Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10.03.2006. KM.ru
Василий Ваньков
В зоне грузино-абхазского конфликта снова льется кровь мирных жителей. 8 марта около 10 часов утра неизвестные открыли огонь по автомобилю УАЗ возле села Саберио Галльского района Абхазии, в результате чего погибли двое абхазцев и двое грузин, в том числе семилетняя девочка. После совершенной атаки нападавшие скрылись. Командующий Коллективными силами по поддержанию мира (КСПМ) в Абхазии Сергей Чабан заявил, что по его данным группа боевиков состояла из примерно 12 человек, вооруженных автоматами и гранатометами, и после нападения ушла в сторону Грузии. По установившейся в последнее время традиции Тбилиси возложил ответственность за расстрел мирных жителей на российских миротворцев и власти Абхазии. «Этот факт ясно доказывает, что так называемая милиция местного сепаратистского правительства и российский миротворческий контингент, дислоцированный в регионе, не в состоянии контролировать криминальную обстановку в районе, которая во многих случаях выливается в потерю невинных жизней среди мирного населения», – говорится в заявлении МИД Грузии по этому поводу. Он также обратился к ООН и ОБСЕ с просьбой «открыть офис по правам человека в Гальском районе и направить туда международные полицейские силы, чтобы не допустить повторения подобных инцидентов». Провокацию в зоне абхазско-грузинского конфликта в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал руководитель отдела Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров.
- Как вы считаете, какие силы заинтересованы в дестабилизации обстановки в этом регионе?
- Ответ на этот вопрос абсолютно очевиден. Грузия уже с конца прошлого года активизировала диверсионно-террористическую войну в Галльском районе Абхазии. Фактически они действуют как чеченские террористы: переходят границу Абхазии и ведут там боевые действия, а потом быстро отходят. Это форма силового давления на Абхазию с целью принудить ее к капитуляции на грузинских условиях. А в качестве первой задачи выступает ввод в Галльский район Абхазии полицейских сил ООН якобы под предлогом защиты мирного населения. А в действительности для того, чтобы оторвать этот район от республики. Затем подобные действия начнутся в следующем ее районе. И так до тех пор, пока вся Абхазия не перейдет полностью под контроль Грузии. План абсолютно прозрачен. Что в этой ситуации должна делать Россия? В первую очередь, надо объявить Грузию страной, которая поддерживает международный терроризм и осуществляет акты насилия, направленные против гражданского населения. Надо поставить этот вопрос в ООН и других международных организациях. Затем можно потребовать введения против этой страны санкций.
- Грузинские власти предлагают открыть офис по правам человека в Галльском районе Абхазии. Что они преследуют, предлагая такую меру?
- Если бы в этом офисе находились действительно объективные представители правозащитных организаций, которые бы честно зафиксировали факты противоправной деятельности грузинских властей на территории Абхазии, тогда еще можно было бы о чем-то говорить. Но ведь мы знаем, что сейчас политика Запада направлена на то, чтобы дискредитировать непризнанные государства - Абхазию и Южную Осетию. Поэтому и офис будет выполнять миссию по дискредитации, а не по защите прав человека. Совершенно ясно, о чем они будут говорить - что вооруженные формирования засылаются абхазами, даже если последние абсолютно к этому непричастны. Для России развертывание такого рода правозащитных офисов абсолютно неприемлемо. Нам надо сейчас ввести в Абхазию как можно больше войск, чтобы уничтожать эти террористические группы. Потом надо переходить уже на грузинскую сторону и там осуществлять диверсионно-террористические акты. Потому что одна оборона никогда не дает положительного результата. Надо контратаковать. Вот когда грузины почувствуют тот бой, который чувствуют абхазы, то, может, они остановятся и перестанут поддерживать диверсионно-террористические группы.
- В совещании по поводу инцидента с расстрелом мирных жителей будут принимать участие и представители ООН. Это означает, что Грузии удалось в какой-то мере добиться той самой интернационализации конфликта, о которой вы упомянули?
- Дело в том, что ООН изначально была сильно вовлечена в миротворческую операцию в Абхазии. Существует должность специального представителя ООН при Абхазии, который ежегодно публикует свой доклад. В зоне конфликта размещены наблюдатели ООН. Это, что называется, рутинная работа. В том, что будет проводиться совещание, ничего нового нет. Боевые действия в Галльском районе, по сути дела, никогда не прекращались. Они как бы идут волнами. Раньше боевые действия были в Кадорском ущелье. Потом они затихли. А сейчас Саакашвили решил вновь активизироваться и осуществляет политику форсированного давления на Абхазию и Южную Осетию.
- Вы видите какую-либо перспективу в разрешении этого конфликта?
- Перспектив тут нет и не будет до тех пор, пока Грузия не изменит собственную политику. Прежде всего - внутреннюю. Она должна отказаться от принципа национализма, приоритета грузинской нации. Грузия должна объявить, что является федеративным или даже конфедеративным государством. То есть варианты есть, но националистический режим Саакашвили не готов пойти на эти меры. Грузия для начала должна продемонстрировать, как она обеспечивает сейчас автономию Аджарии. Надо дать автономию Джавахети, Квемо Картли (регион, в котором большинство составляют азербайджанцы). Надо показать, что грузины действительно уважают права национальных меньшинств. Что они принимают реальное участие в управлении страной, занимают высокопоставленные должности, имеют возможность нормально заниматься бизнесом. И только когда Грузия продемонстрирует такие «высокие стандарты», еще можно говорить о каком-то урегулировании. А сейчас вряд ли кто-то изъявит желание в нее вступать. Правда, режим Саакашвили и не нацелен на то, чтобы кого-то убедить. Он пытается поглотить, аннексировать эти регионы. Для этого используются провокации, западное вмешательство. А реального курса на урегулирование конфликтов они не ведут, потому что в этом случае грузины придерживались бы совсем другой внешней политики.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |