельзя. Нельзя не заметить, что годы нашего раздельного существования приносят свои печальные плоды. По моим наблюдениям в епископате Украинской Православной церкви настроения скорее в пользу отделения. Что же касается духовенства, то по неофициальным опросам большинство тех священников, которые остаются в Московском Патриархате на Украине, остаются там не из симпатий к Москве, не из убежденного понимания того, что единство русских и украинцев важно для наших народов и нашей церкви, а просто они не хотят нарушать церковных законов. Если бы появилась бы возможность канонически приемлемым путем порвать с Москвой, уйти под Константинопольского патриарха, то, пожалуй, изрядная часть готова была бы это сделать.
«Н.Р.»: Может, Москве стоило бы предоставить УПЦ хотя бы автономию?
А.К.: Что значит хотя бы автономию? Мы сами запутались в этих словах. На самом деле сейчас в пору говорить об автономии Русской церкви от Украинской. Для того, чтобы Киевский митрополит назначил или переместил нового епископа здесь на Украине, он не должен об этом спрашивать Московского патриарха. Может уведомить, а может и нет. В то же время для того, чтобы московский патриарх назначил епископа куда-то в Сибирь, должно быть решение Синода, под которым должна быть подпись Киевского митрополита. То есть скорее Киев контролирует ситуацию в русском епископате, нежели наоборот.
«Н.Р.»: Существует ли реальная опасность ухода Киева под Константинопольский патриархат?
А.К.: Здесь ситуация не отличается однозначной стабильностью. Религиозная ситуация зависит от того, чем завершатся выборы, изменится ли внешняя политика Украины. Также многое будет зависеть от отношений Турции и Европы. Что здесь связывает Турцию и Украину? Константинопольский патриарх год от года становится все более важной фигурой в политической жизни Европы. Дело в том, что, с одной стороны, его существования не признает турецкое государство. С другой стороны, сегодня, когда Турция стучится в двери Европы, для Анкары патриарх Варфоломей является основным переговорщиком с европейскими элитами. В частности недавно состоялась его встреча с канцлером и председателем парламента Австрии (страны, председательствующей сегодня в Евросоюзе). Кстати, Австрия радикально настроена против интеграции Турции в Евросоюз. Варфоломей же со своей стороны использует нужду Турцию для того, чтобы определиться со своим статусом. Он требует, чтобы Турция на пути в Европу дала бы церкви статус юридического лица. Он хочет, чтобы Константинопольский патриархат из символического превратился в реальный оплот православия. И если Константинопольский патриархат придет в Украину, то это совершенно изменит все расклады. Есть серьезные силы, которые заинтересованы в том, чтобы статус Константинопольского патриархата изменился.
«Н.Р.»: Намерена ли Русская Православная церковь отстаивать свои позиции на Украине?
А.К.: Если в экономическом и политическом смысле у нас есть какие-то рычаги воздействия на украинскую ситуацию (я имею в виду газовую трубу), то в смысле духовном я не вижу попыток Москвы ничего подарить (не продать, а подарить) Украине. По всем епархиям не нашлось денег на покупку книг для местных церквей.. Нет попыток информационного вхождения в жизнь Украины. Например, оплатить трансляцию православного канала. Поэтому очевидно, что рано или поздно заинтересованная мышка обманет апатичного слона.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |