Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
7 марта в Минске прошло очередное заседание Совета министров Союзного государства. В повестке дня заседания было 15 вопросов. Михаил Фрадков со своим белорусским коллегой Сергеем Сидорским обсудили итоги исполнения предыдущих решений Совета министров и прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2006 год и параметры прогноза до 2008 года. Естественно, в центре переговоров была и проблема торгово-экономического сотрудничества России и Белоруссии, поскольку объемы двусторонней торговли в течение 2005 года существенно упали, а доступ российских товаров на белорусский рынок административно ограничивался белорусской стороной по 37 позициям. На 10% за последние два года снизилась (до 48%) доля России во внешней торговле Белоруссии.
Не удалось двум руководителям правительств полностью согласовать вопрос о балансах топливно-энергетических ресурсов Союзного государства до 2020 года. Подписанный в рамках визита документ был составлен с изъятиями (по нефти).
О выборах президента Белоруссии шла речь на встрече премьер-министра Михаила Фрадкова с президентом РБ Александром Лукашенко. Фрадков, в частности, заявил, что нет никаких сомнений в том, что народ Белоруссии 19 марта сделает правильный выбор, и этот выбор укрепит сотрудничество и союз двух государств. И хотя российский премьер высказал мнение о том, что отношения между Россией и Белоруссией развиваются поступательно, с хорошей динамикой, все же очевидное отсутствие значимых результатов в строительстве Союзного государства не может не тревожить.
Следует подчеркнуть, что реальные шаги в целях интеграции с Россией не предусмотрены в предвыборных программах всех основных кандидатов в президенты, включая Александра Лукашенко.
Действующий президент предпочел сделать акцент на том, что белорусский народ впервые в своей истории создал суверенное и экономически независимое государство - Республику Белоруссия. По словам Лукашенко сегодня суверенитет Белоруссии – высшая ценность государства, реальный фактор мировой политики, который никто не может игнорировать.
Глава белорусского государства накануне выборов декларировал следующую формулу внешней политики республики на восточном и юго-восточном направлениях: Россия - это братская, дружественная страна, так же как и Украина, но это другие государства. Интересно, что союзнические отношения с Россией Александр Лукашенко поставил в один ряд с развитием сотрудничества с «южной сестрой – нашей братской Украиной». То, что белорусский лидер поставил на одну доску Россию, последовательно демонстрирующую приверженность формированию Союзного государства и предложившую ЕЭП, и Киев, рвущийся в НАТО и ЕС, разваливший с приходом к власти Ющенко в самом начале процесс создания единого экономического пространства «четырех», весьма симптоматично. Впрочем, и Лукашенко об этом проговорился на третьем Всебелорусском собрании, интеграция с этими двумя государствами-соседями Белоруссии важна, прежде всего, в ее экономическом, рыночном разрезе, поскольку и Украина и Россия представляют собой лишь «огромнейшие рынки» для белорусской продукции.
Два оппозиционных кандидата, которые, как представляется, вообще не имеют какой-либо внятной стратегии внешней политики, предпочли лишь вскользь коснуться перспектив развития отношений с Россией. И Александр Козулин и Александр Милинкевич ограничились замечанием о том, что они выступают за дружбу с Россией. Правда, лидер БСДП Козулин призвал дружить с восточной соседкой по-честному, а вот «беспартийный» Милинкевич пожелал независимой Белоруссии одновременно дружить и с Россией, и с Западом.
Таким образом, даже с победой на выборах действующего президента РБ нового мощного импульса в интеграции Белоруссии и России ждать при существующем отношении Минска к этой проблеме не приходится. В ближайшей перспективе, скорее всего, не удастся выйти на Конституционный акт Союзного государства, устраивающей обе стороны, а также ввести единую валюту и провести выборы в союзный парламент.
Между тем, вряд ли продуктивным будет со стороны России стремиться сразу достичь главных целей в союзном строительстве. И уж совсем не следует, констатировав наличие интеграционного тупика, отказываться в связи с этим от движения по объединению с Белоруссией. Более целесообразным, на наш взгляд, выглядит поиск политического компромисса с правящим классом Белоруссии.
На первом этапе достижение такого компромисса могло бы основываться на выявлении и признании (пусть всего нескольких) сфер общих интересов национальных государственных элит. Наиболее явственной и значимой для обоих государств здесь выступает область обороны и обеспечения безопасности.
Другими перспективными областями тесного взаимодействия, и это рано или поздно поймут в Минске, объективно являются внешняя и финансовая политика. Передав проблемы обороны, обеспечения государственной безопасности, и тесно связанные с ними вопросы осуществления внешней и финансовой политики в ведение объединенных, постоянно действующих союзных структур под единым руководством, Россия и Белоруссия могли бы на первом этапе объединения оставаться по всем остальным параметрам суверенными, равноправными и независимыми в плане внутренней политики государствами.
При таком сценарии интеграции предполагается параллельное развитие конституционализма, сохраняется в главных чертах структура национальных институциональных органов, прежде всего, представительных. Это позволяет на предварительном этапе уйти от наиболее болезненных (и пока вряд ли разрешимых) проблем разработки Конституционного акта и порядка избрания, полномочий союзного парламента, а также вопросов формирования и компетенции наднационального правительства. Главное – в обоих государствах не надо будет срочно менять национальные конституции (они будут лишь дополнены соответствующими статьями, позволяющими функционировать объединенным структурам) и государственный строй (с избираемой и полномочной президентской властью, законодательными, представительными органами и судебными инстанциями).
Национальные государства сохранят в своем ведении полное распоряжение хозяйственными комплексами, собственность на недра, ресурсы и средства производства, управление социальной сферой, развитием культуры и образования. В полном ведении национальных государств останутся территориальные воинские образования, полиция.
А вот интеграция в экономической и торговой областях России и Белоруссии представляется как поле гибкого и подвижного взаимодействия, где общими, помимо валюты и таможенного пространства, могут быть системы транспорта и связи. Вместе с тем, именно в рамках экономического и торгового сотрудничества, где наличествует естественная конкуренция, следует предусмотреть порядок, при котором будет соблюдаться принцип потенциального пересмотра или отказа через определенный временной отрезок от предшествующих договоренностей.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |