Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
06.03.2006, Вести сегодня
Николай КАБАНОВ
Вчера во фракции ЗаПЧЕЛ в cейме политики и доктора педагогики Яков Плинер и Валерий Бухвалов представили составленный и изданный ими сборник "Основы русской культуры. Программы для классных часов и факультативных занятий". Депутаты уверены, что тираж в 500 экземпляров хотя и скромный, но сможет удовлетворить потребности русских школ в методическом материале. И еще заинтересованным латышам останется!
В сборник вошли 6 альтернативных программ, разработанных педагогами — энтузиастами русской культуры: Еленой Мальцевой, Ириной Огромновой, Александрой Касьян, Светланой Рябовой, Ириной Сердюковой, Ларисой Щукиной, Олегом Пухляком и Ольгой Дергуновой. "В школах Латвии таких материалов до сих пор не было, — подчеркнул Я. Плинер. — Мы взяли на себя работу МОНа, который утверждает, что с интеграцией все обстоит прекрасно, но на деле никак не способствует декларированному в законах Латвии сохранению национальной идентичности учащихся".
"Нужна специальная подготовка учителей, чтобы уроки русской культуры были обязательны. У учителей русской культуры должна быть своя ассоциация, — считает В. Бухвалов. — Для русской школы этот предмет не менее важен, чем курс истории Латвии. Воспитывать человека без принадлежности к общности — значит, воспитывать манкурта!"
— Сегодня русская культура на классных часах и факультативах сведена к фольклору, — продолжает профессиональный педагог и депутат Елгавской думы. — Национальные традиции, разумеется, нужно хранить и приумножать, но ведь культура включает в себя и наивысшие достижения нации в искусстве, науке, религии. И достижения именно РОССИЙСКОЙ нации, вобравшие в себя труды лучших представителей других народов, веками живших на общем географическом, политическом и языковом пространстве.
В отличие от заданных и лобовых решений латышских авторов русские педагоги сопоставляют русскую иконопись и авангард Малевича, Шагала и Кандинского, сочинения святых отцов и поэзию Бродского, фольклорную чертовщину и философию толстовства. Да, широк русский человек, но вот только сужать его не надо! Достаточно уже этим занимались весь XX век.
Отличительной чертой всех программ является деидеологизированность. Но на самом деле осознание трагедии царской семьи и самопожертвования защитников Ленинграда дает на выходе уж никак не меньше этнического самосознания, чем упоминаемые в одной из учебных программ… Алена Апина и Николай Басков. Уж если говорить о современной музыке, то куда более адекватными были бы группы "Алиса" и "Кино"! Думается, не должны проходить программы русской культуры и мимо таких тем, как уникальный опыт России и СССР в освоении космоса — от Циолковского (кстати, самобытного философа) до Королева. Не из латышских же учебников истории узнать нашим детям фамилию Гагарина! И не стоит сторониться кажущихся спорными тем, ведь та же афганская война, которую сейчас однозначно представляют как "преступление тоталитаризма", дала целый небосвод бардов в солдатских бушлатах… А новый конкурс проектов ЗаПЧЕЛ, который финиширует 5 мая, называется "Русская культура в Латвии: преемственность и развитие".
Бесплатно получить сборник учебных программ можно в Риге, на ул. Рупниецибас, 9 (вход со двора), в бюро объединения ЗаПЧЕЛ, 9, 10 и 13 марта с 15 до 18 часов. Справки по телефону 7320290.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |