Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Белоруссия как государство-корпорация

Владислав Лосев (Минск)

Предвыборная президентская кампания 2006 года убедительно показала, что за годы своего руководства Республикой Беларусь  Александр Лукашенко  сумел выстроить в  республике устойчивую и хорошо управляемую административно-политическую систему, которая помимо властной вертикали, местных советов, профсоюзов и Белорусского республиканского союза молодежи  включает в себя и такой государственно-общественный институт как республиканские и местные народные собрания. Деятельность этих учреждений  регулируется конституцией Белоруссии и законом о республиканских и местных собраниях. Народные собрания на местном уровне пока не получили повсеместного развития (хотя подобный опыт уже имеется), но вот на общереспубликанском уровне состоялось  уже три таких мероприятия.

Надо сказать, что идея народных собраний как таковых возникла накануне конституционного референдума 1996 года  и была навеяна идеями русских мыслителей-эмигрантов Ивана Солоневича и Ивана Ильина о соборном государстве.

Оппоненты А.Г. Лукашенко нередко сравнивают народные собрания со съездами советов позднесоветских времен с их всеобщим «одобрямсом». Хотя такое утверждение вряд ли можно считать справедливым, так как и избрание делегатов и сами собрания проходят в атмосфере большой заинтересованности в решении тех вопросов, которые выносятся на обсуждение. Не обходится, конечно, и без парадности, но немало присутствует и критики и, в целом, деловитости.

Институт народных собраний в  белорусских условиях, когда политические партии и большинство общественных организаций имеют индекс популярности на уровне статистической погрешности, может стать в дальнейшем реальным инструментом повышения общественной активности населения, а, следовательно, и формирования дееспособного гражданского общества. Главное, чтобы  он не подвергся бюрократизации и формализации советского типа. А такая вероятность реально существует.

В то же время не стоит забывать, что именно на первом Всебелорусском народном собрании (ВНС) был окончательно положительно разрешен вопрос о государственности русского языка.  Тогда на всебелорусском вече (второе официальное название ВНС) обсуждался проект новой редакции конституции РБ, в котором языковая статья была прописана крайне двусмысленно. Русский язык не получал статуса государственного, а имел неопределенные «равные права с белорусским». Все это было чревато продолжением пресловутой политики «белоруссизации», так как   авторитарный характер новой редакции основного закона Белоруссии,  позволил бы проводить т.н. «дерусификацию»  еще более жесткими методами, чем она  проводилась до этого.

Фактически речь шла о том, чтобы с помощью юридической казуистики свести на нет результаты языкового референдума 1995 года. Тем более что тогдашний Верховный Совет 13 созыва отказался привести языковое законодательство в соответствие с итогами всенародного голосования.  При этом на А.Г. Лукашенко со стороны  «национально свядомой» интеллигенции и тогда влиятельного националистического Союза белорусских писателей оказывалось сильнейшее давление с целью не допустить получения русским языком государственного статуса.

В этом вопросе складывалась очень непростая и напряженная ситуация. Перелом произошел в ходе Всебелорусского народного собрания. Когда председатель Белорусского профессорского собрания Валерий Чердынцев во время своего выступления призвал отказаться от каких-либо двусмысленностей и придать русскому языку статус  государственного наравне с белорусским. Собрание, а это пять тысяч делегатов,  решительно поддержало  предложение В.А. Чердынцева. Прямо в зале заседания была изменена формулировка соответствующей статьи новой редакции конституции в пользу государственности русского языка. Несомненно, что такое решение ВНС повернуло дальнейший ход белорусской истории в положительное русло.

Такой поворот событий лег в основу особого доверия белорусских граждан к институту народных собраний. И естественно, что Александр Лукашенко не преминул воспользоваться поддержкой всебелорусского веча в нынешний непростой период  своей политической карьеры.

По сути, подготовка и проведение ВНС явилась мощной долговременной (с учетом периода выдвижения делегатов на собрание) политической акцией в поддержку действующего президента. Согласно белорусскому законодательству выборы делегатов собрания проходят в два этапа. В начале трудовые коллективы, общественные объединения и партии выдвигают своих представителей на собрания уполномоченных, где и происходит уже непосредственное избрание делегатов на Всебелорусское народное собрание.

Если первое всебелорусское вече было посвящено  конституционной реформе, то второе и третье обсуждали и принимали программы социально-экономического развития Белоруссии на соответствующие пятилетки.

В своем выступлении на 3-м Всебелорусском народном собрании Александр Лукашенко в качестве главных заслуг своего 12-ти летнего руководства Белоруссией определил построение «впервые за многовековую историю суверенного белорусского государства» и спасение республики от социально-экономического краха. «Мы вытащили страну из нищенского существования. Конечно, это только начало. Мы хорошо осознаем, что сделано еще крайне недостаточно.  Можно радоваться, что у нас есть крыша над головой и наши дети не голодают».

Успехи, конечно, налицо. В настоящее время средняя зарплата по республике составляет 250-260 долларов. Десять лет назад она равнялась примерно 25 у.е., но тогда и покупательская способность доллара в Белоруссии была совсем иная. В то время зарплата эквивалентная 50-ти долларам позволяла семье в 2-3 человека сносно существовать в течение месяца. Сейчас же таких денег (это примерно 107 тысяч белорусских рублей) едва ли хватит на неделю.

Согласно официальным данным Белоруссия первой среди республик бывшего Советского Союза достигла уровня ВВП 1990 года. Однако, по словам А.Г. Лукашенко, львиную долю в валовой внутренний продукт внесло сравнительно небольшое число ведущих предприятий республики. Остальные, как образно отметил белорусский президент, «еще сидят на дотации государства и никак не могут подняться с колен».

Западные специалисты, в первую очередь из Международного валютного фонда, неоднократно предлагали белорусскому президенту подвергнуть банкротству и ликвидировать отстающие нерентабельные предприятия. Но руководство республики не пошло на подобные действия, так как это неизбежно привело бы не просто к резкому нарастанию социальной напряженности, но и к голодным бунтам и мятежам. Дело в том, что в Белоруссии еще в советские времена во многих небольших городах и поселках было построено по одному крупному градообразующему предприятию, которые с распадом СССР оказались невостребованными. Их же банкротство и закрытие ввергло бы в социальную катастрофу практически всех жителей этих населенных пунктов.

Пойти на такие меры Александр Лукашенко отказался, добывая всеми правдами и неправдами финансовые ресурсы на дотации убыточным предприятиям.  Это делалось, в том числе и за счет низких цен на российские энергоносители.  Поэтому белорусское руководство так болезненно воспринимает любое повышение стоимости на ресурсы, поступающие из Российской Федерации.

В то же время понимая, что подобный путь  рано или поздно себя исчерпает, еще на 2-ом Всебелорусском народном собрании была поставлена задача по формированию т.н. пакета прорывных предприятий, которые призваны были стать точками роста «способными дать быстрый эффект и потянуть за собой всю экономику». В качестве  «тягачей»  белорусской экономики были избраны такие флагманы как Белорусский автомобильный завод (БЕЛАЗ), Минский тракторный завод (МТЗ), Минский автомобильный завод (МАЗ), крупнейший производитель телевизоров ПО «Горизонт», Белорусский металлургический завод  и некоторые другие.

Этим предприятиям не только уделялось особое внимание, но и по мере их развития к ним стали присоединять родственные отстающие производства. Так, БЕЛАЗу был отдан Могилевский автозавод (производство специальных карьерных и дорожных машин), МАЗу – «Белтрансмаш (Могилев) и т.д.

В предстоящие пять лет намечено дальнейшее поглощение слабо работающих предприятий и создание т.н. «белорусских монстров». Как подчеркнул Александр Лукашенко: «Будут создаваться огромные компании, которые в свое время выйдут на мировые биржи. Мы предложим эти акции инвесторам. Но эта акция будет стоить не бутылку белорусской водки, а несколько миллионов долларов». При этом предполагается переход от предприятий-производителей к саморазвивающимся компаниям с «мощным научно-техническим ядром».

Подводя итог сказанному, можно  утверждать, что в Белоруссии создано государство-корпорация, со своей специфической политической и социально-экономической системой, получившей название «белорусский путь».  Эта система хоть и отличается высокой степенью устойчивости, но имеет один существенный изъян.  Она фактически замкнута на одного человека, что делает ее потенциально уязвимой. Поэтому в модернизации и обновлении нуждается не только экономика, но и чрезмерно жесткое общественно-политическая устройство белорусского государства.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ