Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
06.03.2006. KM.Ru
Василий Ваньков
Сегодня в грузинскую столицу прибывают официальные представители Североатлантического альянса. В ходе своего визита они встретятся с министром обороны Грузии Ираклием Окруашвили, начальником генерального штаба Минобороны Леваном Николеишвили, госминистром по вопросам евроатлантической интеграции Георгием Барамидзе. Грузинские чиновники должны будут представить делегации НАТО «отчет о проделанной работе». А именно: каковы успехи страны в реформировании оборонительной сферы, экономики, образования, науки и юриспруденции, а также достижения в борьбе с коррупцией. Если «экзамен» будет «сдан» хотя бы на 4 , делегаты НАТО составят доклад о готовности Грузии к вступлению в эту организацию. В этом случае, начиная с 2007 года, Грузия сможет перейти к реализации плана действий по вступлению в НАТО и получить статус страны-кандидата на членство в этой организации.
Перспективы вхождения Грузии в Североатлантический альянс в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал руководитель отдела Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров.
- Насколько Грузия близка к желаемой цели и соответствует ли действительности заявление госминистра Барамидзе о том, что страна готова к вступлению в НАТО?
- Если брать стандарты, которым должна соответствовать та или иная страна для присоединения к Североатлантическому альянсу в классическом смысле (как они изначально понимались), то следует признать, что ни одно государство Восточной Европы, по существу, не готово к такому вступлению. Про Грузию речи вообще быть не может. Но даже Румыния и Болгария не соответствуют стандартам НАТО. Однако в последнее время т.н. «высокие» стандарты НАТО все время размываются. Хотя если посмотреть в исторической ретроспективе, то мы увидим, что вступление тех же Португалии или Испании было в свое время «авансом» этим государствам. И решающее значение здесь сыграли не демократия, права человека и даже не «приверженность евроатлантическим ценностям», а именно желание реализовать определенные геополитические интересы стран-участниц НАТО. Как хорошо известно, и в Португалии, и в Испании в том время были, по существу, фашистские режимы. Турция сейчас является членом НАТО, хотя не соответствует большей части европейских стандартов. Поэтому я бы не стал придавать особое значение разглагольствованию официальных представителей НАТО о том, что вступление в эту организацию требует особых условий и стандартов. Это просто такой способ отсеивать нежелательных кандидатов на членство или тех, кого они по тем или иным причинам не готовы пока принять. И вот начинается: «вы пока не готовы, вы должны привести в соответствие с нашими стандартами то-то и то-то…» А когда они политически заинтересованы в чьем-то вступлении, тогда сразу же принимают без всяких условий. Поэтому и в отношении Грузии они в принципе могли бы это сделать, несмотря на формальные моменты. Единственное, что сейчас сдерживает ее вступление в НАТО, это позиция России. А именно, то, что на ее территории сейчас продолжают базироваться российские военные базы. Они будут выведены, самое раннее, только к концу 2008 года. Раньше этого срока Грузия в НАТО никак не может вступить. Потому что это абсурд - иметь на своей территории войска и базы иностранного государства, которое не является членом альянса. Второй принципиальный момент - это конфликты с Южной Осетией и Абхазией, где также базируются российские миротворцы. Пока они там находятся, Грузия вступить в НАТО не может. Перед ее руководством выбор. Можно признать эти территории независимыми и суверенными государствами и вступать в Североатлантический альянс в тех границах, которые существуют на данный момент. На это Тбилиси не пойдет. Либо необходимо каким-то образом удалить с этих территорий российских миротворцев, поставив Южную Осетию и Абхазию под свой контроль. Вот почему Саакашвили сейчас так добивается вытеснения наших миротворцев и интернационализации конфликта. Если в этих регионах в качестве миротворцев будут размещены войска НАТО, то тогда ничто уже не помешает Грузии вступить в эту организацию. При наличии территориальных конфликтов и иностранных войск на своей территории это делать не возможно. В случае если бы НАТО сейчас приняла ее в свои ряды, она была бы вынуждена предоставить ей военную помощь. То есть вступить в прямой конфликт с Россией. Думаю, американцы на это не пойдут.
- Сегодня госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава отправился в Париж и Брюссель. Удастся ли грузинам отстранить Россию от участия в переговорном процессе?
- Это совершенно нереально, потому что Южная Осетия на это точно не пойдет, поскольку Россия сейчас является единственным настоящим гарантом ее суверенитета. Если они начнут играть с Грузией в политические игры на ее условиях, то просто все потеряют. Другое дело, если они проконсультируются с Россией. В случае если наш МИД даст добро, то они могут провести в модифицированном формате одну-другую встречу. Однако, судя по моим ощущениям, в последнее время в нашем внешнеполитическом ведомстве начинает возобладать прагматичный подход к этому вопросу. В Вену на заседание Смешанной контрольной комиссии наши представители не ездили. И, думаю, в Брюссель тоже не поедут. Мы за то, чтобы проводить эти заседания на территории четырех государств - участников СКК. Стремление Грузии все переносить в Европу свидетельствует о желании реализовать указанный выше план по интернационализации миротворческой операции. Россия будет этому всячески препятствовать.
- Почему грузинские власти вдруг решили реанимировать пятнадцатилетней давности уголовное дело, возбужденное в свое время против бывшего главы Аджарии Аслана Абашидзе?
- Видимо, грузинские спецслужбы заметили, что последний стал проявлять определенную активность в поддержке и финансировании грузинской оппозиции. Речь идет о партии «Справедливость», которую создали бывший министр безопасности Грузии Игорь Георгадзе и экс-глава МВД Аджарии, бывший депутат парламента Грузии трех созывов Джамал Гогитидзе. Я считаю, что российские власти должны предоставить Абашидзе (и всем другим грузинским оппозиционерам, преследуемым режимом Саакашвили) статус политических беженцев. К сожалению, в нашем политическом истеблишменте России все еще сильны прогрузинские силы. Сейчас он находится на территории России. Но ему необходимо предоставить другим нормальное политическое убежище. Тогда Саакашвили уже не сможет «достать» оппозиционеров. Это нормальная практика, которую используют все демократические государства. Достаточно вспомнить действия британских властей, раз за разом отказывающих России в возвращении беглых олигархов и представителей чеченских вооруженных формирований. Ничего нового нам здесь изобретать не надо.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |